Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По типу данных




Понятие ИС. Классификация ИС по типу данных.

Понятие ИС. Классификация ИС по характеру использования информации, по уровню управления организацией.

Понятие ИС. Классификация ИС по степени автоматизации, сфере применения.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующих ограниченное единство.

Термин отношение в этом определении включает в себя следующие понятия:

- информация

- связь

- взаимосвязь

- соединение

- ограничение

Система – любой объект, который одновременно рассматривается как единое целое и как объединение в интересах достижения поставленных целей, совокупность различных элементов (например, часы).

В общем случае под системой следует понимать множество взаимосвязанных объектов или процессов, выполняющих определённые функции (если это объекты) или приводящие к определённому результату (процессы).

Информационная система – система, реализующая автоматизированный сбор, обработку, хранение, манипулирование данными и включающее технические средства обработки данных, ПО и обслуживающий персонал.

В зависимости от степени автоматизации:

1) ручные

2) автоматизированные

3) автоматические

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

Пример. Роль бухгалтера в информационной системе по расчету заработной платы заключается в задании исходных данных. Информационная система обрабатывает их по заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде ведомости, напечатанной на принтере.

По сфере применения:

1) интегрированные (корпоративные ИС)

2) системы автоматизированного проектирования (САПР - CAD)

3) ИС, поддерживающие основные задачи производ. моделирования и управления (MRP, MRP II, J IT)

4) комплексное планирование ресурсов предприятия (ERP, SAP)

5) системы управления непромышленными объектами (Lotus Domino)

Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т. д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

" Планирование материальных потребностей предприятия " (Material Requirement Planning - MRP).

Основными целями MRP -систем являются:

- удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;

- поддержка уровней запасов не выше запланированных;

- планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

Методология MRP является реализацией двух известных принципов - "Вовремя заказать" (Order In Time) и "Вовремя произвести" (Kanban), объединенных в методологию "Вовремя выполнить" (Just In Time - JIT). По сути, эта методология представляет собой алгоритм оптимального управления заказами на готовую продукцию, производством и запасами сырья и материалов, реализуемый с помощью компьютерной системы.

Система SAP ERP является комплексным решением по управлению ресурсами предприятия, которая позволяет автоматизировать бизнес-процессы, формировать аналитическую отчетность, интегрировать такие сферы деятельности как финансы и управленческий учет, управление персоналом, управление материальными потоками, планирование и управление производством, продажи и дистрибуция на основе корпоративных сервисов платформы SAP NetWeaver.

Информация, собираемая системой, позволяет менеджменту компании производить всесторонний анализ бизнеса, основанный на реальных, достоверных и всеобъемлющих данных и принимать обоснованные решения. Для комплексного управления ресурсами предприятия (финансовыми, человеческими, операционными и т.д.) используются решения класса ERP (Enterprise Resource Planning).

Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

 

Система – множество элементов, находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующих ограниченное единство.

Термин отношение в этом определении включает в себя следующие понятия:

- информация

- связь

- взаимосвязь

- соединение

- ограничение

Система – любой объект, который одновременно рассматривается как единое целое и как объединение в интересах достижения поставленных целей, совокупность различных элементов (например, часы).

В общем случае под системой следует понимать множество взаимосвязанных объектов или процессов, выполняющих определённые функции (если это объекты) или приводящие к определённому результату (процессы).

Информационная система – система, реализующая автоматизированный сбор, обработку, хранение, манипулирование данными и включающее технические средства обработки данных, ПО и обслуживающий персонал.

По характеру использования информации:

1) информационно-поисковые системы (ИПС)

2) информационно-решающие системы

- управляющие ИС

- советующие ИС

Информационно - поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно- поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.

Информационно - решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной совместной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основе которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Пример. Существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное по сравнению с рекомендуемым решение.

По уровню управления организацией:

1) Стратегические ИС – ИС верхнего уровня управления, обеспечивающие поддержку принятия решения по реализации стратегических перспективных целей развития организации.

2) Функциональные ИС – средний уровень управления – тактический (менеджер среднего звена).

3) Оперативные ИС – нижний уровень управления, решение задач, требующих быстрого принятия решения в каждый заданный момент времени (учёт количества проданной рподукции).

Стратегическая информационная система - компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации.

Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, подобные описанным выше, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача - сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Для некоторых стратегических систем характерны ограниченные аналитические возможности.

На данном организационном уровне ИС играют вспомогательную роль и используются как средство оперативного представления менеджеру необходимой информации для принятия решений.

Информационные системы уровня менеджмента используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

- сравнение текущих показателей с прошлыми;

- составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;

- обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Некоторые ИС обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос: "что будет, если …?"

На этом уровне можно выделить два типа информационных систем: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.

