КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Операциональный план обряда 2 страница
обрядах, где изменение статуса героя соотносится с его переселением, как правило, используется метафорика строительства нового дома, переселения, новоселья. Для свадьбы, как и для календарной обрядности, существенное значение имеют образы кузни, кузнеца (или двух божественных кузнецов, ср. Козьму и Демьяна), мотивы выковывания, сковывания венцов, волос, судьбы (Иванов, Топоров, 1974, с. 161). Ср. характерное: “Де тыи ковали живуть, / Що золотыи сокиры кують, / Ковалю-коваленьку, / Скуй мени сокироньку / Будемо печь рубати / Коровай добувати” (Чубинский, 1877, IV, с. 232). Не случайно кузнец является устойчивым образом в подблюдных песнях, предвещающих богатство, счастье или свадьбу (ПКП, № 169, 172. 226-230). Особый интерес представляют обрядовые ситуации, в которых (нередко в пародийной форме) обыгрывается идея создания нового всеми доступными средствами. Ср. одно из описаний масленичного поезда у русских в Сибири: на санях “устроена кузница: здесь находится наковальня, молоток и крестьянин, наряженный кузнецом, который отбивает на наковальне литовку. На тех же санях находится мялка, которой обыкновенно мнут куделю; ею здесь мужики мнут солому. Кроме того, здесь находится корыто, в котором мужики же стирают белье, и ступа, в которой они пестом толкут уголья” (Громыко, 1975, с. 103). Характерно, что такого рода синтез “деятельностей” приурочен к порубежной ситуации, когда главной является задача обновления мира, что может быть представлено как его одновременное выковывание, выпрядение, очищение, возжигание нового огня. Общая идея делания (изготовление священного, жертвоприношение — Топоров, 1988, с. 24) может конкретизироваться в таких вариантах, как “доделывание”, “переделывание”, “недоделывание”. Первый предикат особенно характерен для ритуального осмысления начальных этапов жизненного пути человека как его постепенного усовершенствования, придания ему недостающих свойств и качеств. Семантика “переделываиия” в полной мере присуща свадьбе, в частности ярко проявляется по отношению к невесте, из которой “делается молодица”. Полное преобразование может происходить и раньше (ср. “перепекание”, “перераживание”), но только при угрозе преждевременной смерти. Заново воссоздается мир в календарной обрядности, что подчеркивается, например, тем, что тушится “старый” огонь и возжигается “новый”. В контексте ритуальных представлений о жизненном цикле особенно значима характерная для погребальной обрядности идея “недоделывания”, незавершенности (ср. неполную обработку досок для гроба, шитье савана на живую нитку, не вполне готовые блюда на поминках и т. п.), что можно, вероятно, связывать как с переходом человека из одного состояния в другое, так и с идеей незаконченности жизни, возможности ее продолжения. И в этом смысле перекличка с представлениями о “недоделанности” ребенка приобретает особый смысл: в который раз круг замыкается. Литература А. В. Обряды и обычаи у некоторых народов по случаю рождения детей // ЭО. Кн. 28. III. Абрамян Л. А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983. Абрамян Л. А. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Л., 1991. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. Авдеев А. Д. Маска: опыт типологической классификации по этнографическим материалам // Сб. МАЭ. М„ Л., 1957. Т. 17. Авдеев А. Д. Происхождение театра. Л.; М., 1959. Авдеева К. Записки и замечания о Сибири. М., 1837. Агапкина Т. А. О специфике белорусского обряда встречи весны // Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тез. конф. М.. 1983. Агапкина Т. А. Славянский обычай “греть покойников” // Этногенез, ранняя этническая история и культура славян. М., 1985. Агапкина Т. А., Топорков А. Д. К проблеме этнографического контекста календарных песен // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986. Анимелле Н. Быт белорусских крестьян // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1854. Вып. 2. Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. Анучин Д. Н. Сани, ладья и кони как принадлежность погребального обряда // Древности. М., 1890. Т. 14. Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982. Арутюнов С. А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М., 1979. Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиции //СЭ, 1981, № 2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. М., 1865—1869. Ч. 1—3. Бабарыкин В. Сельцо Васильевское, Нижегородской губернии. Нижегородского уезда//Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1853. Вып. 1. Байбурин А. К. Несколько замечаний о структуре русского свадебного обряда // Материалы XXVI науч. студ. конф. Тарту, 1971. Байбурин А., Левинтон Г. Тезисы к проблеме “Волшебная сказка и свадьба” // Quinquagenario: Сб. статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту, 1972. Байбурин А., Левинтон Г. “Князь” и “княгиня” в русском свадебном величании (к семантике обрядовых терминов) // Русская филология. Тарту, 1975. 4. Байбурин А. К.. Левинтон Г. А. Об анализе новых записей свадебного обряда // Современность и фольклор. М., 1977. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. Байбурин А. К. К истолкованию нескольких случаев ритуальной завершенности/незавершенности//Структура текста-81: Тез. симпоз. М., 1981а. Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. 19816. Т. 37. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба //Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М., 1990. Байбурин А. К., Топорков А. Д. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990. Балашов Д., Красовская Ю. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. Л., 1969. Балов А. Рождение и воспитание детей в Пошехонском у. // ЭО. 1890. № 3. Балов А., Дерунов С. Я; Ильинский Я. Очерки Пошехонья: I // ЭО. 1897. № 4; II //ЭО. 1898. № 4; 1Ц//ЭО. 1899. № 1—2; IV//ЭО. 1901. № 4. Беньковский И. Смерть, погребение и загробная жизнь по понятиям и верованию народа // КС. 1896. № 9. Беньковский И. Поверья и обрядности родин и крестин // КС. 1904. № 10. Берндт Р. М., Берндт К. X. Мир первых австралийцев. М., 1981. Бернштам Т. А. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине XIX—начале XX в. //Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977. Бернштам Т. А. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье в XIX— начале XX в. // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. Бернштам Т. А. Обряд “расставание с красотой”: К семантике некоторых элементов материальной культуры в восточнославянском свадебном обряде // Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР. Л., 1982. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX—начала XX в. Л., 1988. Бернштейн Б. М. Традиция и социокультурные структуры // СЭ. 1981. № 2. Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. Богатырев Л. Г. “Полазник” у южных славян, мадьяр, словаков, поляков, украинцев // Lud Stowianski. 1933. Т. 3. Zesz. 1, В (etnografia); 1934. Т. 3. Zesz. 2. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895. Богораз (Тан) В. Г. Эйнштейн и религия. М.; Пгр„ 1923. Богословский П. С. К номенклатуре, топографии и хронологии свадебных чинов. Пермь, 1927. Бондаренко В. Н. Очерки Кирсановского уезда. Тамбовской губ. III—IV // ЭО. 1890. № 4. Пинчуки: Песни, загадки..., собранные в Пинском уезде Минской губернии Д. Г. Булгаковским // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1890. Бушкевич С. П. Об одном немотивированном эпическом сюжете // Фольклор: Проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы в двух частях. М., 1988. Ч. 1. Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XIII: Судьба-доля в народных представлениях славян // Сб. ОРЯС. Спб., 1889. Т. 46. Beciлля. Кн. 1—2. Киiв, 1970. Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова. Варшава, 1907. Виноградов Г. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожильческого населения Сибири (Восточная Сибирь, Тулуновский уезд. Иркутская губерния) // Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского университета. Иркутск, 1923. Вып. 5. Виноградова Л. Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели) // Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст. М., 1981. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982. Виноградова Д. Н. Календарные “проводы” как rites de passage // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. М., 1985. Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Мотив “уничтожения — проводов нечистой силы” в восточнославянском купальском обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М., 1990. Вологодский фольклор / Сост. И. В. Ефремова. Вологда, 1975. Всеволожская Е. Очерки крестьянского быт Самарского уезда // ЭО. 1895. № 1. Вяселле: Абрад. Минск, 1978. Гавлова Е. Славянские термины “возраст”, “век” на фоне семантического развития этих названий в индоевропейских языках // Этимология-1967. М., 1969. Гаврилюк Н. К. Картографирование явлений духовной культуры (по материалам родильной обрядности украинцев). Киев, 1981. Гаврилюк Н. К. Традиционная погребальная обрядность Полесья в сравнении с Карпато-Буковинской зоной // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985. Гаген-Торн Н. И. Свадьба в Салтыковской вол. Моршанского у. Тамбовской губ. //Материалы по семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926. Гаген-Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // СЭ. 1933. № 5/6. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. II: Древнерусские слова и поучения, направленные против язычества в народе // Зап. имп. Моск. археол. ин-та. М., 1913. Т. 18. Гамкрелидэе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси. 1984. Ч. 1, 2. Ганцкая О. А., Лебедева Н. И., Чижикова Л. Н. Материальная культура русского населения западных областей // ТИЭ. I960. Т. 7. Гвоздикова Л. С; Шаповалова Г. Г. “Девья красота”: Картографирование свадебного обряда на материалах Калининской, Ярославской и Костромской областей // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. Гинзбург М. Я. Ритм в архитектуре. М., 1923. Гнатюк В. Украiнськи похорониi звичаi й обряди в стнографiчний лiтературi / Зибр. В. Гнатюк // Етнографiчни збiрник. Львiв, 1912. Т. 31—32. Галовацкий Я. Ф. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. М., 1878. Ч. 1—3. Городцов В. А., Бронвский Г. П. Этнографические заметки: Обычаи во время эпидемий // ЭО. 1897. № 3. Городцов П. А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского уезда. 1915. Вып. 26. Гриб А В. Некоторые элементы традиционной духовной культуры с. Бурмаки Дрожчииского района // Полесье и этногенез славян. М., 1983. Гринкова Н. П. Старая и новая свадьба в Ржевском у. // Ржевский край. 1926. Вып. 1. Гринкова Н. П. Очерки по истории'развития русской одежды (поясные украшения) // СЭ. 1934. № 1/2. Гринкова Н. П. Обряд вождения русалки в селе Б. Верейка Воронежской области //СЭ. 1947. № 1. Гринченко Б. Из уст народа. Чернигов, 1901. Гродненские губернские ведомости. 1891, 4 дек. NS 97. Л. 2. Неофициальная часть. Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII—первая половина XIX в.). Новосибирск, 1975. Гура А. В., Терновская О. А., Толстая С. М. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу // Полесский этнолингвистический сборник: Материалы и исследования. М., 1983. Гура А. В. Из полесской свадебной терминологии: Свадебные чины (словарь Б—М) // Славянское и балканское языкознание: Язык в этнокультурном аспекте. М., 1984. Гусев В. Е. От обряда к народному театру: Эволюция святочных игр в покойника // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. Гусев В. Е. О реконструкции праславянского календаря // СЭ. 1978. № 6. Дам, В. Пословицы русского народа: В 2 т. М., 1984 (ср. издания 1904 и 1955 гг.). Демидович Л. Из области верований и сказаний белорусов // ЭО. 1896. № 1. Дзадзиев А. Б. Некоторые формы проведения свободного времени осетинских женщин в конце XIX—начале XX века // Вопр. осетинской археологии и этнографии. Орджоникидзе, 1980. Т. 36. Вып. 1. Дивильковский. Уход и воспитание детей у народа: Первое детство // Изв. Арханг. о-ва изучения Русского. Севера. Архангельск, 1914. Дмитриева С. И. Обетные и другие кресты Русского Севера // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985. Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник. Спб; М., 1891—1903. Ч. 1—4. Добровольский В. Н. Кросна // ЭО. 1902. № I. Доброзаков М. Село Ульяновка Нижегородской губернии Лукояновского уезда // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1853. Вып. 1. Довнар-Запольский М. В. Белорусская свадьба в культурно-религиозных пережитках // ЭО. 1893. NS I, 2, 4. Довнар-Запольский М. В. Исследования и статьи. Киев, 1909. Т. 1. Дробницкий О.; Левада Ю. Ритуал // Филос. энциклопедия. М., 1967. Т. 4. Дыминский. Суеверные обряды при постройке дома в Каменец-Подольской губ. // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1864. Вып. 6. Едемский. Свадьба в Кокшеньге Тотемского у. (Вологодской губ.) // ЖС. 1910. Приложения. Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Из ведийской антропологии (AVX, 2): опыт толкования // Semiotics and the history of Culture: In Honor of Juri Lotman (Studies in Russian) UCLA Slavic Studies. Columbus, 1988. Vol. 17. Ермолов П. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Спб., 1901—1905. Т. 1—4. Жеребцов Л. Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар, 1971. Журавлев А. Ф. Охранительные обряды, связанные с падежом скота, и их географическое распространение // Славянский и балканский фольклор. М., 1978. Забелин И. Домашний быт русского народа в XVII и XVIII столетиях. М., 1915. Т. 1, ч. 2. Завоюю Г. К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губ. //ЭО. 1914. № 3—4. Завойко Г. К. В костромских лесах по Ветлуге-реке //Тр. Костром, науч. о-ва по изучению местного края: Этногр. сб. Кострома, 1917. Вып. 8. Запольский М. Белорусская свадьба и свадебные песни. Киев, 1888. Здоровега Н. Нариси народноi весильноi обрядовостi на Украiнi. Киiв, 1974. Зеленин Д. К. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губернии // ЖС. 1905. № 1, 2. Зеленин Д. К. Народный обычай греть покойников // Сб. Харьков, ист.-филол. о-ва. Харьков, 1909. Т. 18. Зеленин Д. К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // ЖС. 191 la. № 2. Зеленин Д. К. “Обыденные” полотенца и “обыденные” храмы // ЖС. 19116. № 2. Зеленин Д. К. К. вопросу о русалках: (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и финнов) // ЖС. 1911в. № 3—4. Зеленин Д. К. Русские народные обряды со старой обувью // ЖС. 1913. № 1—2. Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества. Пгр., 1914—1916. Вып. 1—3. (Продолжающаяся пагинация во всех выпусках). Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Вып. 1: Умершие неестественной смертью и русалки. Пгр., 1916. Зеленин Д. К. Женские головные уборы восточных (русских) славян // Slavia. 1926. NS 2. Зеленин Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Ч. 1: Запреты на охоте и иных промыслах // Сб. МАЭ. 1929. Т. 8. Ч. 2: Запреты в домашней жизни // Сб. МАЭ. 1930. Т. 9. Зеленин Д. К. Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма // ТИЭ. 1934. Т. 1, вып. 1. Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.; Л., 1937. Зеленин Д. К. О старом быте карел Медвежьегорского р-на Карело-Финской ССР // СЭ. 1941. № 5. Земцовский И. И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. Зернова А. Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском крае // СЭ. 1932. № 3. Зимин М. Плачи по призванным на военную службу // Тр. Костром, науч. о-ва по изучению местного края: Второй этногр. сб. Кострома, 1920. Зорин Н. В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань, 1981. Зырянов И. В. Типы свадебных причитаний // Фольклор и литература Урала. Пермь, 1977. 3. Р. Свадебный обряд Кайгородской волости Слободского уезда Вятской губ. // Сб. Слободского родиноведческого музея. Слободской, 1921. Иваница А. Домашний быт малоросса Полтавской губ. // Этнографический сб. ИРГО. 1853. Вып. 1. Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // ИОЛЕАЭ. М., 1890. Т. 2, вып. 1. Иванов А. И. Верования крестьян Орловской губ. // ЭО. 1900. N? 4. Иванов Вяч. Вс. Категория “видимого” и “невидимого” в тексте: еще раз о восточнославянских параллелях к гоголевскому Вию // Structure of Texts and Semiotics of Culture. The Hague; Paris, 1973. Иванов Вяч. Вс. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva — “конь” // Проблемы истории языков и культуры народов Индии: Сб. статей памяти В. С. Воробьева-Десятовского. М., 1974. Иванов Вяч. Вс. Происхождение семантического поля славянских слов, обозначающих дар и обмен // Славянское и балканское языкознание: Проблемы интерференции и языковых контактов. М., 1975. Иванов Вяч. Вс. О последовательности животных в обрядовых фольклорных текстах // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979. Иванов Вяч. Вс. История славянских и балканских названий металлов. М., 1983. Иванов Вяч. Вс. Проблемы реконструкции общеиндоевропейского погребального обряда и ритуального текста // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. Иванов В. В., Топоров- В. Н. К семиотическому анализу мифа и ритуала (на белорусском материале) // Sign. Language. Culture / Ed. by A. J. Greimas et al. The Hague; Paris, 1970. Иванов В. В., Топоров В. Н. Проблема функций кузнеца в свете семиотической типологии культур // Материалы Всес. симпоз. по вторичным моделирующим системам 1 (5). Тарту, 1974. Иванов В. В., Топоров В. Н. К истокам славянской социальной терминологии: семантическая сфера общественной организации, власти, управления и основных функций // Славянское и балканское языкознание: Язык в этнокультурном аспекте. М., 1984. Иванов П. Народные обычаи, поверья, приметы, пословицы и загадки, относящиеся к малорусской хате//Харьковский сб. 1889. Вып. 3, отд. 2. Иванов П. Этнографические материалы, собранные в Купянском уезде Харьковской губ. //ЭО. 1897. № 1. Кагаров Е, Форми та елементи народноi обрядовости. Киiв, 1928. Кагаров Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сб. МАЭ. 1929. Т. 8. Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины // Крестьянское искусство СССР. Л., 1928. Т. 2. Карский Е. Ф. Белорусы: Очерки словесности белорусского племени. Варшава, 1916. Т. 3. Кедрина В. Е. Обряд крещений и похорон кукушки в связи с народным кумовством // ЭО. 1912. № 1—2. Клейн Л. С. Мед-пиво народной сказки // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985а. Клейн Д. С. Похороны бога и святочные игры с умруном // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. М., 19856. Козырев Н. Г. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губернии // ЖС. 1912. № 1. Колева Т. За лроисход на пролетните момински обичаи // Проблеми на бьлгарския фолклор. София, 1972. Колева Т. Происхождение весенних девичьих обычаев у некоторых южнославянских народов // Македонски фолклор. 1973. Т. 6, бр. 12. Колева Т. Весенние девичьи обычаи у некоторых южнославянских народов // СЭ. 1974. № 5. Колесса Ф. Людовi вiрування на Пiдгiрю, в с. Ходовичах Стрийского пов. // Етнографiчний збiрник. Львов, 1898. Т. 5. Колпакова Н. IT. Старинный свадебный обряд // Фольклор Карело-Финской ССР. Петрозаводск, 1941. Колпакова Н. Л. Лирика русской свадьбы. Л., 1973. Кон И. С. Ребенок и общество. М„ 1988. Конкка У. Табу слов и закон иносказания в карельских плачах // Проблемы фольклора. М., 1975. Костолевский Ив. Из народных суеверий, примет и обычаев Еремейцевской волости, Рыбинского уезда // ЭО. 1891. № 3. Котляревский А. А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1868. Кравченко В. Звичаi в селi Забрiддi. Житомiр, 1920. Кравченко В. Вогонь (матерiял, зiбраний на Правобережжi) // Первiсне громадянство та його пережитки на Украинi. 1927. Вып. 1/3. Крачковский Ю. Быт западнорусского селянина // ЧОИДР. 1873. Кн. 4 (отд. изд.: М., 1874). Криничная Н. А. Северные предания / Подг. Н. А. Криничная. Л., 1978. Криничная Н. А. Эпические произведения о принесении строительной жертвы // Фольклор и этнография: У этнографичесских истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. Криничная Н. А. Концепция происхождения человека (по данным мифологии, фольклора и ранних философско-медицинских учений) // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1989. Крушинский А. Обычаи поселян в окрестностях м. Чуднова Житомирского уезда // Волынские губернские ведомости. I860. № 10. Крюкова Т. А. “Вождение русалки” в селе Оськино Воронежской области // СЭ. 1947. № 1. Кузеля Зенон. Дитина в звичаях i вiруваннях украiнського народа // Матерiяли до украiнсько-руськоi етнольогиi. Львiв, 1906. Т. 8; 1907. Т. 9. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984. Куликовский Г. К. Похоронные обряды Обонежского края // ЭО. 1890. № 1. Кулшшич Ш., Петрович Л. Ж., Пантелич Н. Српски митолошки речник. Београд, 1970. Лебедев А. Калужская губ.. Калужский у. // ГМЭ, ф. 7, on. 1, ед. хр. 520. Лебедев Н. Быт крестьян Тверской губернии Тверского уезда // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1853. Вып. 1. Левада Ю. А. Социальная природа религии. М., 1965. Левинтон Г. А. Некоторые общие вопросы изучения свадебного обряда // Тез. докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970. Левинтон Г.А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда // фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. Левинтон. Г. А. К описанию, интерпретации и реконструкции славянского текста со специализированной прагматикой: Автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1975. Левинтон Г. А. Из лингвистических комментариев к славянскому обрядовому тексту // Славянское и балканское языкознание: Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М., 1977. Левинтон Г. А К статье Д. К. Зеленина “Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских” // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979. Левинтон Г. А. Ритуалы и ритуализованные формы поведения // Рациональность и семиотика поведения. Киев, 1988. Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Л., 1991. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. Левкович В. Л. Обычаи и обряды и их роль в совершенствовании семейных отношений // Социальные исследования. М., 1970. Вып. 4. Левкович В. Л. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. Листова Т. А. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка, у русских западных областей РСФСР // Полевые исследования Института этнографии. 1982. М., 1986. Jlic Арсень. Купальскiя песнi. Мжск, 1974. Литвинова-Бартош П. Я. Весiльнi обряди i звичаi у селi Землянцi Глухiвськiго пов. у Чернигiвщинi! // Матерiяли до украiнсько-руськсi етнольогii. Львiв, 1900. Т. 3. Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры // ТЗС. Тарту, 1967. Вып. 3. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. Вып. 1. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни: (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Литературное наследие декабристов. Л., 1975. Лотман Ю. М. Место киноискусства в механизме культуры // ТЗС. 1977. Вып. 8. Лотман Ю. М. “Договор” и “вручение себя” как архетипические модели культуры // Проблемы литературной типологии и исторической преемственности: Тр. по рус. и славян, филологии. 32: Литературоведение. Тарту, 1981 (Учен. зап. ТГУ; Вып. 513). Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культуры // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. Ляцкий Е. А. Представления белоруса о нечистой силе // ЭО. 1890. № 4. Ляцкий Е. А. Болезнь и смерть по представлению белорусов // ЭО. 1892. № 2—3. Магницкий В. Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губ. Вятка, 1883. Майков Л. Великорусские заклинания // Зап. ИРГО по Отд. этногр. Спб., 1869. Т. 2: Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении // Зап. ИРГО по Отд. этногр. Спб., 1913. Т. 36. Максимов С. В. Куль хлеба и его похождения. Спб., 1873; М., 1985. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Спб., 1903. Малинка А. Родины и крестины (материал собран в м. Мрине Нежинского у.) // КС. 1898а. № 5. Малинка А. Н. Иван Купало в Черниговской губернии // ЭО. 18986. № 2. Малыхин П. Быт крестьян Воронежской губернии Нижнедевецкого уезда // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1853. Вып. 1. Мансуров А. А. Описание рукописей этнологического архива о-ва исследователей Рязанского края. Рязань, 1929. Вып. 2. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории традиции // СЭ. 1981. № 2. Мартемьянов Ю. С., Шрейдер Ю. А. Ритуалы — самоценное поведение // Социология культуры. М., 1975. Вып. 2. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX—начала XX в. М., 1984. Машкин. Быт крестьян Курской губернии // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1862. Вып. 5. Миллер О. Опыт исторического обозрения русской словесности. Спб., 1865. Ч. 1. Милорадович. Народная медицина в Лубенском уезде Полтавской губ. // КС. 1900. № 3; № 7/8. Миронова В. Г. Языческое жертвоприношение в Новгороде // СА. 1967. № 1. Михайлова Г, Функция обрядовой одежды в весенних обычаях у южных славян // Македонски фолклор. 1973. Т. 6, бр. 12. Михайловская М. В. Карельские заговоры, приметы и заплачки // Сб. МАЭ. Т. 5. Вып. 2. Л., 1925. Мыльникова К., Цинциус В. Северно-великорусская свадьба//Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926. Невская Д. Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде // Структура текста. М., 1980. Неклюдов С. Ю. О кривом оборотне: (К исследованию мифологической семантики фольклорного мотива) //Проблемы славянской этнографии. Л., 1979. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956. Никифоровский Н. Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности. Витебск, 1895. Никифоровский Н. Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи... в Витебской Белоруссии. Витебск. 1897. Никольский Н. М. Жывелы у звычаях, абрадах и вераньях беларускага селянства //Працы сэкцыi этнографii Беларускай Академii навук. Минск, 1933. Вып. 3. Никольский Н. М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956. Н-лов Н. Н. Масленица в Саранском уезде (Пензенской губ.) // ЭО. 1895. № 1. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984. Носович И. И. Белорусские песни. Спб., 1874. Ольдерогге Д. А. Сумаоро - царь кузнецов и древняя культура Западной Африки // Africana: Этнография, история, лингвистика (ТИЭ, 1969; Т. 93). Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984. Пасто Тармо А. Заметки о пространственном опыте в искусстве // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. Першиц, А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |