Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения письменной речи




1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

В логопедии выделяют 11 форм речевых нарушении: 9 – нарушения устной речи и 2 – нарушения письменной речи.


6. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Возникла в результате критического анализа клинико-педагогической классификации.

Выделяют 2 группы:

v Нарушения средств общения:

Ø Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями вследствие дефекта восприятия и произношения фонем.

Ø Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

v Нарушения в применении средств общения:

Ø Заикание

Ø Заикание с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи:

Позднее начало речи – первые слова появляются к 3-4 годам, иногда к 5; речь детей аграмматична, недостаточно фонетически оформлена; нарушения экспрессивной речи наиболее яркие; речь детей малопонятна; наблюдается недостаточная речевая активность, и без специального обучения она со временем еще снижается; дети достаточно критичны к своему дефекту; отмечается недостаточная концентрация, устойчивость внимания; снижена вербальная память; может страдать продуктивность запоминания (чаще всего это касается вербальной информации); дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения; характерна общая соматическая ослабленность; отмечается отставание в развитии двигательной сферы (ловкость, координированность, скорость выполнения), особые трудности при выполнении словесной инструкции; недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

3 уровня речевого развития детей с ОНР:

1. количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, в общении дети часто пользуются жестом, мимикой. Очень часто одним и тем же звуковым комплексом дети обозначают и предметы, и действия, и качества, а разницу в значении уточняют жестом или мимикой. Названия действия заменяются названием предметов или наоборот. В речи преобладают корневые слова. Пассивный словарь детей шире активного, но и импрессивная сторона речи также находится на низком уровне развития. Понимание значений грамматических изменений слова отсутствует. С трудом различают ед. и мн. число существительных, глаголов прошедшего времени, мужской женский род и не понимают значение предлогов. звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью: произношение звуков носит диффузный характер. Число дефектно произносимых звуков может быть больше, чем правильно произносимых. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

2. Речевые возможности и речевая активность возрастают. Активный словарь состоит из ограниченного запаса общеупотребительных слов, но они могут быть также искаженными. Наблюдается дифференциация в обозначении предметов, действий, признаков. Дети, как правило, пользуются местоимениями, иногда союзами и простыми предлогами. Речевая недостаточность отмечается во всех компонентах речи. Дети пользуются только простыми предложениями (2-3 слова), словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных, их детенышей, одежды, мебели, профессии. Дети не знают названия цветов предмета, формы, размера, часто заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: смешение падежных форм, отсутствие согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными. Кроме того, они испытывают много трудностей при пользовании предложными конструкциями: предлоги часто вообще опускаются, а существительные используются в исходной форме, возможна замена предлога, союзы и частицы употребляются редко. Понимание обращенной речи значительно шире по сравнению с первым уровнем, дети различают и понимают формы ед. и мн. числа существительных и глаголов, формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, но остаются затруднения в понимании и употреблении форм числа и рода прилагательных. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен, смешений, нарушено произношение мягких - твердых согласных, свистящих, шипящих, звонких - глухих. Затруднения остаются в усвоении звуко-слоговой структуры: количество звуков сохраняется, но отмечается перестановка звуков, слогов, могут быть замены слогов, многосложные слова редуцируются. Так же у детей отмечается недостаточность фонематического восприятия, навыками анализа и синтеза овладевают с большим трудом.

3. Характеризуется наличием развернутой фразовой речью с элементами фонетико – фонематичекого и лексико – грамматического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков. Отмечаются нетойкие замены, мешение звуков. Множество ошибок отмечается при передаче звуконаполняемости слов (перестановки, замены звуков, и слогов, сокращение при сочетании огласных). Отмечается неточное употребление многих лексических значений, в активном словаре чаще всего встречаются существительные и глаголы, недостаточно слов в ловаре, обозначающих признаки, состояния предметов (прилагательные, наречия). Дети так же не умеют пользоваться способами словообразования, преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложнве конструкции, отмечаются аграмматизмы, ошибки в согласовании существительных и числительных, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Понимание обращенной речи приближается к норме, недостатки касаются моментов словообразования. Недостатки развития речи ярко проявляются при начальном обучении в школе.

 

Обследование детей с ОНР: Сопоставление имеющихся речевых навыков с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяется отношение дефекта и компенсаторных возможностей, соотношение речевой и познавательной активности, производится анализ взаимоотношений и взаимодействий между звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматическим строем речи; определяется соотношение в развитии экспресивной и импрессивной речи.

 

Выделяют 3 этапа в обследовании:

§ Ориентировочный: сбор анамнеза, беседы с родителями и ребенком, заводится карта; важной информацией в беседе с родителями являются предречевые реакции ребенка, их появление; когда появились первые слова, количество слов, соотношение слов в активном и пассивном словаре; выявляется, когда появились двухсловные, многословные предложения, не было ли моментов прерывания речевого развития, если это было, то в каком возрасте и по какой причине, устанавливается речевая активность ребенка, в каком возрасте родителями было замечено отставание в развитии, особенности речевого окружения ребенка. Беседа с ребенком: устанавливается контакт с ребенком, задаются вопросы на выяснение интересов, кругозор, склонности, отношения с окружающими, вопросы должны быть такие, чтобы на низ можно было ответить развернуто;

§ Диагностический: обследование компонентов языковой системы, оставляется логопедическое заключений; тщательно обследуется звукослоговая структура слова, грамматический строй и связная речь, предлагается рассказ по картинке, грамматический строй речи – необходимо выявить правильность употребления ребенком категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, навыки согласования, задания на образования множественного числа существительных или из множественного числа переделать в единственное. Исследуется словарный запас: показ и нахождение предметов и действий, названных логопедом, выполнение названных действий. Самостоятельное называние предметов, действий, признаков, явлений, объединение предметов в группы, производится обследование артикуляционного аппарата – строение, подвижность. Если обнаруживаются нарушения артикуляционного аппарата, то выявляется уровень доступности движений для ребенка. Обследуется общая и мелкая моторика, при этом обращается внимание на осанку, походку, владение навыками самообслуживания. Делается логопедическое заключение.

