Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественный стиль




Публицистический стиль

Упражнение 55. Исходя из особенностей лексико-грамматического состава публицистического стиля, выберите правильные пункты из перечня, приведенного ниже. Мотивируйте свой выбор.

Характерными для публицистического стиля чертами являются:

I

 

а) Наличие в лексической системе общественно-политических слов, «газетизмов».

б) Отсутствие в лексической системе общественно-политических слов, «газетизмов».

 

II

 

а) Непродуктивность словообразовательных моделей отвлеченных имен существительных с суффиксами -ост'-, -ств-, -ниj-, -uj-.

б) Продуктивность словообразовательных моделей отвлеченных имен существительных с суффиксами -ост'-, -ств-, -ниj-, -uj-.

 

III

 

а) Активность в употреблении образований с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать и под.

б) Пассивность в употреблении образований с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать и под.

 

IV

 

а) Наличие образований с лексикализованными приставками меж-, все-, обще-, сверх- и под.

б) Отсутствие образований с лексикализованными приставками меж-, все-, обще-, сверх- и под.

 

V

 

а) Активное использование интернациональных словообразовательных суффиксов (-а-ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и приставок (анти-, контр-, про-, де-з-) и под.

б) Использование интернациональных словообразовательных суффиксов (-а-ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и приставок (анти-, контр-, про-, де-з-) и под. непродуктивно.

Упражнение 56. В приведенных ниже примерах из языка газет найдите речевые штампы. Является ли их наличие признаком (нормой) публицистического (газетно-публицистического) стиля или же они должны рассматриваться как его недостаток?

1. Беседа прошла в теплой дружеской обстановке.

2. Цена же на черное золото растет год от года.

3. Вчера вечером состоялась встреча без галстуков российского президента и канцлера ФРГ...

4. В моей душе встреча с этим человеком оставила неизгладимый след.

 

 

Упражнение 57. Прочитайте приведенный отрывок из рассказа А.П. Чехова «Письмо к ученому соседу» и выполните задания, приведенные после текста.

 

Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. <...> Позвольте... пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом. <...> Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. <..> Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга... <...> Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении, как сказал мне о. Герасим, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съострил! <...>

Задания к тексту

 

 

1. Определите стиль и жанр приведенного отрывка.

2. Найдите в тексте отступления от фонетических, лексических и грамматических норм современного русского литературного языка; укажите их современные нормативные варианты.

3. Укажите, с какой целью А.П. Чехов использует найденные вами нарушения в тексте своего произведения?

Упражнение 58. Охарактеризуйте стилистическое использование ошибок в предложениях из произведений М. Зощенко. Классифицируйте эти ошибки. Пострадает ли стиль повествования в случае их устранения?

1. Только узнаем: до смерти убит старый князь... 2. Стал я богом божиться. 3. Что она, прелестная красавица, ни скажет, то я и сделаю. 4. Сплюнул я на пол плевком и пошел себе. 5. Я по тебе живому панихиды служу, и все мы почитаем тебя умершим покойником. 6. Народу тут множество многое испорчено. 7. Ты, говорит, сразу мне приглянулся наружной внешностью. 8. Я, говорю, человек не освещенный. 9. Я шутку пошутил, Анисья Васильевна. 10. Нет у меня денег ремонты ремонтировать.

Упражнение 59. I. Прочитайте приведенный ниже отрывок из книги К.И. Чуковского «Живой как жизнь». Можно ли согласиться с автором, что выделенные им слова – "бездарная чушь", неуместная в романтической сказке? II. Обратите внимание на перевод первой из этих фраз М. Благовещенской. Безупречен ли ее вариант? Дайте собственную редакцию этой фразы.

I. Помню, как смеялся А. М. Горький, когда бывший сенатор, почтенный старик, уверявший его, что умеет переводить с "десяти языков", принес в издательство «Всемирная литература» такой перевод романтической сказки:

«За неимением красной розы, жизнь моя будет разбита». Горький указал ему, что канцелярский оборот "за неимением" неуместен в романтической сказке. Старик согласился и написал по-другому:

«Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита», чем доказал полную свою непригодность для перевода романтических сказок.

