Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Тема. Акцентологические нормы русского языка




Тема. Акцентологические нормы русского языка

Практическое занятие 7.

Цель: формирование речевого мастерства студента через практическое усвоение акцентологических норм.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «акцентологические нормы» современного русского языка.

2. Ударение в русском языке: понятие, признаки, функции.

3. Вариативность ударений. Типичные случаи нарушения акцентологических норм.

Студент должен при подготовке к занятию дать определение «акцентологическая норма», назвать виды ударения, охарактеризовать признаки русского ударения (свободное, подвижное и неподвижное, разноместное), функции ударения, варианты, образующие ударение.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Поставьте ударение в следующих существительных.

Агент, агрономия, алфавит, апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, де-факто, де-юре, диспансер, договор, еретик, жалюзи, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство.

Задание 2. Поставьте ударение в словах. Распределите слова на три группы: 1) допускающие только одно ударение в современном русском литературном языке, 2) допускающие два равноправных ударения, 3) допускающие два варианта ударения, один из которых имеет стилевую окраску (является разговорным или устаревшим). Для справок используйте орфоэпические словари русского языка.

1. Августовский, айвовый, алкоголь, балованный, баржа, бармен, в сети, газопровод, грушевый, двери, деньгами, договор, донельзя, досуг, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, звонит, индустрия, казаки, квартал, кета, километр, компас, корысть, кухонный, мастерски, медикаменты, металлургия, моста, мышление, набело, налитый.

2. Нанялся, напоишь, населим, настороженный, начатый, недопитый, непочатый, новорожденный, облегчить, облокотишься, озорничать, оптовый, партер, петля, перчить, пиала, поднял, подростковый, положить, пуловер, разлили, ржаветь, сажень, свекла, симметрия, сироты, сливовый, творог, убыстрить, углубить, угля, феномен, хвоя, хозяева.

Задание 3. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания по образцу. Дайте определение омографа.

Образец: леднИк (в горах) - лЕдник (погреб), пАрить (репу) - парИть (в облаках).

1. ЗАмок - замОк, мУка - мукА, нАголо - наголО, брОня - бронЯ, вИдение - видЕние, Угольный - угОльный, языкОвая - языковАя, Атлас - атлАс, вЯзанка - вязАнка, лАвровый - лаврОвый.

2. ПрОклятый - проклЯтый, хлОпок - хлопОк, Орган - оргАн, трУсить - трусИть, характЕрный - харАктерный, мОрщить - морщИть, Ирис - ирИс, крЕдит - кредИт, клУбы - клубЫ, острОта - остротА.

Задание 4. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов и постановку в них ударений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.