Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительный период




Логопедическая работа в дооперационном периоде

Дооперационное логопедическое воздействие при открытой ринолалии до недавнего времени почти не применялось, о возможности его применения говорилось очень осторожно. Занятия проводились в основном с оперированными больными. При операции анатомический дефект частично или полностью устраняется, но нужного эффекта для речи чаще всего не возникает.

Поздние сроки осуществления операции уранопластики, недостаточная эффективность ее влияния на совершенствование речи, длительность логопедического воздействия после операции и ряд других причин привели к необходимости пересмотра сроков логопедического воздействия после операции и заставили искать плодотворные пути логопедической работы до операции.

Если исходить из того, что дефект речи при ринолалии обусловлен не только наличием расщелины, но и неправильным положением языка в полости рта и нарушением взаимодействия мышц всего артикуляционного аппарата, то можно предположить, что компенсация двух последних дефектов (неправильного положения языка в полости рта и нарушения взаимодействия мышц артикуляционного аппарата) возможна до операции и обеспечит предпосылки для улучшения речи.

Таким образом, еще до операции можно создать предпосылки для формирования правильной речи. Логопедическое воздействие в дооперационном периоде осуществляется в условиях наличия анатомического дефекта у больных, часто имеющих также определенные психологические особенности.

Поэтому в работе учитываются формирование правильной речи и коррекция развития личности.

Формирование правильной речи (работа над произношением) у ринолалика складывается из воспитания направленного ротового выдоха в сочетании с одновременным созданием полноценных артикулем речевых звуков. Процесс логопедического воздействия делится на два периода.

Основная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.

Формированиеречевогодыхания. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием только длительного ротового выдоха.

В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.

Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

I этап. В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнеребернре дыхание.

С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыхательные упражнения. Последовательность их выполнения фиксируется рисунками в таблице 1 в тетради ребенка.

Таблица 1

Вдох (рисунки) Выдох (рисунки)
нос рот нос рот нос нос рот рот

Цель этих упражнений — в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражнения закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осуществить выдох: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к слоговым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обеспечит правильное речевое дыхание.

Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.

Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контролируется движением ватки, положенной на гладкую поверхность бумаги или ладони или поднесенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корригировать это направление в соответствии с указаниями логопеда. Такой выдох, ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.

Мы не считаем нужным проводить каких-либо специальных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т. п.), часто применяемых в логопедической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.

Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе.

Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

Развитие орального праксиса. Параллельно с работой па развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков (II этап работы).

На четкость речи в большой мере влияет характер произношения гласных звуков. С них и начинается специфическая гимнастика, в процессе которой тщательно прослеживается уклад органов произношения для каждого гласного звука. Особое внимание уделяется положению кончика языка, который на первых порах необходимо удерживать у нижних резцов при подготовке артикулем всех гласных звуков. Этот прием позволяет увеличить объем ротовой полости и тем самым обеспечить возможность для прохождения воздушной струи через рот. Изменение положения губ при артикуляции гласных, благодаря мышечной взаимосвязанности, естественным путем приведет язык к правильному положению для каждого отдельного звука. Гимнастика начинается с изучения артикуляции гласных звуков. Эти артикуляционные упражнения заносятся в таблицу 1.

В подготовительном периоде главная задача состоит в организации ротового выдоха, поэтому все артикуляционные упражнения осуществляются без включения голоса. Ребенок еще не знает, что выполняемые им упражнения являются артикулемами гласных звуков. В это время логопеду представляется возможность уточнять и улучшать уклад артикулем. Формируемые артикуляции запоминаются ринолаликом кинестетически, устанавливаются условнорефлекторные связи между артикулемой и ее рисунком, и он начинает свободно воспроизводить шепотом звук, ориентируясь на рисунок. Объяснения логопеда знакомят ребенка с точным положением органов произношения, с направлением воздушной струи через рот.

При формировании артикулем следует обращать внимание на выполнение упражнений без напряжения и предупреждать появление синкинезий лицевых и мимических мышц.

При развитии орального праксиса нужно предусмотреть некоторые специфические пути воздействия, которые оказываются необходимыми особенно в случаях комбиноза ринолалии с другими речевыми нарушениями.

Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допускает применение дополнительных артикуляционных упражнений (не создающих непосредственно артикулем речевых звуков). Например, при сочетании ринолалии и дизартрии у ребенка язык при подъеме кверху резко уходит в левую сторону. Это значит, что правая сторона его мышц слабее левой. При слабости мышц правой стороны языка следует проводить соответствующие упражнения только для укрепления и развития мышечной силы правой половины языка. Для этого ребенку предлагают языком дотронуться до зубов с левой стороны вверху и внизу, подпереть языком левую щеку, что дает нагрузку на мышцы правой стороны языка.

При слабости левой стороны языка все указанные упражнения проводятся с учетом нагрузки на левую сторону.

Эффективными являются упражнения с преодолением сопротивления. Например, при правосторонней слабости языка ребенка просят высунуть язык и отвести его в левую сторону. Этому отведению логопед препятствует шпателем, чтобы увеличить нагрузку на мышцы правой стороны языка и т. д.

Для улучшения произвольных движений языка, губ и лицевых мышц при артикуляции нужно рассказывать ребенку, где и как он должен дать то или иное напряжение мышц и научить его «послушать» это напряжение, ощупать положение органов произношения, участвующих в данной артикуляции, запомнить это положение зрительно (пользуясь зеркалом) и кинестетически. Для более четких ощущений можно помочь ребенку механически. Например, взять язык в стерильную марлевую салфетку и произвести нужный уклад языка.

При формировании артикуляционного праксиса необходимо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуляции. Для этого полезно использовать следующие приемы. Например, для формирования определенного артикуляционного уклада нужно переместить язык несколько в глубь рта. Для этого механическим путем выдвигаются углы рта вперед. И наоборот, при отодвигании углов рта в стороны язык приближается вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привлечением зрительного контроля (работа перед зеркалом).

Описанный способ получения правильных артикулем дает возможность подробно объяснить ребенку видимые стороны артикуляции и тем самым воздействовать на невидимые. Это помогает ребенку ощутить и осознать движение и соответствующее ему напряжение той или иной группы мышц и дифференцировать их между собой.

Таким образом, в предлагаемой системе логопедической работы используется специфическая гимнастика органов артикуляции (тренируются только те движения, которые необходимы для произнесения речевых звуков); вместе с тем предусматривается ряд дополнительных упражнений, способствующих развитию артикуляционного праксиса. Развитие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания. Все упражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обучением ротовому выдоху, т. е. служат приемом воспитания речевого дыхания и гимнастикой для речевого аппарата.

Последовательностьработынадзвукамивподготовительном периоде

Гласные звуки. Артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю (заканчивает эту последовательность полугласный звук й).

Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответствующего гласного звука (а, э, о, у). Звук и позволяет проследить направление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга.

Приводим ниже рисунки для записи артикуляции того или иного звука, подчеркивающие особенности артикулем (звуки а, э, о, у, и). Эти рисунки показывают направление вытягивания губ и подчеркивают, что напряжение в губных мышцах падает больше на верхнюю губу.

О -е(/+о)

Рис. 18.

Для звука

O <...> ы напряжение мышц <...> у крыльев носа, для и подчеркивается снмметричное отведение <...> углов рта в горизонтальном направлении. Длительность ротового выдоха схематически изображается длинным прочерком, а краткость его — точкой (для и).

Приводим сочетания согласного с гласными.

Рис. 19.

Эти схемы можно выполнить из картона, что даст возможность ощупывать их (особенно при нарушении орального праксиса и при сильном снижении зрения).

Согласные звуки. После знакомства с артикулемами гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. Работа над артикулемами гласных продолжается при шепотном их произнесении.

Такая последовательность позволяет укреплять навык произвольного ротового выдоха и автоматизировать его при активизации органов произношения, но без участия слухового контроля. Все внимание ребенка постоянно фиксируется на качестве артикулемы и направленности ротового выдоха. К звучанию внимание не привлекается.

