Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Advertising research of Bryansk oblast




Лунница - наиболее популярное славянское женское украшение, имеющее обереговую функцию. Согласно славянской культуре, Богиня Леля - младшая рожаница была воплощена именно в виде Луны. Поэтому несмотря на явный солнечный характер верований Славян, культ плодородной Луны не вызывает удивления и противоречия[5].

Нательные бляшки покрывались изображением восьмиконечного креста (символ плодородия), ромбами (знак земли), простым крестом и свастикой.

На многих славянских оберегах и амулетах присутствуют так называемые солярные знаки – коловраты. Это крест с загнутыми концами (внешне он напоминает свастику). Символы солнца есть в каждом праславянском орнаменте, но эти символы изображались в разных вариациях, и каждый узор подразумевал определенное обереговое значение и имел свою сакральную силу[6].

В области Верхней и Средней Десны зарегистрировано 262 памятника юхновской культуры. В народе их называют «городищами», «городцами», «городками», реже – «кудеярка» или просто «курган». Начавшиеся ещё в эпоху бронзы и усилившееся с наступлением железного века накопление скота и продуктов земледелия вызывало столкновения между родами и отдельными общинами. Поэтому люди стали строить свои поселения на крутых мысах в окружении леса, иногда среди болот. Их укрепляли рвом и валом, иногда в два-три ряда. Обитатели этих небольших укрепленных поселений занимались скотоводством, отчасти земледелием. Подсобными промыслами являлась охота, рыболовство, возможно, бортничество. На городищах, что расположены на территории области, — «Торфель» в Бежицком районе, «Благовещенская гора» в с. Вщиж Жуковского района, Кветунское городище в Трубчевском районе и Долбатовские городища в Погарском районе — также были произведены раскопки. На городище «Торфель» в 1937 году исследованы остатки прямоугольного наземного жилища длиной 13 м. и шириной 6 м. Оно разделялось на секции, с открытым очагом в каждой из них. Пол очагов был выложен мелкими камнями. Судя по обломкам обожженной глиняной обмазки, стены постройки были сооружены из тонких бревен, а внутренние переборки — из жердей и хвороста. На этом же городище обнаружены три полуземлянки: одна круглая и две — удлиненно-овальные.

На городище «Благовещенская гора» в с. Вщиж открыты остатки дугообразного дома, расположенного вдоль вала и как бы огибавшего площадку городища. Ширина дома 6 м. Основой его являлось небольшое углубление шириной 4 м. с плоским полом. Возможно, дом был разделен на карте на отдельные секции. На площадке городища найдены следы стоявших по кругу столбов и обширного кострища в центре. Исследователь — академик В.А. Рыбаков рассматривает это место как языческое святилище. Площадка святилища по форме представляет собой полукруг, по границе которого стояли деревянные идолы неизвестных нам теперь богов. В центре капища находилось изображение главного божества. Святилище было окружено длинным узким помещением, в котором могли происходить собрания, пиры, поминание умерших.

Поселения почепской культуры отличались от юхновских. Почепское селище находится на невысоком возвышении в пойме левого, низкого берега Судости. Площадь его намного превышает юхновские городища и стоянки каменного века. В нём могли жить несколько сот человек. Укреплений не требовалось, так как округа не была заселена, да и жителей в селище для отпора возможному врагу хватало. Каждая семья здесь жила в своей полуземлянке квадратной формы. Это было сооружение длиной в три-четыре метра и очагом в центре. Семейные полуземлянки располагались небольшими группами (родами или большими семьями).

Кроме изделий местного производства, в том числе стальных серпов и ножей, археологи нашли на Почепском селище фибулы (застёжки для плаща-накидки) (рис.4), изготовленные в Римской империи, и римскую парадную краснолаковую посуду (рис.5). Следовательно, данные племена могли обмениваться культурными достижениями римской цивилизации.

