Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Морфологические нормы глаголов




Практическое занятие 13.

Цель: расширить знания студента о морфологических нормах глаголов.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: развернутая беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Трудности в употреблении личных форм глагола.

2. Глаголы совершенного и несовершенного вида и условия их выбора.

3. Этикетные формы глаголов и

Методические рекомендации

При подготовке к практическому занятию студент должен обратить внимание на ошибки, связанные с употреблением возвратных глаголов (ненормативное прибавление постфикса -ся к невозвратному глаголу, утрата постфикса -ся в процессе глагольного формообразования и словообразования, неуместное употребление постфиксов -ся и сь),употребление формы настоящего и простого будущего времени, формы повелительного наклонения.

Студент должен обратиться к следующей литературе: Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Вставьте правильные окончания, согласуя существительные, глаголы и прилагательные в числе. Отметьте предложения, где можно употребить разные формы.

Образец: Знани е жизни помогло Фёдору Ивановичу преодолеть превратности судьбы.

1. Этим.. богатств.. только предстояло воспользоваться. 2. Его богатств. не в деньгах, а в знаниях. 3. На семинаре был.. обсужден.. достоинств.. нового метода обработки дерева. 4. Чувство собственн.. достоинств.. ему никогда не изменяло. 5. Неясност. и противоречи. появил..с.. уже в самом начале эксперимента. 6. В диссертации недопустим. неясност.. основных положений и формулировки терминов. 7. Противоречи. между проектом и реальными данными опыта заставил. группу ученых снова взяться за расчет. 8. Расчет. на гибкость и прочность нового материала оказал..с.. напрасн. 9. Здание нового театра производило хорош.. впечатлении.10. Туристы охотно делились впечатлени.. от путешестви. по Байкалу.

Задание 2. Раскрывая скобки, употребите вместо инфинитива подходящую глагольную форму.

1) Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде.

2) Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо.

3) Провожающие стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду.

4) Виктор, (вылезать) из машины, приехали.

5) Врач сказал, что я скоро (выздороветь).

Задание 3. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

Задание 4. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени данных глаголов (если это возможно).

Образец: бороздить - я борозжу, он бороздит.

Басить, бриться, бузить, вынудить, гвоздить, гудеть, двигать, дерзить, дудеть, ездить, кадить, колесить, лазить, опостылеть, опротиветь, очутиться, ощутить, победить, пылесосить, трусить, тузить, чудить, ютиться; выздороветь.

Задание 5. Найдите ошибки в употреблении глаголов и исправьте их.

Образец: Ежегодно проводится ралли, на котором спортсмены преодолели до двух тысяч километров. – Неправильно употреблена форма прошедшего времени, нужно заменить формой преодолевают.

1. Машины подъезжали и быстро нагружались яблоками. 2. Завтра Нина Петровна организовывает экскурсию в читальные залы. 3. Кузнецов после школы приходит на завод и приобрёл профессию электромонтажника. 4. Эти 50 гектаров раньше занимались гречихой. 5. Хорошая оценка приободрила бы ученика, рассеяла туман равнодушия. 6. Изменчивая слава обхаживала бегуна, отходила к другим. 7. Ежегодно этот цех заносится на Доску почета. 8. Фундаментальные исследования по теории растениеводства продолжали вестись. 9. За полгода работы план неоднократно корректировался, многие его разделы разнообразились. 10. Уравнение для описания процесса будет иметь следующий вид.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.