Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение атрибутивного метода для создания культурологической модели культуры




Сущность атрибутивного метода, являющегося концептуальной основой отечественной культурологии заключается в том, что, во-первых, он как бы «вбирает» в себя предшествующие подходы в отечественном культуроведении – описательный, аксиологический и деятельностный методы, во-вторых, культура в нем определяется через предельно возможный определитель – «жизнедеятельность», в-третьих, исследуемый объект предстает не только как самостоятельный феномен – культурное пространство, но и как элемент социальной системы,[2] а также - элемент природной суперсистемы.[3] Благодаря атрибутивному методу культура определяется как жизнедеятельность социума, характеризующаяся тремя имманентными свойствами - экологичностью (на мегауровне), этноментальностью (на макроуровне) и гуманистичностью самодеятельного характера (на микроуровне).

Атрибутивный метод – имеет смысловую направленность. Мир культуры предстает как жизнедеятельность социума, с одной стороны, адаптированная к определенным социальным, этнонациональным, экзистенциальным и иным условиям, а, с другой, - изменяющая и совершенствующая их. Результат атрибутивного метода – смысловая модель культуры в системе природных, социальных и антропологичных координат. Атрибутивный метод, вбирающий дескриптивный, аксиологический и деятельностный методы, характерен для метанаучной культурологии.

При личностно-атрибутивном подходе культура – характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в её развитии. А. Швейцер утверждает, что «культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре.

Французский просветитель Руссо предпринял попытку использовать культуру в качестве противоречивого единства природного и социального, общественного и индивидуального. Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа. Гегель назвал культуру второй природой, второй реальностью, надстроенной над естественным мирозданием, культура для него – процесс самореализации мирового разума. И. Кант поставил проблему: культура как человеческое изобретение. Для Н. Бердяева культура выступает как живая судьба народа. А. Лосев считает, что культура – это предельное обобщение всего.

Культура и природа. Первоначально термин «культура» означал возделывание почвы, её культивирование, т.е. изменение природных объектах под воздействием человека, его деятельности, то есть рассматривался вопрос о соотношении культуры и природы. Культура традиционно противопоставляется натуральному (т.е. невозделанному, природному, необработанному) и выступает как результат человеческого труда, благодаря которому совершенствуется, преобразовывается сама непосредственная природа. В процессе трудовой деятельности возникает культурное освоение окружающей действительности, создавая полезные для себя предметы, человек одновременно познает природу, проникает в ее законы, подчиняя их себе своей социальной жизни. Созданная руками человека «вторая природа» – это не просто совокупность вещей, предназначенных для потребления, но и наглядный способ обнаружения особенностей культурной деятельности.

В деятельности человека культурное (художественное, эстетическое) и утилитарное начала развивались необособленно, а существовали как взаимопроникающие и сливались в единую материально-духовную синкретическую деятельность. Н.Г. Чернышевский отмечал: «Человек трудится отчасти для того, чтобы иметь продукт, отчасти для того, чтобы наслаждаться своим трудом» (Чернышевский Н.Г. Прекрасное есть жизнь. М., 1978, С. 130).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.