Этим стилем он перевел весь текст:

«Мне нужна красная роза, и я добуду себе таковую». «А что касается моего сердца, то оно отдано принцу». "За неимением", "ввиду отсутствия", "что касается" – все это было необходимо в тех казенных бумагах, которые всю жизнь подписывал почтенный сенатор, но в сказке Оскара Уайльда это кажется бездарной чушью.

II. «Я прочел все, что написали мудрые люди, я постиг все тайны философии,— а жизнь моя разбита из-за того только, что у меня нет красной розы» [О. Уайльд. Соловей и роза / Перевод М. Благовещенской/].

Упражнение 60. Лион Измайлов в своем юмористическом рассказе «Великий и могучий» приводит случаи неправильного употребления слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и т.д. Проанализируйте приводимые ниже выдержки из этого рассказа и найдите ошибки. С чем они связаны? Дайте ваш вариант.

Никто, включая интеллигенцию, правда пока что техническую, не говорит "в доме отдыха", все говорят "в доме отдыхе".

Жена одного моего знакомого, кстати, писателя, уже много лет говорит "тубаретка". И не она одна. Сам писатель тоже так говорит.

В санатории я слышал, как одна женщина, звоня в Москву, кричала в трубку: «У меня такой обмен веществ, такой обмен веществ – весь санаторий завидует!» Интересно, что она имела в виду.

Часто мы слышим такие изумительные глаголы, как "одевши", "поспамши". Помните, как у Райкина. Дети бегают по двору школы, кричат "одемши", "раздемши". У директора спрашивают: «Почему они у вас так говорят?» Директор отвечает: «А они у нас так привыкши».

Одна женщина говорила: «Цыплят по восемь считают». Я ее поправил: «По осени». Она сказала: «Неважно когда, важно, что по восемь». «А почему, – спрашиваю, – по восемь, а не по семь?» Она логично отвечает: «Считать быстрее».

За праздничным столом часто говорят: «Хочу поднять этот тост...»

Ничуть не задумываясь, что поднять можно рюмку или бокал, а тост поднять невозможно.

Несмотря на подобные ошибки, большинство из нас считает себя знатоками русского языка. Попробуйте в автобусе спросить:

«Вы на следующей сходите?» Тут же услышите в ответ: «Не сходите, а выходите. Сходят с ума, а не в автобусе».

Особый язык, изощренный и уродливый, выдумали чиновники. Это от них пошли фразы: "вызвать на ковер", "перекрою кислород", "прозвоню по своим каналам", "налажу связи"...

Поэты языкотворцы выдумывают такое, что уши порой вянут. Говорят, один поэт принес на радио такие стихи:

Закончилася драма,

Оборван жизни путь,

Течет вода из крана,

Забытая заткнуть.

В поликлинике сплошь и рядом вместо "бюллетень" говорят "беллютень". Не раз я слышал как "вещи ложат в чумадан".

Один начальник все время говорил "хвакты" вместо "факты", когда ему объяснили ошибку, он стал говорить не только "факты", но еще и "фатает", вместо "хватает".

Другой деятель говорил: «Вот вы здесь сидите, а в Америке Кукрыниксы негров вешают». Спутал Кукрыниксов с ку-клус-кланом.

Один военный, проводя политинформацию, говорил: «А в Африке зверски погиб Патриас Лумамба».

Лично я видел объявление "Сниму квартиру с женой". Другое объявление: «Сдаю квартиру одинокому мужчине без женовождения».

Кстати, знаете как различать портфéль или пóртфель? Очень просто. В портфéль кладут докумéнты, а в пóртфель докýменты.

Оговорок, искажений и извращений нашего языка много. Особый язык – это язык подворотни. "Потрекали", "врезали", "смурной", "малахольный"...

Я из подобных слов составил небольшой рассказик.

«Продрали мы зенки с бодуна. Взяли три пузыря. Раздавили их — сотрю: не торчим. Пошпандорили к Нинке. Еще один влындили — ни в одном глазу. Тогда по литру лосьона запузырили и тут же забалдели. А с утра головешка как бидон, зенки на лбу, и изо рта факел. Вот так и погудели».

(По Л. Измайлову)

РАЗДЕЛ III




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.