§ Наблюдение за ребенком в процессе его обучения, уточнения дефекта.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

к этой группе относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Во главу угла ставится фонематическое развитие или фонематического восприятия ребенка, которые влияют на владение звуковым анализом и синтезом. В первую очередь должно быть определено первичным или вторичным является нарушение фонематического восприятия.

В фонетико-фонематическом развитии выявляется несколько состояний:

1. Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков (наиболее легкая степень).

2. Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи (более грубое нарушение ФФНР).

3. Глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова, определить последовательность звуков.

Недостатки звукопроизношения:

· Замена звуков более простыми по артикуляции («с, ш» на «ф»).

· Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков.

· Нестабильное использование звуков в различных формах речи.

· Искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Все произносительные ошибки оцениваются с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. У детей с ФФНР, как правило, имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, однако не всегда эта взаимосвязь бывает прямой. У детей с ФФНР наблюдается общая смазанность речи, недостаточная выразительность, четкость речи, чаще всего это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией. Так же для них характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость, они хуже усваивают речевой материал,

После обследования ребенка с фонетико-фонематическим расстройством делается следующее:

· Сгруппировать дефектные звуки по степени участи органов артикуляции: вычленить нарушение звуков раннего онтогенеза (м. п, б,г, к,х,ть, сь) и среднего онтогенеза (все твердые и мягкие согласные, ль, ы, озвончение всех согласных)

· Выделить смешиваемые звуки и звуки субституты (звуки-заменители)

· Вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (горловое произношение, носовое)

· Вычленить звуки, имеющие постоянные субституты из числа простых по артикуляции

Проанализировать результаты обследования:

o Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их неправильной артикуляции

o Выявляется ли большее количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых

o В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие

o Каков характер специфических ошибок в письме

 

Коррекция ФФНР.

Дети дошкольного возраста. Коррекция речевого дефекта и подготовка к полноценному обучению грамоте. Разделы:

§ Формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и так же навыков звукового анализа и синтеза.

§ Обучение, направленное на пополнение знаний детей об окружающем, увеличение словаря, речевых умений и навыков

 

Направления:

Ø Развитие внимания к морфологическому составу слов, к изменению слов, их сочетанию в предложении

Ø Воспитание у детей умения правильно оставлять простые распространенные предложения, сложные предложения, употреблять различные конструкции в предложениях

Ø Развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом

Ø Развитие словаря детей с помощью приемов словообразования

Ø Развитие произвольного внимания и памяти

Формирование произносительных навыков:

Уточняется артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа- выясняется правильное звукопроизношение у детей

Поясняются звуки-заместители, смешиваемые звуки

Выясняются звуки, которые еще не формированы у детей или при произношении которых закрепилась неправильная артикуляция

 

Вся диагностика и занятия проводятся на основе правильно произносимых всеми детьми звуков. Идет работа по постановке звуков. В определенной последовательности ставятся звуки в речевой материал, ведется работа по дифференциации звуков.

 

Этапы дифференциации:

v Каждый поставленный звук сравнивается на слух о всеми артикуляционно и акустически близкими звуками, сравнение не только на слух, но и в произношении

v Подключается слуховой контроль и включаются упражнения на различение звуков, которые направлены на дифференциацию на слух и в произношении, ведется работа по слышанию заданного звука в ряду других и определять его наличие в слове, фразе, предложении. Постановка звуков осуществляется при участии всех анализаторных систем.

Правила постановки:

ü Отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам.

ü Звуки, смешиваемые в речи, отрабатываются отсроченно

ü Закрепление изученных звуков достигается путем дифференциации всех близких звуков

 

Речевой материал должен способствовать расширению и уточнению словарного запаса, умению строить правильно устную речь. Перед началом постановки звука используется упражнение, подготавливающее артикуляционный аппарат ребенка к произношению того или иного звука.

 

Обучение грамоте.

Здесь используются определенные упражнения. Сначала берутся одно- и двуслоговые слова, выделяется необходимый звук. Затем звукослоговой анализ и синтез производится на трехсложных и ложных словах. Производится анализ и синтез в прямом и обратном направлении. Детей учат выделять звук в лове и уточнять количество звуков, их последовательность, или последних согласный в слове и т. д. после того, как осваивается звукослоговая структура простых слов, работа ведется над звуками в целом слове и фразе, дети учатся делить слово на слоги, используются схемы, чтобы было проще. Овладение звуковым анализом односложных, двусложных слов. Идет усложнение материала, включаются лова со стечением согласных, сначала легкое, вводятся упражнения, которые направлены на изменение слова путем замены отдельных звуков. У детей уже должны быть сформированы такие понятия, как звук, слог, согласные/гласные звуки, мягкие/твердые, звонкие/глухие, предложения, фразы, словосочетания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.