Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология обществ




1. Общество в понимании ученых — это:

1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному 2) способы взаимодействия и формы объединения людей 3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам 4) материальный мир в целом

2. Верны ли следующие суждения об обществе?:

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элемен­ты и связи между ними.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения об обществе?:

А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.

Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Примером влияния природных факторов на развитие об­щества является:

1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек 2) создание древнейшего памятника писаного права - за­конов Хаммурапи 3) строительство пирамид в Древнем Египте 4) распад империи Карла Великого

5. В отличие от природы, общество:

1) является системой 2) находится в развитии 3) выступает в качестве творца культуры

4) развивается по собственным законам

6. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?:

1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом 2) формирование кастовой системы в Древней Индии 3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае 4) издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника

7. Какой из названных признаков характеризует индустри­альное общество?:

1) ведущая роль сельского хозяйства 2) преобладание промышленности

3) слабый уровень разделения труда 4) решающее значение сферы услуг в экономике

8. Какой из признаков присущ традиционному обществу?:

1) развитое фабричное производство 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве

3) завершение промышленного переворота 4) высокоразвитая инфраструктура

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 2) компьютеризация промышленности

3) преобладание патриархального типа семьи 4) светский характер культуры

10. Какой из признаков свойственен постиндустриальному об­ществу?

1) завершение промышленного переворота 2) присваивающий тип хозяйства

3) развитие электронных средств массовой коммуникации 4) особая ценность коллектива, общинность

11. Широкое использование внеэкономического принуждения к труду является характерной чертой общества:

1) индустриального 2) традиционного 3) гражданского 4) постиндустриального

12. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

1) формированием рыночной экономики 2) ограничением социальной мобильности

3) развитием средств массовой коммуникации 4) организацией фабричного производства

13. Назовите любые три черты, объединяющие индустриаль­ное и постиндустриальное общества.

14. С помощью такого критерия, как совершенствование нрав­ственности людей, можно показать прогрессивный характер:

1) изобретения письменности 2) успехов в освоении космического пространства

3) отмирания обычая кровной мести 4) учения о разделении властей

15. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?:

1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную

16. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, кото­рые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как ____(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ____ (2) об­щественной жизни и социальные институты. Выделяют эко­номическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддержи­вают необходимую __ (3) общества. ____ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распреде­ление различных видов _____ (5), а также управление совместной ___(6) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовало только одинраз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыслен­но заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) целостность Б) система В) общество Г) социальные блага Д) сфера Е) производство Ж) культура

3) социальные институты И) деятельность

17. Для традиционного общества характерно (-а):

1) ценность человеческой личности 2) динамичное развитие

3) значительная роль религии 4) индустриальное производство

18. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) длительное сохранение традиционных правовых норм 2) активное внедрение инновационных технологий

3) низкая социальная мобильность 4) слабость и неразвитость демократических ценностей

19. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль:

1) добывающей промышленности 2) обрабатывающей промышленности

3) сельского хозяйства 4) информации и информационных технологий

20. Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?

1) Жители посёлка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров.

2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.

3) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела.

4) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.

21. Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.

В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.

И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных. (В. Лавриненко)

Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника? Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте? Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания. В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

22. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений

23. Что из приведённого ниже характеризует постиндустриальное общество?

1) использование науки в процессе социального управления 2) переход от натурального к товарному производству 3) осуществление промышленного переворота 4) преобладание религиозного мировоззрения

24. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели.

Б. Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

25. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу?

1) информатизация общественной жизни 2) высокий авторитет научного знания

3) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом

4) замедленный темп общественного развития

26. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество».

1) традиционализм; 2) коллективизм; 3) фабрика; 4) религия; 5) большая семья; 6) сфера услуг.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.