Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субстантивированные прилагательные и причастия




Разряд субстантивированных существительных прилагательного склонения типа сборная, посевная, уборочная, учительская и под. В современном литературном языке насчитывает не менее 600 слов, зарегистрированных в 17–томном словаре и постоянно пополняется за счет новых образований, идущих, прежде всего, из разговорной речи.

Среди слов, которые принято рассматривать в ряду субстантиваций, выделяется несколько групп по степени их приближения к существительным и характеру употребления в речи:

· Группа слов, полностью перешедших в разряд существительных, давно приобретших самостоятельную форму рода и числа: насекомое, зодчий, лесничий, вожатый, вселенная, камаринская, мостовая, запятая.

Слова этого типа в современном языке не имеют параллельных словосочетаний, в которых они могли бы выступить в качестве согласованных определений к существительным.

· Вторую группу составляют слова, употребляющиеся в литературном языке обычно в качестве существительных, но имеющие параллельные словосочетания, где они могут выступать и как прилагательные: больной (человек), учительская (комната), рабочий (человек), млекопитающие (животные), посевная (кампания) и под.

Отличительную черту этих субстантивированных слов составляет их преимущественное употребление в роли существительных и более редкое – в роли относительных прилагательных.

· Обширный резерв стилистических вариантов составляет группа субстантивированных прилагательных и причастий, образованных путем вычленения из словосочетания в результате эллиптического опущения существительного. Субстантивированные слова и параллельные словосочетания употребляются у этой группы слов на паритетных началах: зерновые – зерновые культуры, выходной – выходной день, докладная – докладная записка, комиссионный – комиссионный магазин, позывные – позывные сигналы, сортировочная – сортировочная станция и многие другие

Эти варианты различаются стилистической окраской. Словосочетания характерны для полного и строгого стиля официальной и деловой речи; субстантивированные же прилагательные и причастия в виду краткости обычно предпочитаются в разговорной речи.

· Особую подгруппу составляют слова среднего рода прилагательного склонения, обозначающие отвлеченные понятия типа «сейте разумное, доброе, вечное» с широким обобщенно-абстрактным значением (по терминологии академика В. В. Виноградова). Параллельные словосочетания употребляются здесь только с местоимениями все, то, что-то, нечто, подчеркивающими обобщающее значение субстантиваций. Этот тип образований широко используется в фольклоре и во фразеологии: Не отведав горького, не узнаешь и сладкого, из черного не сделать белого, переливать из пустого в порожнее, малого пожалеешь – большее потеряешь и др.

В таком обобщенном значении практически может быть употреблено любое прилагательное, однако оно не приобретает черт предметного существительного, и поэтому не регистрируется в словарях в качестве отдельного самостоятельного слова.

· Особый тип составляют ситуативные субстантивированные образования, т.е. те прилагательные и причастия (в этой же роли могут быть использованы местоимения и числительные), которые субстантивируются лишь в данном контексте:

Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, нам попить воды подавших, Помолившихся за нас. (А. Твардовский. Василий Теркин).

Субстантивированные образования такого рода индивидуальны, носят временный характер, создаются лишь применительно к данной ситуации и в словарях, как правило, не фиксируются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.