Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие анкетного опроса




В основе любого социологического исследования лежат эмпирические данные, а в настоящее время самым популярных из способов получения эмпирических данных является опрос. Г.В. Осипов дает следующее определение понятия «опроса», «в основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте вопрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респондентом — обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество полученных данных».[11] В.А. Ядов пишет: «Опросы — незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях».[12] В. И. Добреньков, А.И. Кравченко определяют опрос как «…социологический метод полу­чения информации, при котором людям (их называют респонден­тами) в письменной или устной форме задают специально подо­бранные вопросы и просят ответить на них».[13]

Опрос как вид исследования разбивается на две большие раз­новидности — анкетирование и интервью.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Сбор информации осуществляется с помощью вопросника. Вопросник, выступает как инструмент, предназначенный для сбора первичных социологических данных. Вопросник — более широкий термин, чем ан­кета. В свою очередь, «анкета», в Социологическом энциклопедическом словаре, — (от фр. enkete — расследование) инструмент сбора первичной информации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа.[14]

С социологической точки зрения, анкета — это объединенная единым исследова­тельским замыслом система вопросов, направленных на выявле­ние количественных и качественных характеристик объекта иссле­дования.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Очень редко проводится сплошное (охватывающее всех членов генеральной совокупности) анкетирование, чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит в первую очередь от репрезентативности выборки.

Анкетный опрос обладает следующими особенностями: 1) анкета по сравнению с интервью — более дешевый вид опроса; 2) массовость (возможность опросить большие массы людей); 3) с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок; 4) анонимность (личность респондента не фиксируется, а отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, что приводит к более независимым ответам); 5) респонденты имеют возможность тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами анкету; 6) анкетирование может быть проведено людьми, не обладающими высокой квалификацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.