Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг




Оценка соответствиям требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизции.

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»[20] под техническими нормативными правовыми актами понимаются - технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению несплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2004г. «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»[21]:

оценка соответствия - деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

аккредитация - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;

подтверждение соответствия - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст. 1 Закона).

Оценка соответствия проводится в целях:

1) обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

2) повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

3) создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Оценка соответствия основывается на следующих принципах.

1) гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия;

2) обеспечение идентичности правил и процедур подтверждения соответствия продукции отечественного и иностранного производства;

3) соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия (ст. 5 Закона).

Объектами оценки соответствия являются:

1) продукция; 2) процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; 3) оказание услуг; 4) система управления качеством; 5) система управления окружающей средой; 6) компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции; 7) профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг; 8) иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия (ст. 6 Закона).

Субъекты оценки соответствия:

1) Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов (Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь);

2) аккредитованные органы по сертификации;

3) аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

4) заявители на аккредитацию;

5) заявители на подтверждение соответствия (ст. 7 Закона).

В соответствии со ст. 8 Закона видами оценки соответствия являются:

1) аккредитации;

2) подтверждения соответствия.

Документы об оценке соответствия:

1) аттестат аккредитации;

2) сертификат соответствия;

3) декларация о соответствии;

4) сертификат компетентности (ст. 9 Закона).

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

обязательной сертификации;

декларирования соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.

Декларирование соответствия осуществляется заявителем на подтверждение соответствия только в отношении продукции одним из следующих способов:

путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение соответствия на основе договора.

Техническое нормирование и стандартизация.

Техническое нормирование и стандартизация осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2004г. «О техническом нормировании и стандартизации»[22].

Субъектами технического нормирования и стандартизации являются:

1) Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов;

2) юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, Республики Беларусь;

3) иностранные юридические лица, иностранные граждане;

4) лица без гражданства;

5) иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (ст. 3 Закона).

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

- защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

- повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- единства измерений;

- национальной безопасности;

- устранения технических барьеров в торговле;

- рационального использования ресурсов.

Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:

обязательности применения технических регламентов;

доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;

приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;

использования современных достижений науки и техники;

обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;

добровольного применения государственных стандартов (ст. 4 Закона).

Статья 15 Закона выделяет следующие виды технических нормативных правовых актов:

1) технический регламент - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.

2) технический кодекс - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.

3) стандарт, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов. Государственные стандарты являются добровольными для применения.

4) технические условия - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.

Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации. Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.