Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкета для учащихся




Песня

Ход урока

1. Формулировка темы урока учащимися. Заполнение кроссворда.

• Часть речи, которая обозначает предмет.

• Раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

• Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

– Итак, тема нашего урока «Правописание суффиксов имен существительных». Предлагаю внести в тему урока и в его целевую установку также вопрос о семантической роли оценочных суффиксов в художественных текстах.

Исходя из темы, сформулируйте цели урока.

2. Реализация образовательных целей.

• Повторение.

На столе у каждой группы листы со словами, в которых пропущены орфограммы в суффиксах. Надо вставить пропущенные буквы и поместить листок на доску в колонку с соответствующими суффиксами.

• Письменное закрепление.

• Работа в группах.

1 группа. Задания.

Вам уже знакомо творчество В. В. Маяковского, который мастерски использовал сатиру в изображении мещанства и пошлости.

• – Найдите в стихотворении существительные с суффиксами субъективной оценки, выделите их графически.

• – Определите роль использования этих суффиксов в отрывке из стихотворения «Чудовищные похороны».

Еще не забылось, как выкривил рот он,

а за ним ободранная, куцая,

визжа, бежала острота.

Куда – если умер – уткнуться ей?

Уже до неба плачей глыба.

Но еще,

еще откуда–то плачики

это целые полчища улыбочек и улыбок

ломали в горе хрупкие пальчики…

Размокло лицо, стало – кашица,

Смятая морщинками на выхмуренном лбу,

А если кто смеется – кажется,

Что ему разодрали губу. (В. В. Маяковский «Чудовищные похороны»)

2 группа. Задания.

Вскоре вам предстоит изучить поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Перед вами песня о тяжелой женской доле Матрены Тимофеевны, героини поэмы.

• Найдите в песне существительные с суффиксами субъективной оценки, выделите их графически.

• Определите роль использования этих суффиксов в данном отрывке.

У суда стоять

Ломит ноженьки,

Под венцом стоять

Голова болит,

Голова болит,

Вспоминается

Песня старая,

Песня грозная.

На широкий двор

Гости въехали,

Молоду жену

Муж домой привез,

А роденька–то

Как набросится!

Деверек ее —

Расточихою,

А золовушка —

Щеголихою,

Свекор–батюшка

Тот медведицей,

А свекровушка —

Людоедицей,

Кто неряхою,

Кто непряхою…

Все, что в песенке

Той певалося,

Все со мной теперь

То и сталося!

Чай, певали вы?

Чай, вы знаете?.. (Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»)

3 группа. Задания.

Вскоре вам предстоит изучить роман М. Е. Салтыкова–Щедрина «Господа Головлевы», главный герой которого Иудушка Головлев – льстивый лицемер и пустослов.

• Найдите в монологе Иудушки существительные с суффиксами субъективной оценки, выделите их графически.

• Определите роль использования данных суффиксов в характеристике персонажа.

«Кому нехорошо, а нам горюшка мало. Кому темненько да холодненько, а нам и светлехонько, и тепленько. Сидим да чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимонцем. А захотим с ромцом, и с ромцом будем пить… Позвольте, маменька. Я говорю: теперича в поле очень нехорошо. Ни дороги, ни тропочки – все замело. Опять же волки. А у нас здесь и светленько, и уютненько, и ничего мы не боимся. Сидим мы здесь да посиживаем, ладком да мирком. В карточки захотелось поиграть – в карточки поиграем; чайку захотелось попить – чайку попьем. Сверх нужды пить не станем, а сколько нужно, столько и выпьем. А отчего это так? Оттого, милый друг маменька, что милость божья не оставляет нас. Кабы не он, царь небесный, может, и мы бы теперь в поле плутали, и было бы нам и темненько, и холодненько… В зипунишечке каком–нибудь, кушачок плохонький, лаптишечки…» (М. Е. Салтыков–Щедрин «Господа Головлевы»).

4 группа. Задания.

• Вы хотите сказать другу (подруге) хорошие слова для того, чтобы подбодрить его (ее) перед сдачей экзамена. Используйте для этого существительные с оценочными суффиксами.

• После успешной сдачи экзамена ваш друг (подруга) пригласил(а) вашего любимого человека в кафе отметить это событие, но без вас. Выразите свое неудовольствие по поводу сложившейся ситуации, используя существительные с оценочными суффиксами. (Ненормативную лексику использовать запрещается!)

3. Отчеты групп.

Возможны ли разные семантические значения одних и тех же уменьшительно–ласкательных суффиксов?

4. Вывод.

5. Домашнее задание: подготовить письменное сочинение–рассуждение на тему «Если бы не было суффиксов…».

6. Рефлексия.

Отметьте выбранный балл знаком

1. Комфортно ли вам было на уроке? (1, 2, 3, 4, 5).

2. Оцените работу вашей группы. (1, 2, 3, 4, 5).

3. Понравился ли вам урок? (1, 2, 3, 4, 5).

5.5. Внеклассное мероприятие. Игра–исследование по формированию коммуникативной компетентности «СМС – удобный способ связи или подмена живого общения»

Цели:

• в ходе занятия попытаться выяснить, может ли СМС–сообщение заменить живую литературную речь;

• совершенствовать умения лингвистического анализа текстов различных стилей;

• воспитать бережное отношение к родному языку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.