Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные темы курсовых работ по логопедии




Диаграмма 1. Характер нарушения просодического оформления речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

4.1. Нарушения звукопроизношения

1. Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников.

2. Влияние нарушений произносительной стороны речи на процесс овладения грамотой.

3. Особенности нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.

4. Влияние дизартрического компонента на нарушение произношения у дошкольников.

5. Сравнительный анализ нарушений звукопроизношения у детей с дислалией и стертой дизартрией.

6. Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения.

4.2. Дизартрические расстройства

7.Комплексный подход к преодолению симптоматики речевых нарушений при дизартрии.

8.Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии.

9.Особенности голосовых нарушений у детей с дизартрией.

10.Нарушения фонематических процессов у детей с дизартрией.

11.Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией.

12.Нарушение интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией.

13.Особенности просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.

14.Состояние графо-моторных навыков у дошкольников с дизартрией.

15.Особенности речевых и неречевых нарушений при дизартрии.

16.Методы коррекции просодических расстройств у детей со стертой дизартрией.

17.Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию.

18.Развитие фонематических представлений у детей с дизартрией.

4.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

19.Нарушение фонематических процессов у детей с ФФН.

20.Особенности интонационной стороны речи дошкольников с ФФН.

21.Готовность к обучению грамоте дошкольников с ФФН.

22.Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ФФН.

23.Устранение недостатков произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

24.Особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

25.Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

26.Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

27.Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

28.Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

4.4. Общее недоразвитие речи

29.Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи.

30.Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

31.Нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

32.Готовность к усвоению навыков звукового анализа у детей с ОНР.

33.Нарушение интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи.

34.Специфика логопедической работы с детьми I уровня речевого развития.

35. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими IV уровень речевого развития.

36.Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с третьим уровнем речевого развития.

37.Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

38.Особенности формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

39.Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

40.Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

41.Обучение чтению дошкольников с ОНР.

42.Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР как средство предупреждения дисграфии.

43.Профилактика возникновения нарушений письма и чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

4.5. Алалия

44. Психолого-педагогические особенности детей, страдающих сенсорной алалией.

45.Характеристика речевых и неречевых нарушений при моторной алалии.

46.Формирование грамматического строя речи у детей с моторной алалией.

47.Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии.

48.Особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией.

49.Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии.

50.Характеристика нарушений слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

51.Особенности овладения грамматическим строем речи детьми с алалией.

52.Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми, страдающими алалией.

4.6.Афазия

53.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика сенсорной афазии.

54.Дифференциальная диагностика акустико-гностической и акустико-мнестической форм афазии.

55.Характеристика апраксических расстройств при афферентной моторной афазии.

56.Синтагматическая и парадигматическая организация речевой деятельности при разных формах афазии.

57.Характеристика литеральных и вербальных парафазий при афазии.

58.Характеристика неврологического и психолого-педагогического статуса при динамической афазии.

59.Специфика коррекционно-восстановительной работы при разных формах афазии.

60.Методика коррекционно-восстановительной работы при моторной эфферентной афазии.

61.Методика логопедической работы на раннем этапе восстановления при разных формах афазии.

62.Восстановление письма и чтения при акустико-гностической сенсорной афазии.

4.7. Проблема заикания

63.Особенности речевых и неречевых нарушений при заикании.

64.Анализ особенностей связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.

65.Нарушение интонационной стороны речи у детей с заиканием.

66.Комплексный подход в коррекции заикания.

67.Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания.

68.Особенности логопедической работы по преодолению заикания у детей младшего школьного возраста.

69.Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников.

70.Особенности логопедической работы по коррекции заикания у взрослых.

71.Применение технических средств в системе коррекционной работы по преодолению заикания.

72.Профилактика возникновения заикания в дошкольном возрасте.

4.8. Нарушения голоса и их коррекция

73.Особенности нарушения голоса при различной речевой патологии.

74.Нарушения голоса у лиц речевых профессий.

75.Нарушения голоса при эндокринных заболеваниях.

76.Влияние голосовых расстройств на формирование личности ребенка.