Рисунок 4 – Плащ-накидка

Экспонаты краеведческого музея г. Брянска
Рисунок 5 – Краснолаковая посуда

На экспонатах краеведческого музея, глиняной посуде, хорошо видны клейма (знаки отличия) (рис. 5)

Судя по раскопкам, Почепское селище в центральной части было застроено небольшими жилыми землянками, а ближе к краям — различными хозяйственными сооружениями и ямами. При исследовании остатков этих землянок и сооружений найдено множество изделий из железа, бронзы, глины, кости и камня. Особенно много собрано обломков глиняной посуды. По способу изготовления и по формам она разделена на две группы. К первой относится грубая лепная хозяйственная посуда. Вторую группу составляет лощеная и гладкая посуда с символическими знаками. Аналогичные знаки имеются на старинных русских вышивках. Богатый, так сказать, ассортимент глиняной посуды говорит о высоком развитии гончарного дела у древнего славянского населения.

Освоение славянами среднего Подесенья, частью которого была и Брянская земля, проходило волнообразно, причем движение этих волн объясняется не только увеличением численности племен и, соответственно, потребностью жизнеобеспечения за счет новых территорий, но и внешними причинами (см. рис. 6).

Рисунок 6 - Воин Подесенья

Двигавшиеся в южной половине Восточно-европейской равнины во II - IX вв. мощные миграционные потоки неоднократно захлестывали и древнеславянские племена, вынуждая их оставлять территорию прежнего пребывания и искать более спокойные места. Переселившись в конце II - первой половины III вв. нашей эры с низовьев р. Вислы в северо-западное Причерноморье готские племена проходили через места, издавна связанные с венедами - теми славянскими племенами, которые позже стали основой формирования западнославянских народов. Какая-то часть венедов под давлением готов вынуждена была передвигаться на север, к среднему течению р. Неман, где венеды потеснили кривичей. От р. Неман через северо-запад современной Белоруссии в бассейн верховья Днепра - таков вероятный путь кривичей, которые в начале VIII в. появились на севере будущей Брянщины.

Зона расселения кривичей на Брянщине ограничивалась бассейном рек Габьи и Снопоти. Продвижение кривичей на юг, как по правому, так и по левому берегу р. Десны, шло достаточно равномерно и остановилось примерно на линии междуречья р. Сещи и Белизны (правые притоки Десны) - левый берег р. Ветьмы (левый приток р. Десны).

Еще одна волна славянских переселенцев в среднее Подесенье могла появиться в конце IV - начале V вв. н. э., когда из-за нашествия гуннов некоторые славянские племена лесостепной зоны Приднепровья искали спасения в придеснянских лесах. Нашествия аваров в конце VI - начале VII вв. явилось причиной нового переселения славянских племен из лесостепных районов на север, северо-восток. По-видимому, именно в это время, юг Брянщины был занят частью северян, основная масса которых расселялась несколько южнее. Наконец, последняя, наиболее значительная волна славянских переселенцев нахлынула на территорию среднего Подесенья, в бассейн р. Ипути и другие прилегающие места в VIII-IX веках. Это были племена вятичей и радимичей. Если кривичи прибыли на Брянщину с севера, северяне - с юга, то радимичи и вятичи, вероятнее всего, с юго-запада. Район первоначального расселения радимичей (Верхнее Приднестровье) на основании гидронимов был очерчен В.В. Седовым.

В летописях часто упоминается о происхождении радимичей и вятичей от ляхов (поляков), объясняющееся тем, что эти племена когда-то проживали вблизи территории, где позднее возникло Польское государство.

Рисунок 7. Могильник радимичей и вятичей от ляхов (поляков)

 

Весьма вероятны родственные связи радимичей и вятичей. Вятичи ассимилировали проживающие на территории среднего Подесенья балтские племена, а в междуречье р. Десны и Оки частью и финно-язычные племена, что привело к появлению в их физическом облике черт, свойственных облику финно-угров Северного Поволжья.