Артикуляционный уклад глухих согласных звуков можно создать у ребенка по зрительному подражанию артикуляции логопеда, по устному описанию (описывается положение губ, языка и степень открытия рта). Ребенок не должен слышать звучания. Сформированные артикулемы глухих согласных звуков фиксируются в таблице 2.

Таблица 2

Вдох   Выдох без голоса
рисунок рта   рисунки артикулем:
  1) Гласных звуков а, э, о, ы, у, и, я, е, е,ю.
2) Глухих согласных звуков ф, с,ш,щ,х.  

В подготовительном периоде работы формируются фрикативные глухие согласные звуки в такой последовательности: ф, с, ш, щ, х.

Формирование согласных звуков начинается со звука ф как наиболее доступного по артикуляции. Этот артикуляционный уклад ребенок может легко рассмотреть, а логопед — проверить. Длительность произнесения этого звука, возможность намеренна удлинить его позволяют фиксировать внимание ребенка на ротовом выдохе и проконтролировать его. Группа взрывных звуков более сложна в этом отношении (эти звуки короткие); поэтому работа над ними проводится позже.

Дозировкаматериаланалогопедическихзанятияхвподготовительномпериоде.

Количество упражнений, предлагаемых ребенку на каждом занятии, может быть различным. Так, на первом занятии можно ограничиться тренировкой ротового выдоха, а возможно перейти и к формированию нескольких артикулем гласных звуков.

Старшим детям можно дать большее количество упражнений, но не следует спешить с выполнением всех типов упражнений на одном занятии. Нужно обязательно соблюдать описанную выше последовательность работы над артикулемами.

Целесообразно не задерживаться на тщательной отработке артикулем, которые вначале получаются не вполне точными.

В речевом потоке каждый звук изменяет свою артикуляцию в зависимости от предшествующего и последующего звуков, поэтому артикулемы, над которыми проводится работа, приобретут окончательную четкость при тренировке в речи.

Каждое занятие начинается с обязательного повторения всего изученного. На первых занятиях необходимо многократное повторение каждого типа упражнения; на последующих занятиях достаточно беглого их повторения.

Проследим, как проводится работа по формированию гласных и глухих согласных звуков по выпискам из протоколов занятий.

Изучив с ребенком по таблице 1 все виды вдоха и выдоха, приступаем к закреплению навыка ротового выдоха и одновременно к созданию артикулем гласных звуков. Приведем наблюдение за ходом логопедических занятий.

Логопед: «Ты хорошо научился делать выдох ртом и удерживать кончик языка у нижних зубов. Теперь будем учиться при выдохе «по-разному» открывать рот. Сделай вдох ртом, а выдох широко открытым ртом, язык широкий, лежит близко к нижним зубам. Язык ничего не делает, «спит». (Проверяем ротовой выдох с помощью ватки. При таком положении губ и языка во время выдоха должен получаться шепотный звук а. Если артикулема не точна, ее нужно исправить и закрепить повторением.)

— Хорошо. А теперь я тебе покажу еще, как можно дышать ртом (показывает артикуляцию звука э.

При воспроизведении артикуляции ребенком прослеживается правильность положения языка. Далее ребенок должен выдохнуть ртом (сохраняя заданное положение губ и языка). При неточности выполнения задания логопед исправляет артикуляцию, но если после двух-трех попыток артикуляция не создается, нужно переходить к следующей, оставляя доработку неудавшейся артикуляции на последующие занятия. В таком же плане тренируется выдох с артикуляцией гласных звуков о, ы, у.

Создание укладов артикуляций гласных звуков а, э, о, ы, у позволяет перейти к воспитанию звука и.

Обыгрывая ситуацию, можно предложить ребенку выдыхать с улыбкой.

Логопед: «Давай улыбнемся и выдохнем!»

Сформированный уклад для звука и создает переход для работы над сочетанием гласных звуков с /.

Логопед: «Сейчас будем делать выдох ртом при двух движениях губ. Будем от улыбки переходить к тем движениям, которые тебе уже известны».

Для сочетаний гласных с / делается по два рисунка (и + а, о...) (см. таблицу 2). Все эти упражнения улучшают ротовой выдох при соответствующем положении языка, и таким образом в этих упражнениях формируются артикулемы гласных звуков второго ряда.