77.Роль дыхательной гимнастики в коррекции голосовых расстройств.

78.Особенности логопедической работы по преодолению голосовых нарушений у детей с ДЦП.

79.Особенности коррекционной работы по восстановлению голоса у ларингэктомированных больных.

80.Логопедическая работа по устранению нарушений голоса при патологической мутации.

81.Профилактика голосовых нарушений у лиц речевых профессий.

82. Профилактика голосовых расстройств у детей и подростков.

4.9. Нарушения письменной речи и их коррекция

83.Влияние нарушений звукопроизношения на процесс овладения письмом у младших школьников.

84.Характеристика нарушений чтения у младших школьников.

85.Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.

86.Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.

87.Система логопедического обследования учащихся с нарушением письменной речи.

88.Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта.

89.Особенности формирования фонематического анализа у детей с дисграфией.

90.Развитие операций языкового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи.

91.Формирование графо-моторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи.

92.Раннее выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи.

 

4.10. Проблема формирования связной речи

93.Логопедическая работа по обучению рассказыванию младших школьников с ОНР, имеющих IV речевого развития.

94.Особенности формирования связной монологической речи дошкольников с III уровнем речевого развития.

95.Особенности логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа у дошкольников.

96.Формирование связной монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом.

97.Специфика нарушения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

98.Роль дидактических игр в формировании связных высказываний у дошкольников.

99.Особенности нарушения связной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

100.Формирование навыков краткого пересказа у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

101.Специфика нарушений связной речи у заикающихся.

102.Анализ методик по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

 

 

5.Примерные темы курсовых работ по логопедии для студентов, обучающихся на отделении «олигофренопедагогика»

Студентам дефектологического факультета, обучающимся на отделении «Олигофренопедагогика», так же, как и будущим логопедам, предстоит в период обучения в ВУЗе написать курсовую работу по логопедии. Для выбора темы можно воспользоваться перечнем тем, представленным по отраслям логопедии, либо выбрать одну из предложенных далее:

1. Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников.

2. Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.

3. Особенности моторных нарушений при дизартрии.

4. Устранение речевых расстройств у детей с детским церебральным параличом.

5. Коррекция нарушений голоса у детей с ринолалией.

6. Коррекционная работа по исправлению речевых и неречевых расстройств у дошкольников с моторной алалией.

7. Содержание восстановительного обучения при различных формах афазии.

8. Комплексный подход в коррекции заикания.

9. Характеристика нарушений письма и чтения у младших школьников с речевой патологией.

10. Развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта.

 

Рекомендуемая литература

4.1. Нарушения звукопроизношения

1.Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.

2.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 320 с.

3.Александровская М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / М.А. Александровская.–М., 1955.–14 с.

4.Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва. – М.: Просвещение, 1987.

5.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.–М.: Академия, 2000.–200 с.

6. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977.

 

4.2. Дизартрические расстройства

1. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: Астрель, 2005. – 141 с.

2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Образование, 1994.

3. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушения речи у дошкольников с ДЦП / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 320 с.

4. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ЦП В раннем возрасте / Е.Ф. Архипова. – М.: МГОПУ, 1997. – 86 с.

5. Панченко И.И. Нарушение речи и голоса у детей / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова. – М., 1975

 

4.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

1.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

2.Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1998. – 72 с.

3. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2000. – 80 с.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб.: Союз, 2000.

5. Основы теории и практики логопедии // Р.Е. Левина. – М., 1968.

4.4. Общее недоразвитие речи

1. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: Книголюб, 2004.

2. Логопедия / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. – 320 с.

3. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов-на-Дону: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224 с.

4. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Монография. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. – 112 с.

5. Филичева Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

4.5. Алалия

1.. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с.

2. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961.–С. 59-70.

3. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Cистемные нарушения речи: Алалия. Афазия. – C. 160-171

4. Гриншпун Б.М. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией / Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьёва. – М., 1979. – 423 с.

4. Гуровец Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.Н. Пересторонина // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. – М., 1978. – С. 23-41

5. Соботович Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В.И. Селивёрстова, С.Н. Шаховской. – М.: МГПИ, 1981. – С. 62-72

4.6.Афазия

1. Визель Т.Г. Как вернуть речь / Т.Г. Визель. – М.: Секачев В., 2005.- 224 с.

2. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение / Л.С. Цветкова. – М., 1988.

3. Методика оценки речи при афазии / Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.С. Пылаева. – М., 1981.

4.. Шкловский В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. – М.: Ассоциация дефектологов. В. Секачев, 2000.

5. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания / Т.В. Ахутина. – М.: Теревинф, 2002.

 

4.7. Проблема заикания

1.Устранение заикания у дошкольников в игре / И.Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.

3.Куршев В.А. Заикание / В.А. Куршев. – М.: Медицина, 1973. – 160 с.

4.Логопедия. Заикание. М.: Секачев, 2001. – 416 с.

5.Сикорский И.А. Заикание / И.А. Сикорский. – М.: Астрель, 2005. – 191 с.

6.Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников / Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1965. – 85 с.

4.8. Нарушения голоса и их коррекция

1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

2.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.

3.Орлова О.С. Нарушения голоса у детей / О.С. Орлова. –М., Астрель. – 2005. – 125 с.

4.Шиленкова В.В. Нарушения речи и голоса у детей, подростков и взрослых / В.В. Шиленкова, И.Б. Карелина. – Ярославль, 2005. – 164 с.

5.Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. – М. Энергоиздат, 2002, 480 с.

4.9. Нарушения письменной речи и их коррекция

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Владос, 2001. – 336 с.

2.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.

3.Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции младших школьников с ЗПР / Е.А. Логинова. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 208 с.

4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 256 с.

5.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Вступительная статья и подготовка к изданию В.А. Калягина / Т.Г. Егоров. – СПб.: КАРО, 2006. – 304 с.

 

4.10. Проблема формирования связной речи

1.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: Аркти, 2002. – 144 с.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение,1984.

4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М., 1982.

5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., 1991.

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.

 

 

Приложение 1

Образец оформления содержания курсовой работы

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования слоговой структуры слова в норме и патологии…………………………………………………………

1.1. Понятие слоговой структуры слова и формирование её в онтогенезе……..

1.2. Характеристика нарушений слоговой структуры слова……………………..

1.3. Особенности нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР………..

Глава II. Изучение особенностей нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР………………………………………………………………

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента……………...

2.2. Методика констатирующего эксперимента…………………………………

2.3.Анализ результатов экспериментального исследования………………………

Глава III. Методы, приёмы, виды упражнений по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

3.1.Теоретичекое обоснование методики формирующего эксперимента………

3.2. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова……………….

3.3. Организация и анализ результатов контрольного эксперимента…………….

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Приложение 2

Порядок оформления списка литературы

Книга с одним автором:

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов.–М.: Просвещение, 1972.–415 с.

Книга с двумя авторами:

Белякова Л.И. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова.–М.: В. Секачев, 1998.–307 с.

Книга с авторами больше двух:

Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др.–М.: Аркти, 2003.–240 с.

Автореферат диссертации:

Вансовская Л.И. Фонетические нарушения речи и пути устранения их у больных с открытой ринолалией после уранопластических операций: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / Л.И. Вансовская.–Л., 1977.–23 с.

Статья из журнала:

Василенко Ю.С. Нарушения голоса у детей и подростков / Ю.С. Василенко, С.Е. Уланов // Вестник оториноларингологии–1984.–№6.–С. 10-12.

Сборник статей:

Галеева М.М. Виды упражнений по интонации / М.М. Галеева // Вопросы обучения русскому языку студентов-иностранцев: Сб. ст. / Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Кафедра русск. яз.–М., 1974.–С. 69-74.

Материалы конференций:

Ермолаев В.Г. Пути и резервы повышения эффективности мероприятий по охране певческих голосов детей и подростков / В.Г. Ермолаев. Развитие детского голоса: Матер. научн. конфер. /.В.Н. Шацкая.–М., 1971.–Вып.1.–С. 45-53.

 

Приложение 3

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. ШОЛОХОВА

 

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.