КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
Определение предпринимательской деятельности дано в части 2 пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Анализ данного определения позволяет выделить некоторые характеризующие предпринимательскую деятельность признаки: 1. Это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц. Здесь имеется ввиду, как имущественная самостоятельность субъекта хозяйствования, так и организационная его самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у субъекта хозяйствования обособленного имущества, которым он впрае самостоятельно рапсоряжаться. Организационная самостоятельность – это способность субъекта хозяйствования самостоятельно принимать решения и исполнять их. 2. Рисковость. 3. Направленность на систематическое получение прибыли. 4. Извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ или оказания услуг, если они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. 5. Государственная регистрация. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, сопряженная с получением дохода в крупном размере (250 и более базовых величин) образует состав преступления, предусмотренного статьей 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь[8].
В соответствии со статьей 17 ГК Республики Беларусь гражданин может: заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; иметь другие права. На возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства указывает статья 11 Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993 г., это возможно в том случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь и не противоречит целям их пребывания на территории Республики Беларусь. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом «О предпринимательстве в Республике Беларусь»: - частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании; - коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании. Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя. Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с нормами ГК, Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республики Беларусь»; Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Государственной регистрации подлежат: 1. создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - коммерческие организации); ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потребительские кооперативы, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников (далее - некоммерческие организации); 2. граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели); 3. изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, а также в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами: облисполкомами (Минским горисполкомом) - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах; Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; Министерством финансов - страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями; Министерством юстиции - торгово-промышленных палат; администрациями свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;
облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных выше. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах. Вышеуказанный Декрет установил перечень документов, необходимых для государственной регистрации субъектов хозяйствования. Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению: 1. учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создана эта организация, достижением цели, ради которой она создана, или признанием судом недействительной регистрации данной организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) либо орган коммерческой организации, уполномоченный ее учредительными документами, по указанным основаниям обязаны обеспечить ее ликвидацию в срок, согласованный с регистрирующим органом; 2. хозяйственного суда в случаях: непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано; осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признания судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства либо экономической несостоятельности (банкротства) этой организации; сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;
наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков; наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива; уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда; установление фактов, свидетельствующих о том, что ее деятельность была связана с торговлей людьми; 3. регистрирующего органа в случаях: нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством; неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами, указанными в абзаце втором части второй настоящего подпункта; выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством. Лицензирование осуществляется в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №17 от 14 июля 2003г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»[9], в соответствии с которым лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Право на получение лицензии имеют: юридические лица и индивидуальные предприниматели; физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью. Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Действие лицензии прекращается: 1. по истечении срока, на который она выдана; 2. по решению лицензирующего органа: об аннулировании лицензии; в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата; при реорганизации юридического лица; в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности; 3. по решению суда: об аннулировании лицензии; в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Имущественная ответственность предпринимателя может наступать в случаях предусмотренных статьей 8 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь»: нарушения действующего законодательства; невыполнения заключенных договоров; нарушения прав собственника и других субъектов; загрязнения окружающей среды; обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение; сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений; выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями; незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения; использование чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы; получение дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен; заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |