Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысловая организация простого предложения




Тема: Смысловая организация предложения

1. Объективное и субъективное в содержании предложения (диктум и модус).

2. Структура пропозиций: предикаты, актанты и сирконстанты.

3. Моно- и полипропозитивный диктум. Способы представления пропозиций в предложении.

4. Типы пропозиций.

5. Модус и его составляющие: метакатегории, актуализационные смыслы, квалификативные (авторизация, персуазивность, оценочность).

 

Литература к теме:

Арутюнова. 1976. - С. 5-20.

Арутюнова, Ширяев. 1983. - С. 5-13.

Бабайцева, Инфантова и др. 1997. - С. 258-270.

Белошапкова. 1989. - С. 675-694.

Золотова. 1973. - С. 263-276.

Совр. русск. яз. / Под ред. Новикова. 1999. - С. 632-644.

Сиротинина. 1980. - С. 24-32, 33-40.

Шмелёва. 1988 (1994).

 

 

Упражнения № 31, 32, 36 – письменно, 29, 30, 33, 35 – устно

 

 

Упражнение 29. Выявите объективное содержание (диктум) каждого простого предложения. Укажите, какие компоненты формальной организации предложения способствуют его выявлению.

1. Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый бор. В траве, на обочине дороги, что-то белело (Пауст). 2. Вскоре после появления памятник под­вергся обработке со стороны летописца... (А.К.). 3. Тяжелый, пасмурный туман нагие холмы обвивает (П.). 4. Женщина, она сразу почуяла здесь присутствие другой женщины (Рек.). 5. Светит догорающая лампа. Выстрелы да снега синева (Сим.). 6. Пассажиры выходят размять затекшие ноги, подкре­питься в буфете (Бианки). 7. Сенокос запаздывал из-за дождей (Пауст). 8. В день приезда я так и не увидел моря (Пауст).

 

Упражнение 30. Определите семантический предикат и формальные средства его выражения.

1. Было золотое, но холодное, настоящее весеннее утро. 2. Сытые, белые, важные птицы шли по плотине (А.Н.Т.). 3. Мы напились холодной вкусной воды (Пауст). 4. Чисто одетая молодайка, в калошах на босу ногу, согнувшись, подтирала пол (Л.Т.). 5. В Москве их поместили в комнатку, окнами на двор (Герц.). 6. Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенно сильным (Ч.). 7. Отец ее, рыбак, ворчал на меня за мою молодость (Пауст).

 

Упражнение 31. Определите функции актантов при многоместном предикате (семантический субъект, объект, адресат и др.).

1. Кто-то тронул Боброва сзади за плечо (Купр.). 2. Отважный любит жизнь страстно и действенно (Л.С.). 3. Поселок завален снегом (Пауст). 4. Весь июнь Коля не давал житья бедным влюбленным (Ч.). 5. Права не дают, права берут (М.Г.). 6. Твой отец не дает мне лошади (Ч.). 7. Гулия зашел в поход­ную мастерскую. Он отдал слесарю починить курок от ружья (Пауст). 8. Сема приносит охапку хворосту и кладет ее на ко­стер (Ч.). 9. Рудин с досадой приблизился к окну (Т.). 10. Я не люблю весны; скучна мне оттепель (П.). 11.0 Лизе по возвра­щении Кирилл не говорил (К.Ф.). 12. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды (М.).

Упражнение 32. Выделите монопропозитивные и полипропозитивные простые предложения. Опишите строение каждой пропозиции.

1. Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость (Пауст). 2. Доносится тихий звук скрипки. 3. Пошел дождь и неожиданно перешел в снег. 4. Может быть, усиленное выведение кальция из организма безразлично для организма? Нет! Ибо это - начало разрушения скелета (Коржуев). 5. Я родилась и выросла в Красноярском крае. 6. Однажды началась сильная гроза с ливнем (Шеф.). 7. Перелеты птиц возникли как приспособление к смене времен года (Дол.). 8. По сигналу звонка мышь убегала в безопасное место (Вейн). 9. Позже одновременно сработой учился на заочном отделении педагогического университета. 10. Люди же, изумленные, стояли как камни (М.Г.).

 

Упражнение 33. Выявите модус (субъективное содержание). Укажите, как уточняются в предложении обязательные модусные значения и какие использованы автором факультативные модусные значения.

1. Я любил Красную Армию и думал остаться в ней на всю жизнь (А.Г.). 2. Отвага, говорят, ничто без головы (Д.Д.).3. Храбрость без ума недорого стоит (Шишков). 4. Только терпеливый закончит дело (Саади). 5. Любовью оскорбить нельзя (Лопе де В era). 6. Переводчики частенько выдирают у стихотворения зубы и пускают гулять его по свету с пустым, шепелявым ртом (Гамз.). 7. Ленивые всегда собираются сделать что-нибудь (Вовенарг). 8. Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дз.). 9. Никого из всех людей, судя по его рассказам, он так не уважал, как Платона Каратаева (Л.Т.). 10. Пахло молоденькой мятой - она, вероятно, росла где-то рядом (Гл.). 11. Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.). 12. И точно, она была хороша (Л.).