Характер взаимоотношений славян и коренного населения определяется по П. Н.Третьякову: «При расселении славян местное население в массе оставалось на своих старых землях, веками жило чересполосно с пришельцами-славянами и мало-помалу смешалось с ними». Русские летописи упоминают о существовании в течение долгого времени на территории Брянщины балтского племени голядь. С помощью топонимов, происходящих от названия «голядь» можно выделить 2 района расселения этого племени: междуречье Десны и Болвы (деревни Взголяжье, Гляднево, Глаженка, с. Голяжье - все на территории Рогнединского, Дубровского, Дятьковского, Брянского районов) и территория, ограниченная с севера р. Навля, с юга - нижним течением р. Нерусса и р. Усож (деревни Глашево, Гладское, Глоднево, Глядино, Голынь - на территории Навлинского, Брасовского, Комаричского и Севского районов). Историки и лингвисты отмечают у населения этой части края сохранение диалектов русского языка в сочетании с элементами, близкими языку племени голядь. Племена балтов-голяди могли составлять часть древнерусского полона, выведенного русскими князьями с западных земель и расселенных на территории края, как, например, балтийские племена, расселенные на реке Москве.

При определении в Подесенье границ расселения радимичей, вятичей, северян и кривичей следует иметь в виду, что они не были очень устойчивыми в силу того, что славяне еще продолжали осваивать эту территорию. Не были племенные границы и долговечными, поскольку все еще шел процесс образования единой древнерусской народности.

Таким образом, в X середине XII веков край был заселен представителями шести этнокультурных групп, причем для северян Подесенье являлось главным центром расселения. Наиболее пестрым в этнокультурном плане являлась северная часть края, где проживали племена радимичей, вятичей, кривичей, племена балтов - голядь и частично финно-угорские племена.

 

Yakubenko E.N, Osipova T.I, Burak S.A., Popova E.A., Podscrebko N.V.

Bryansk

This article is devoted to the research proto advertising, widespread on the territory of modern Bryansk region during the Mesolithic (copper, bronze and iron age). The study included data presented on the website «the History of Bryansk oblast» http://www.kray32.ru/video.html the funds of the Museum of local lore, Bryansk.

Keywords: proto advertising, mesolite, forms intimidate the enemy invaders, ornaments on the ceramic and pottery, pool Gums, body jewelry, culture settlements.

 

Список литературы:

1. Богачева Н. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. М., 1969.

2. Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971.

3. Мудров А.Н.Основы рекламы – Изд-во «Магистр», 2008.

4. Марк Тангейт Всемирная история рекламы. - Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008.

5. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы: Учебник. – 9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

6. Пименов П.А. Основы рекламы: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.

7. Ученова В.В. История рекламы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Ученова, Н.В. Старых. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

8. http://www.rae.ru/forum2012/281/1891.

9. История Брянска http://www.bryansk2.ru/content/view/14/42/

10. История Брянска http://www.kray32.ru/history.html

11. История Брянска http://www.kray32.ru/history01_04.html\

12. Славяне – путешествие по Брянску http://www.puteshestvie32.ru/content/slavyane-0\

13. Славянская поисковая система http://rodrus.com/slavse.php?text=%F1%EB%E0%E2%FF%ED%E5+%E1%F0%FF%ED%F1%EA%E0

14. Брянский государственный краеведческий музей http://bryansk-museum.ru.

15. Музея Братьев Ткачевых http://tkachov-musey.ru/

16. Брянский Лес Музей ГУ www.museum.ru/M1859

17. Брянский областной художественный музейно-выставочный центр http://museumarts32.ru

18. Дворец детского и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина http://dvorec32.my1.ru/.


[1] Название «боевых топоров» возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы каменный боевой топор.

[2] Артеменко И.И. 1960; Смирнов А.С. 1982; Тюрина М.М. 1967

[3] Смирнов А.С. 1987; 1988

[4] http://uchebnikionline.ru

[5] http://vedmast.narod.ru/amulet_slav3.html

[6] http://www.best-woman.ru




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.