КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
Оценка соответствиям требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизции.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»[20] под техническими нормативными правовыми актами понимаются - технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению несплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2004г. «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»[21]: оценка соответствия - деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; аккредитация - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции; подтверждение соответствия - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст. 1 Закона). Оценка соответствия проводится в целях: 1) обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; 2) повышения конкурентоспособности продукции (услуг); 3) создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле. Оценка соответствия основывается на следующих принципах. 1) гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия; 2) обеспечение идентичности правил и процедур подтверждения соответствия продукции отечественного и иностранного производства; 3) соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия (ст. 5 Закона). Объектами оценки соответствия являются: 1) продукция; 2) процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; 3) оказание услуг; 4) система управления качеством; 5) система управления окружающей средой; 6) компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции; 7) профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг; 8) иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия (ст. 6 Закона). Субъекты оценки соответствия: 1) Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов (Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь); 2) аккредитованные органы по сертификации; 3) аккредитованные испытательные лаборатории (центры); 4) заявители на аккредитацию; 5) заявители на подтверждение соответствия (ст. 7 Закона). В соответствии со ст. 8 Закона видами оценки соответствия являются: 1) аккредитации; 2) подтверждения соответствия. Документы об оценке соответствия: 1) аттестат аккредитации; 2) сертификат соответствия; 3) декларация о соответствии; 4) сертификат компетентности (ст. 9 Закона). Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: обязательной сертификации; декларирования соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия. Декларирование соответствия осуществляется заявителем на подтверждение соответствия только в отношении продукции одним из следующих способов: путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств; путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение соответствия на основе договора. Техническое нормирование и стандартизация. Техническое нормирование и стандартизация осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2004г. «О техническом нормировании и стандартизации»[22]. Субъектами технического нормирования и стандартизации являются: 1) Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов; 2) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, Республики Беларусь; 3) иностранные юридические лица, иностранные граждане; 4) лица без гражданства; 5) иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (ст. 3 Закона). Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение: - защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; - повышения конкурентоспособности продукции (услуг); - технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; - единства измерений; - национальной безопасности; - устранения технических барьеров в торговле; - рационального использования ресурсов. Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах: обязательности применения технических регламентов; доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц; приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов; использования современных достижений науки и техники; обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов; добровольного применения государственных стандартов (ст. 4 Закона). Статья 15 Закона выделяет следующие виды технических нормативных правовых актов: 1) технический регламент - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг. Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается. 2) технический кодекс - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг. Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации. 3) стандарт, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов. Государственные стандарты являются добровольными для применения. 4) технические условия - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля. Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации. Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |