Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные различия в показателях интеллекта. Наследственные предпосылки и средовые влияния




Психобиологическая модель темперамента.

Исследование заторможенности.

Роль генотипа в детерминации свойств темперамента. Психобиологическая модель темперамента. Исследование заторможенности.

 

 

Психологи Гарвардского (Дж. Кэган, Н. Снидман) и Йельского (Дж. Резник) университетов считают основными параметрами темперамента высокую или низкую заторможенность При сравнении внутрипарного сходства близнецов по заторможенности М3 близнецы обнаружили большее сходство, чем Д3, во всех трех возрастах, что свидетельствует о генетической обусловленности заторможенности: наследуемость определяла более половины индивидуальных различий по заторможенности, несколько снижаясь с возрастом. Таким образом, в этом направлении исследований темперамента в качестве основного показателя темперамента называют заторможенность, связанная с реакциями ребенка на новую и незнакомую ситуацию, и продемонстрирована связь этой характеристики с генотипом.

 

 

Авторы этого подхода, М.К. Ротбарт и Д. Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения.

 

К свойствам темперамента авторы относят:

1) реактивность – результат реакции активации, проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной и эндокринной систем;

2) саморегуляция – динамические особенности поведения, которые снижают или повышают активизацию и показатели реактивности. К числу таких особенностей относится приближение-удаление, т.е. желание поближе подойти к новому стимулу или же, наоборот, - избежать контакта с ним [4].

 

Свойства темперамента совпадают с теми, которые выделяли авторы Нью-Йоркского лонгитюда и трехкомпонентной структуры темперамента [3].

 

В рамках этого подхода также проводились близнецовые исследования. Существенные различия во внутрипарном сходстве М3 и Д3 близнецов обнаружены для уровня активности детей и для негативных эмоций [4].

 

Таким образом, есть основания полагать, что показатели и реактивности (активность, эмоциональность), и саморегуляция (приближение и удаление), рассматриваемые в психологии биологической модели темперамента, обнаруживают связи с генотипом [3].

 

(http://yaneuch.ru/cat_18/psihogeneticheskie-issledovaniya-temperamenta/197761.2049754.page2.html)

 

 

Подавляющее большинство исследований в психогенетике посвящено межиндивидуальной вариативности интеллекта, измеряемого, в зависимости от возраста испытуемых, различными тестами. Однако как объект генетического исследования интеллект чрезвычайна неудобен, прежде всего из-за отсутствия четкого, принятого если не всеми, то хотя бы большинством исследователей определения этого понятия.

Два основных подхода к оценке структуры интеллекта, а через нее и к содержанию самого понятия интеллект связаны с именами К. Спирмена и Л. Терстона. Согласно первому подходу, существует некоторый общий фактор, определяющий успешное решение отдельных тестовых задач – фактор общего интеллекта («g») + в каждом когнитивном тесте присутствует специфичный только для него частный фактор «s». (двухфакторная теория интеллекта). Терстон же утверждал обратное: интеллект есть сумма нескольких независимых способностей. Согласно этой концепции, описание индивидуального интеллекта – профиль, а не единственная оценка в столько-то баллов IQ.

М.А.Холодная предлагает принципиально новое определение интеллекта: «интеллект – это форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта», а индивидуальные оценки его следует искать в особенностях индивидуального умозрения (в том, как ч-к воспринимает, понимает и объясняет происходящее).

В словаре 1996г. интеллект – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой д-сти и лежащая в основе других способностей. 2) Система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. 3) Способность к решению проблем без проб и ошибок, «в уме». Понятие интеллект как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Общее в этих определениях одно: понимание интеллекта как совокупности всех когнитивных способностей. Учитывая, что в психогенетике используются психометрические процедуры, поскольку именно они позволяют получить континуум индивидуальных оценок (тесты Векслера, Стенфорд-Бине, Бейли и т.д. – в зависимости от возраста), все выводы касаются только того интеллекта, который диагностируется этим инструментарием. Т.е. интерпретация данных, получаемых при изучении изменчивости оценок интеллекта прямо зависит от интерпретации той латентной переменой, на диагностику которой направлена используемая методика. Учитывая, что любой метод психогенетики, как и вообще любой исследовательский метод, имеет свои ограничения, наиболее убедительные сведения мы можем добыть, объединяя и сопоставляя результаты, полученные разными методами.

Одним из наиболее надежных экспериментальных приемов психогенетики является исследование разлученных МЗ, поскольку в этом случае исследователь имеет близкую к критическому эксперименту ситуацию: два человека с идентичной наследственностью воспитаны в разных условиях, и, следовательно, обнаруживаемое м\у ними сходство не может быть объяснено общей средой.

Сводка результатов по разлученным МЗ приведена в работе Т.Бушара. всего было проведено 5 исследований, они охватывают от 112 до 45 пар разлученных МЗ. Интеллект диагностировался разнообразными тестами IQ. Однако в данных исследованиях возникают два взаимосвязанных вопроса: 1)что реально означает разлучение близнецов вообще, 2) насколько различными были средовые условия, релевантные исследуемой психологической черте.