Каждый ротовой выдох контролируется движением ватки, положенной на ладонь или лист бумаги и поднесенной ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая им воздушная струя попадала на нее. Для малышей ватку можно окрасить в яркий цвет. Нужно постоянно поддерживать эмоциональный фон занятий, проявляя заинтересованность и выражая удовольствие при удачах ребенка.

Тренировка правильного ротового выдоха продолжается и при воспитании артикулем согласных звуков. Необходимо следить, чтобы ребенок заранее не слышал звук, который у него вызывается. В таблице 2 слева пишем вдохвыдох без голоса.

Обращаясь к ребенку, говорим: «Ну вот, у тебя все хорошо получается. Ты уже научился выдыхать ртом, давай попробуем, умеешь ли ты выдохнуть так (показываем артикулемы звука ф -

Сам логопед не должен делать выдоха, так как в этом случае ребенок может услышать звук и произнести его по-своему. Логопед только объясняет устно и зарисовывает в тетрадь ребенка схему артикуляции звука ф.

Логопед: «Давай подставим верхние зубы к нижней губе, как заборчик, и выдохнем через этот заборчик».

Затем логопед уточняет положение органов произношения и подносит ватку для контроля и исправления ротового выдоха.

Далее аналогично изучается артикуляция звуков с, ш, щ. х.

Для вызывания звука с ребенку предлагается сделать ротовой выдох через оскаленные зубы. Если спонтанно артикуляция звука с при фиксации на оскале зубов не создается, нужно уточнить положение кончика языка у нижних резцов. У ребенка обычно есть тенденция к межзубной артикуляции, но ее использовать не следует. Практика показала, что воспитание звука через дефектную межзубную артикуляцию не ускоряет темпа работы, а наоборот, удлиняет его. Лучше подсказать ребенку, что при этом выдохе зубы почти смыкаются, а язык «спит за зубами»; чтобы язык не высовывался, нужно активней включать в работу нижнюю губу. Можно предложить ребенку сомкнуть зубы так, как будто он их чистит.

Если на первом занятии эта артикуляция будет не вполне точной, доработка ее производится на последующих занятиях. К механической помощи нужно обращаться только в самом крайнем случае, если массаж и дифференцированная гимнастика не принесут результата.

Для вызывания звука ш можно ввести такое игровое объяснение:

Логопед: «Давай сделаем во рту парусную лодку. Язык поднимем, как парус, вверх и подышим на него, чтобы лодочка могла плыть. Зубы закроем».

При воспитании артикуляции звука ш обращаем внимание главным образом на положение языка, а губы располагаются сами в соответствии с положением языка в силу их мышечной взаимосвязанности. От логопеда требуется, чтобы он подсказал и закрепил позицию языка и губ, при которой у ребенка упражнение (звук ш)получается правильно.

В тетради для занятий, в таблице глухих согласных звуков в графе «выдох без голоса» рисуем парусную лодочку, а рядом с ней — поднятый вверх язык. Это напоминает ребенку, что парус «делается» во рту поднятием кончика языка к небному своду.

Для звука щ показываем ребенку, что язык поднимается к верхним резцам и при ротовом выдохе слышится звук, похожий на шипение масла на сковородке, когда жарят котлету. Для звука щ в нижней артикуляции даем указание прижать (спрятать) кончик языка за нижние резцы.

При вызывании звука х предлагаем ребенку как бы погреть озябшие руки при открытом рте. Чаще всего этот прием обеспечивает достаточный результат. В отдельных случаях уточняем артикуляцию звука х и только в крайнем случае во время выдоха зондом отодвигаем язык кзади, нажимая на его кончик вниз.

Итак, программа подготовительного периода работы обеспечивает ребенку формирование правильного ротового выдоха и усвоение ряда звуков (гласных — в шепотном произнесении и фрикативных глухих согласных звуков).

Результаты работы в этом периоде наглядно фиксируются в таблицах 1 и 2.

Основными особенностями этого периода работы являются:

1. параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;

2. максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков;

3. постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.