Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство империи Антонинов





Хотя династия Антонинов берет начало от Нервы и включает и Траяна, и Адриана, искусство этих периодов настолько различно, что в искусствоведческой литературе принято к культуре этой эпохи относить лишь памятники, созданные в годы правления Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода. Это было время, когда идея величия Рима утрачивала прежнее значение, когда переживала большие изменения римская религия и христианство все сильнее завоевывало умы и сердца людей, когда беспокойство и смутные предчувствия все более тревожили сознание римлян, находя отражение в литературе и философских трудах. В архитектуре в эти годы не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, и основное внимание уделялось строительству домов и роскошных вилл в живопис­ной местности Кампанья.

Поскольку в этот период возросла экономическая роль провинций, там также велось интенсивное строительство. В Тимгаде (Алжир), Лептис Маг-на (Ливия), Карфагене (Тунис) и других центрах Северной Африки воздвигались форумы, термы, театры, триумфальные арки. Те же процессы шли в Галлии, Германии, на Британских островах. Оживленная художественная деятельность наблюдалась в Греции и Малой Азии. В Сирии, этой процветающей провинции, где кончалась мощеная дорога и начинались караванные пути через пустыню, создавались выдающиеся памятники искусства: архитектурные ансамбли в Баальбеке, яркие мозаики в Антиохии, скульптурные портреты в Пальмире, красочные фрески в Дура-Европос.

Особенность провинциальной ар
хитектуры II—III вв. н.э. состояла не
только в использовании местного кам­
ня-известняка, позволяющего делать
глубокую орнаментальную порезку,
дающую особый декоративный эф
фект. Местные художественные при
страстия. К нарядности, необычности 133


архитектурных форм, богатой игре светотени обусловили возникновение совершенно особенных архитектурных памятников.

В Эфесе сохранилась библиотека, представляющая собой прямоугольный зал, где входы богато декорированы коринфскими колоннами, нишами для статуй и углублениями в стенах для рукописей.

В Лептис Магна поражал воображение огромный нимфей (святилище, посвященное нимфам) с полукруглой экседрой1, украшенной колоннами и многочисленными нишами, из которых били струи воды. Облицованный цветным мрамором и мозаичными вставками нимфей представлял собой настоящий «театр воды».

В больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов по­крывали красочные мозаики. В Антиохии роскошные мозаичные композиции отражали две тенденции в этом виде декоративного искусства. В мозаиках, следующих эллинистическим традициям, фигуры богов и героев размещались на свободном пространстве в живых динамичных позах. Яркие и сочные цветовые пятна только усугубляли их декоративный эффект.

Для мозаичных композиций так называемого «стиля провинциальной живописи» были характерны скованность движений, схематизм в изображении, монотонность повторов. Сюжеты упрощались до одного действия, а обрамлению отводилась ведущая роль: персонажей изображали только в жестких границах рамок, а сами рамки представляли собой однообразное размеренное расположение квадратиков, ромбов и других геометрических фигур. Развитие «стиля провинциальной живописи» наблюдалось в росписях домов, храмов, гробниц сирийского города Дура-Европос и в портретах, найденных в Фаюмском оазисе в Египте. Их отличают пренебрежение к пластике, плоскостность, схематизм. Те же черты мы видим в коптских тканях, производившихся египетскими христианами - коптами. При этом утрата скульптурности возмещалась усилением красочного воздействия, что являлось проявлением основной тенденции художественного развития этого периода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.