В 1974г – работа Л.Кэмина «Наука и политика IQ». Вызвала длительную дискуссию. Обсуждаются и детали статистических процедур, и реальный уровень разлученности, возрастные и половые различия выборок и т.д. при этом некоторые различия в оценках внутрипарного сходства разлученных МЗ констатируются, но сходство никогда не снижается до уровня корреляций, получаемых, н\р, в парах, объединенных общей средой, но не имеющих общих генов. В группе МЗ оценивающих степень своей разлученности как высокую, Бушар получил средние оценки IQ, соответствующие общей близнецовой популяции. Стандартные отклонения – на уровне нормативной популяции, а внутриклассовую корреляцию, говорящую о сходстве интеллекта у близнецов каждой пары, = 0, 76. практически то же сходство, которое констатируется во всех исследованиях разлученных МЗ и совпадает с усредненным по этим работам коэффициентом корреляции. Поэтому такого рода анализ не опровергает утверждений о наличии генетического компонента в изменчивости оценок интеллекта, но он очень информативен, т.к. показывает, насколько важно знать, что реально означает разлучение близнецов.

Вместе с тем часто констатируется даже большее сходство разлученных близнецов, чем выросших вместе, во всяком случае, по личностным чертам. Объяснение этому обычно находят в особенностях взаимодействия в близнецовой диаде, н\р ролевые отношения могут снижать сходство по эмоциональности. По-видимому, здесь и проявляются некоторые релевантные признаку – объекту исследования психологически факторы.

Все исследования разлученных МЗ, каждое из которых, естественно, имеет те или иные источники искажения, дает удивительно однотипные результаты: сходство разлученных МЗ по интеллекту всегда достаточно высоко.

Второй критический эксперимент м.б. реализован методом приемных детей. Задачи которые могут быть решены с помощью этого метода: выяснение дифференцированных влияний семейной среды на интеллектуальное развитие членов семьи. + дает материал для суждений о взаимодействии генотипа и среды в вариативности психологических признаков у ч-ка.

Фенотипическое значение признака – в данном случае баллы IQ – зависит от взаимодействия данных генотипов сданной средой. Модель метода приемных детей позволяет понять самые разные варианты такого взаимодействия: особенностей самого ребенка со средой; индивидуальности его биологических родителей с той же средой; возрастную динамику этих взаимодействий и т.д. выясняются многие конкретные факторы, опосредующие и формирование индивидуального интеллекта, и его стабильность, и сходство по IQ родителей и детей.

Таким образом, межиндивидуальная вариативность оценок общего интеллекта в значительной мере определяется генетической вариативностью. Т.е. различия м\у людьми по баллам IQ есть результат не только обучения и воспитания, но и различий в их наследственности. Это не означает, что среда не играет существеннейшей роли: реализация индивидуальной нормы реакции будет разной в разной среде; причем, по-видимому, в изменчивости интеллекта большую роль играет индивидуальная, а не общесемейная среда.

 

 

Еще один вариант ответа:

 

1.5. Роль генотипа и среды в изменчивости когнитивных способностей

Когнитивные характеристики, имеющие менее общий характер, чем показатели интеллекта, проанализированы в генетических работах не столь подробно, как интеллект, и результаты этих исследований не позволяют однозначно оценить роль генотипа и среды в изменчивости отдельных когнитивных способностей (таких, как математические способности, пространственные представления, память, логическое рассуждение, беглость речи, скорость восприятия), хотя генотип в той или иной мере вносит свой вклад в формирование их индивидуальных различий.

В результе исследований было показано, что не только разные способности, но и разные проявления одной и той же способности могут быть не одинаково связаны с генотипом. Показатели наследуемости когнитивных способностей имеют тенденцию сильно меняться с возрастом, это связано с перестройкой когнитивной сферы, происходящей в процессе развития. Величина показателей наследуемости, получаемая для разных когнитивных способностей, может быть результатом особенностей построения эксперимента. Специфика когнитивных способностей (то есть их обусловленность разными генотипическими влияниями) проявляется в величине коэффициентов генетических корреляций. В среднем коэффициент наследуемости равен 41%.

Для того чтобы оценить роль генотипа в изменчивости когнитивных способностей, были построены биометрические модели, позволяющие разделить общие (связанные с интеллектом) и специальные (присущие только конкретным когнитивным способностям) генетические влияния.

В исследовании, проведенном на детях – на близнецах, родных сибсах и приемных сибсах, - было показано, что отдельные когнитивные способности испытывают влияние разных генетических факторов – и тех, которые являются общими для них и интеллекта, и тех, которые являются уникальными, свойственными только конкретным когнитивным особенностям. Такие же результаты были получены и при исследовании разлученных и неразлученных близнецов, чей средний возраст равнялся 65 годам.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, изменчивость когнитивных способностей обусловлена не только средовыми, но и генотипическими влияниями. Во-вторых, вклад генотипа в изменчивость когнитивных способностей различается для разных способностей и зависит от возраста. Диапазон показателей наследуемости, полученных для разных когнитивных способностей, определенных в разных возрастах, находится в пределах от 0 до 90%. В-третьих, разные когнитивные способности испытывают влияние как одинаковых, так и различных генотипических факторов. В-четвертых, связь когнитивных способностей с генотипом обусловлена и их связью с общим интеллектом, и их собственной спецификой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.