 

Упражнение 35. Укажите семантическую функцию выделенных словоформ.

1. Шла столетняя война (Сатов). 2. По смерти Игоря город стал объектом борьбы между Святославом и Всеволодом (А.К.). 3. Бабушка, или, как ее называли в доме, бабуля, очень полная, некрасивая, с густыми бровями и с усиками, говорила громко... (Ч.). 4. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.). 5. Этот, по словам Аркадия Павлыча, государственный человек был роста небольшого, плечист, сед и плотен... (Т.). 6. Я ночевал в городке у моря (Павленко). 7. В прихожую вошел человек в ватнике (Пауст.) 8. В поездке Маша впервые поняла прелесть мимолетных, но глубоко задевших душу встреч и прелесть речной привольной России (Пауст). 9. Это был старший лейтенант Мясников, командир батальона (А.Г.).

 

Упражнение 36. Дайте полную характеристику смысловой организации предложения: диктум, модус.

1. Какое счастье сына обнимать! (Долм.). 2. Я от страха в палисадник, пал в крыжовник и реву (СВ.). 3. И вообще это безобразие - так перегружаться разговорами и дискуссиями по самым случайным поводам (Кольц.). 4. Однажды вздума­лось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам (Кр.). 5. Стояла свежая, безлунная, звездная ночь (Фад.). 6. Его преследовала мечта уйти в пар­тизанское подполье (К.Ф.). 7. Каждый месяц должен написать восемь фельетонов, да еще столько, да полстолько, да четверть столько в виде журнальных статей (М.-С). 8. Толстой, я ду­маю, никогда не постареет (Ч.). 9. Странно, на взгляд Давыдо­ва, выглядел кабинет председателя (Ш.). 10. В огороде рядом с избой работала девушка, надо полагать, дочь лесника (Сол.).

 

Упражнение 37. Проверь себя!

А. Заполните таблицу:

 

Виды событийных пропозиций Примеры Количество актантов
Существования Meстоположения Обладания    
Состояния    
Движения    
Восприятия    
Действия    

1) Мы достигли берега. 2) Наконец-то вставили стекло. 3) Мать одела сына. 4) Он подметил в ней новые черты. 5) Вникайте в написанное. 6) Мать в тревоге. Она задумчи­ва. 7) Они имеют машину. 8) Дом находится в пяти метрах от дороги. 9) Лед тронулся. 10) Он увидел берег через бинокль. 11) В жизни всегда есть место подвигу.

Б. Определите тип логической пропозиции.

1) Моя сестра - вот эта. 2) Его дом - новый. 3) Он был ка­пелланом моего полка. 4) Виновник - он. 5) Клевер принадле­жит кормовым травам. 6) Тигр - хищник. 7) Вы противоречите своему учителю. 8) Ученик стал умнее учителя. 9) Или пан, или пропал. 10) По лицу словно прошла тень.

В. Сколько пропозиций выражено в диктуме словосочетаний и предложений. Определите способ репрезентации пропозиции.

1) Опоздал из-за дождя. 2) Повсюду были расставлены ис­кусно сделанные берестяные коробы, ломившиеся ото всякого добра (Н. Задорнов). 3) Митрофан Егорович тихо дышал и пре­рывисто постанывал. Возле него, закусив нижнюю губу и изред­ка смахивая слезу, суетилась его жена, Варвара Прохоровна (Ч.).

Таблица 10

Типология СОБЫТИЙНЫХ ПРОПОЗИЦИЙ

 

Сфера Виды Физическая Психическая Интеллектуальная (ментальная) Социальная
Суще­ствование Здесь есть грибы. Там стоит автобус. Там живут греки. У всех бы­вает плохое настроение У него вдохнове­ние Есть такой обычай
Состояние Гриб червивый. Мотор заглох. Он голоден. Он в тоске. У них веселье. Он в задумчиво­сти Он холост. Она в передовиках. В Италии правитель­ственный кризис.
Движение Камень упал. Автобус несется. Человек вышел из дома.      
Воспри­ятие Он проглотил таблетку Я вижу море. Он слышит звуки музыки. Его доклад приня­ли с энтузиазмом Проект был воспри­нят одобрительно
Действие Он сделал табуретку. Завод выпустил станки.   Он сочинил сти­хотворение. Они решили за­дачу. Он организовал ин­ститут

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.