Управленческие ИС имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев, которые нуждаются в ежедневной информации о состоянии дел. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в фирме и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов. Информация поступает из информационной системы операционного уровня.

Характеристики управленческих информационных систем:

- используются для поддержки принятия решений структурированных и частично структурированных задач на уровне контроля за операциями;

- ориентированы на контроль, отчетность и принятие решений по оперативной обстановке;

- опираются на существующие данные и их потоки внутри организации;

- имеют малые аналитические возможности и негибкую структуру.

Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и пр. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду и пр.

Характеристики систем поддержки принятия решений:

- обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;

- оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;

- позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;

- отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий по несколько раз в день;

- имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.

Стратегические информационные системы

Развитие и успех любой организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.

В этом контексте можно воспринимать и понятия "стратегический метод", "стратегическое средство", "стратегическая система" и т.п. В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям вопросу стратегии развития и поведения формы стали уделять большое внимание, что способствовало коренному изменению во взглядах на информационные системы. Они стали расцениваться как стратегически важные системы, которые влияют на изменение выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие с потребителем и поставщиками. Появился новый тип информационных систем - стратегические.

Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение ИС на этом уровне - отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информация должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию.

Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.

Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система - это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, так как содержит и оперативную, и архивную информацию.

Отключение этой ИС привело бы к необратимым негативным последствиям.

Пример. Информационные системы оперативного уровня:

- бухгалтерская;

- банковских депозитов;

- обработки заказов;

- регистрации авиабилетов;

- выплаты зарплаты и т.д.

 

12. Понятие ИС. Жизненный цикл ИС.

13. Модели жизненного цикла информационной системы. Каскадная модель.

14. Модели жизненного цикла информационной системы. Каскадная модель с промежуточным контролем.

15. Модели жизненного цикла информационной системы. Спиральная модель.

 

Система – множество элементов, находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующих ограниченное единство.

Термин отношение в этом определении включает в себя следующие понятия:

- информация

- связь

- взаимосвязь

- соединение

- ограничение

Система – любой объект, который одновременно рассматривается как единое целое и как объединение в интересах достижения поставленных целей, совокупность различных элементов (например, часы).

В общем случае под системой следует понимать множество взаимосвязанных объектов или процессов, выполняющих определённые функции (если это объекты) или приводящие к определённому результату (процессы).

Информационная система – система, реализующая автоматизированный сбор, обработку, хранение, манипулирование данными и включающее технические средства обработки данных, ПО и обслуживающий персонал.

1) Фактографические ИС – регистрируются конкретные значения данных об объектах реального мира.

2) Документальные ИС (ДИС).

Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Характерной особенностью фактографических систем является то, что они работают не с текстом, а с фактическими сведениями, которые представлены в виде записей. Основные компоненты фактографических систем – это сами БД и системы управления БД (СУБД). На базе фактографических систем создаются справочники, системы анализа и управления предприятиями, бухгалтерские системы. СУБД должна предоставлять доступ к данным любым категориям пользователей, включая и тех, которые практически не имеют или не хотят иметь представления:

- о физическом размещении в памяти данных и их описаний;

- о механизмах поиска запрашиваемых данных;

- о проблемах, возникающих при одновременном запросе одних и тех же данных многими пользователями (прикладными программами);

- о способах обеспечения защиты данных от некорректных обновлений и (или) несанкционированного доступа;

- о поддержании баз данных в актуальном состоянии и множестве других функций СУБД.

В фактографических ИС регистрируются факты – конкретные значения данных (атрибутов) об объектах реального мира. Основная идея таких систем заключается в том, что все сведения об объектах (фамилии людей и названия предметов, числа, даты) сообщаются компьютеру в каком-то заранее обусловленном формате (например, дата – в виде комбинации ДД.ММ.ГГГГ). Информация, с которой работает фактографическая ИС, имеет четкую структуру, позволяющую машине отличать одно данное от другого, – например, фамилию от должности человека, дату рождения от роста и т. п. Поэтому фактографическая система способна давать однозначные ответы на поставленные вопросы, например: «Кто из работников фирмы с датой рождения не ранее 1 января 1970 г. имеет водительские права?», «Какие культурно-исторические памятники Санкт-Петербурга включены в список ЮНЕСКО?» и т.д.

Документальные системы предназначены для работы с документами на естественном языке: книги, тезисы, статьи. Наиболее распространенным видом ДС являются информационно-поисковые системы (ИПС), которые предназначены для накопления и поиска по различным критериям документов. В состав ИПС входят: программные средства, поисковый массив документов и средства поддержки информационного языка этой системы.

 

17. Понятие ИС. Документальные ИС, назначение, основной процесс функционирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.