Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соборы в Туле, Дмитрове, Суздали и т.д




Новое явление - в архитектуре появляется шатровое зодчество. Появляются шатровые храмы. Для них характерно: в шатровых храмах вся масса здания держится на фундаменте
Церковь вознесения в Коломне(в честь рождения Ивана Грозного
)=>
<= Покровский собор- собор Василия Блаженного (арх. Барма и Постник)

Шатровые храмы будут возводится во многих городах, в Суздале, Ярославле и тд
Возводятся небольшие каменные и деревянные посадские храмы посвященные святым покровительствующим какому-то ремеслу.(не сохранились)
Велось широкое строительство каменных кремлей. По сути крепости - сторожи.
В Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломна, Серпухов, Смоленск, Изборск, Печоры, Псков, Соловецкие острова и т.д.
В Москве появляются дополнительные ограждения - стены которые защищали жителей города.
Китайгородская дополнительная стена с востока обносит город. Киты - связка жирдей для строительства

Возводится одна линия укреплений – белгородская стена.По бульварному кольцу проходила. Арх. Федор Конь.
Еще одна линия укреплений скородум по современному садовому кольцу.

 

17 век
В архитектуре появляются ростки нового. Обмерщение зодчества - отказ от церковных строгих канонов. Постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви похожи на светские хоромы. Называется гражданское строительство.
<=Здание печатного двора
Монетный двор.
Возводятся каменные жилые дома, палаты московских бояр и т.д.
Палаты бояр Романовых =>
-~- Боярина Троекурова˅ И т.д.
Продолжает развиваться шатровое зодчество
Шатровые храмы возводятся в Медветково и Рубцове под Москвой, в Троице-Сергиевой лавре
Церковь Рождества Богородицы в Путинках =>


<=Церкви в Костроме
В 17 веке наблюдается переход от строгости и простоты к декоративности к полярной полихромии, проработке деталей, характерна живописность. Украшается затейливыми наличниками. Характерно использование " солнечных" плиток. Обилие украшений в рамках одного здание - дивное или каменное узорочье.
Теремной дворец царя Алексея Михайловича в Кремле =>
Каменные палаты бояр
Храмы Ярославля (например: церковь Ильи Пророка, ансамбль в коровнике и Толчкове)

<=Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Церковь Николы в Хамовниках=>

Церковь Троицы в Никитинках ˅
Декоративное начало находит отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений
Почему? Потому что крепости утратили свое значение.
Четырех скатные крыши на башнях московского кремля заменяются великолепными шатрами. Спасская башня под курантами которой речь президента. =>
<=Ростов Великий- в форме кремля сооружена резиденция митрополитов

 

Троице-Сергиев монастырь ˅
Спасо-Евфимиев мужской монастырь ˅
В них появились декоративные украшения
Развитие каменной архитектуре завершается в 17 веке с формированием нового стиля - Московское или нарышкинское барокко
Для него характерно:
Четкость и симметричность композиции.
Многоярусность.
Устремленность здания в верх.
Сочетание красного и белого цветов в убранстве здания.
Тщательная проработка деталей.
Декоративная резьба по белому камню.
Применеие в качестве декоративных украшений колонн капителей раковин.

˅ Монастырь Новодевичий (Трапезная колокольня надвратная церковь)
Церковь Покрова в Филях =>
Церкви и дворцы в Звенигороде. Пример

Н. Новгороде, в Сергиевом посаде
Деревянное зодчество в 17 веке переживало новый рассвет
<=Дворец царя Алексея Михайловича(в селе коломенское) - 8 чудо света. Строили Семен Петров и Иван Михайлов. Не сохранился. Сохранились рисунки. Восстановили в наше время.
Живопись
14-15 век.
Происходит слияние местных художественных школ в единую общую русскую.
Основные направления: Иконопись и фреска
Церковь оказывает определяющее влияние. Большую роль начинает играть авторский стиль, его личность и талант.
Преодолевается влияние местных традиций
Художники: Феофан Грек и Андрей Рублев
Феофан Грек приехал из Византии. Его произведения фрески и иконы отличаются выразительностью образов монументальностью, смелой и свободной живописной манерой, некой экспрессией и возвышенностью. Его живопись узнаваемая.
Он усел создать эмоциональное напряжение создаваемое за счет Широких мазков кисти с пробелами.
Не использовал иконописные образцы. Творил самостоятельно.
Роспись церкви Спаса на Ильине в Новгороде=>


<=Церковь Рождества Богородицы в Москве

Архангельский собор=>
Благовещенский собор совместно с Рублевым и Старцом Прохоровым

Андрей Рублев
Его творчество признано высшим достижение искусства.
Создаются непревзойденные образцы.
Возможно вдохновлялся победой на Куликовом поле. После победы происходит рост русского самосознания.
Характерно для работ: философская глубина, внутренние достоинство и сила, человечность, воплощение идей единства и мира между людьми, возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Мягкое и гармоничное сочетание чистых красок. Ощущение цельности и законченных образов.
<= Икона Троица для иконостаса Троицкого собора Троице Сергиевой лавры
Образы совершенны символизируют единство мира и человечества.

 

<= Фресковая роспись Успенского собора во Владимире

Иконы Звенигородского чина =>

 

<= иконы Троицкого собора Сергиевого монастыря в Загорске


<=Благовещенский собор московского кремля

 

<= Фрески собора Спасо-Андроникого монастыря

Конец 15 -16 века
Тенденции:
1.Стирание местных особенностей и формирование единой художественной школы
2.Усиление светских элементов
.

В Развитие искусства учувствуют и церковь и государство.
Организовывались мастерские.
Принимались решения о допустимости изображений исторических событий отдельных персонажей.
Устанавливались каноны иконописания. Все чаще отходят от норм.
Наблюдается большое разнообразие сюжетов и в цветовой гамме.
Наблюдаются светские элементы. Интерес к реальным историческим лицами событиям растет.
Расширяется круг тем в живописи.
Церковь не могла противится этим тенденциям и на соборах середины 16 века принимается решение о разрешении изображать на иконах лица царей князей и разрешается бытийное письмо(исторические сюжеты).
Это будет способствовать развитию исторического портрета.
Фрески галереи благовещенского собора.
На ряду с традиционными библейскими сюжетами изображены русские князья, византийские императоры, изображаются античные деятели(Плутарх, Аристотель, Гомер, Вергилий)
Золотая палата царского дворца Кремля. Украшена бытийным письмом.

 

Дионисий
Конец 15 -16 в.
<=Фресковая роспись рождественского собора Ферапонтово монастыря под Вологдой

 

Икона с изображением московского митрополита Алексия и сцены из его жизни. =>
Характерно: присуща необычайная яркость, изысканность, приемы удлинения пропорций человеческого тела и утонченность в отделке каждой детали.

Развивается миниатюра.
Претерпела изменения так как пергамент заменяется на бумагу.
Новые миниатюры больше похожи на акварель.
Сюжеты: часто используются бытовые сцены и многоплановые композиции


Изобразительное искусство 17 века
Общее обмирщение искусства в 17 веке с особой силой проявилось в русской культуре
Характерно:
Процессы становления реалистической направленности.
Возрастает интерес к человеческой личности.
В иконописи формируются в первой половине 17 века два направления:
1. Годуновский стиль (Борис Годунов и его родственники часто выступают заказчиками)- ориентация на традиции рублевско-дионисевской школы. Строгое следование канону.
2. Строгановское письмо (большинство произведение связано с заказами Строганова)- искусство иконы-миниатюры. Тщательное письмо. Доминирует эстетическое начало. Тонкий виртуозный рисунок. Изысканность и богатство орнаментации. Полихромный колорит, использование золота и серебра.
Яркий представитель - Прокопий Чирин.

В середине 17 века - слияние этих стилей.
В живописи и иконописи проявляются черты своеобразного реализма. Новое направление получает развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты.

Яркий представитель Симон Ушаков: фрески, иконы, миниатюры, фресковые росписи, парсуны. Они сочетали в себе традиционные приемы и новаторские искания (объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Глубина пространства, трехмерность передаются).
Примеры:

"Троица" сюжет, как у Рублева, но чувствуются новые приемы, элементы архитектуры. Помещается в пространстве, чувствуется глубина. Чувствуется, как меняется. =>
<= "Спас не рукотворный"- особо ощущается тенденция к реалистическому изображению. В первую очередь к человеку. Чувствуется передача чувств. Обмирщение иконописи характерно для школы Ушакова.
Ученики: Зиновьев, Максимов, Филатьев, Bванов.
После освобождения от поляков и завершения смуты. Требовалось восстанавливать поврежденные или разрушенные христианские храмы и их фресковые росписи. И именно в эту эпоху начинается взлет фресковой живописи. Характерно то, что фрески этого периода необычайно декоративны. Яркие. Сплошным узором покрывают всю свободную площадь храма (места, стены)
Яркий представитель - Гурий Никитин, ярославский мастер. В его творчестве декоративный стиль

получает в его творчестве наиболее яркое развитие.
Роспись церкви Ильи пророка. =>
<= Дмитрий Григорьев - Роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове


Парсуна - в 16 веке, ближе к концу, в России зарождается жанр портретной живописи. Это были портреты реальных исторических личностей. Парсуна-персона-личность. Первоначально техника была аналогичной иконописной. (На досках, яичными красками)
Парсуны:
Царь Федор Иванович(самая ранняя парсуна) =>
<= Князь Копий Шуйский.
В конце 17 века появляются первые парсуны написанные маслом на холсте.
Более поздние парсуны характеризуются:
Стремление передать портретное сходство.
Стремление передать внутренний мир человека.
Объемность. Естественные пропорции человеческого тела.
Портрет царя Алексея Михайловича. =>
<=Портрет Федора Алексеевича.
Нарышкина =>
Годунова ˅

 

 

Эти парсуны предвосхитили расцвет русского портретного искусства в 18 веке. С этого начинается светская живопись 18 века.

Декоративно-прикладное искусство средневековой Руси.
Преобладающим видом искусства восточных славян было декоративно-прикладное с использованием традиционной орнаментики (солнце змею рыбы и т.д.)связанно с появлением предметов роскоши с иконографическими мотивами заимствованы из Античного искусства, византийского, скифского.
Монголо-татарское нашествие. Установление золотоордынского ига.
Нанесли большой удар по всей русской культуре и по развитию ДПИ. Были истреблены либо уведены в плен лучшие мастера - ремесленники. Разорены города, а это центры развития русской культуры. Многие ремесла пришли в упадок, но постепенно традиции ДПИ начнут возрождаться. С 14 века можно говорить о постепенном возрождении.
Важную роль сохранения традиции сыграли Новгород и Псков, и другие западные города.
Сохранялись традиции древнерусской письменности и прикладного искусства.
Иллюстрированные рукописи - Милятино Евангелие =>;

Пророк Апостол (свойственен чудовищный стиль (стилизованные изображения)).
Традиции ДПИ возрождаются в украшении изб и теремов - деревянная резьба.
Создаются прекрасные керамические приборы, посуда. Роспись глиняной посуды. Оклады книг. Развивается искусство книжной миниатюры. Рукописная книга занимает господствующее место даже когда появится книгопечатание.
Прекрасные библиотеки при Троице-Сергиевом, Андрониковым и Кирилобелоозерском монастырях.
Оклады книг представляют собой большую художественную ценность.
Золотой оклад для престольного Евангелии подарен Иваном Грозным Благовещенскому собору. Выдающееся произведение ювелирного искусство.= >

Искусство резчиков по кости дереву и камню.
Резные кресты(деревянные, каменные) особенно славился своими мастерами - резчиками Троице - Сергиев монастырь.

<= Мастер Амвросий- выполнил икону-складень, с распятием в центре и праздниками на створках.
Резьба миниатюрная но великолепно передана пластика фигур. Был выдающимся ювелиром - золотая оправа с тонким сканным узором к этой иконе.
Резьба по дереву имела широкое распространение на протяжении всего века и широкое художественное развитие.
Ею украшены царские терема и посадские, и крестьянские избы, и домашняя утварь. В крестьянской среде, в ДПИ, преобладали черты и мотивы связанные языческой символикой(монументальные головы на бревнах венчающих крыши домой, подзоры(резной карниз), наличники, украшенные знаками, ковш в виде утиц и другие), традиционная символика.
Мастера резали тябло иконостаса местных церквей(решетка на которой устанавливались иконы).Украшали изображением евангельских сцен, святых и другими декоративными фигурами.
Резное тябло 14 века из Олонецкой губернии. В центре распятие, херувимы, поясные святые. На концах львы.
Крестьянское искусство отличалось дешевизной материала, самое доступное дерево и глина, ткань, реже металл. Умение сделать свое произведение и функциональным, и декоративным.
Традиционные виды творчества:
Вышивка, роспись, лепка.

Обстановка в доме была резной: деревянные столы, скамьи, лавки, табуретки(редко, покрывали резьбой и рисунком) наличники и карнизы крыльца.
Характерно отличие для каждой губернии. Многие резчики, лучшие были собраны в Оружейной палате московского кремля для выполнения заказов царей.
Создавали деревянные искусные резные иконостасы тонкой работы. Их покрывали золотом. Возникала иллюзии, что сделаны золотым литьем. Пышной резьбой отделывались царские патриаршие епископские места в соборах. Спинки стульев во дворцах, кареты.
Высокого совершенства достигают мастера ювелирного дела.
Развитие сканных (филигранного) изделий. Мастера чеканного литейного дела.
Знаменитая Царь-пушка отлитая Андреем Чоховым. => Свидетельствование технического совершенства и высокого художественного искусства. Украшена литыми изображениями.
С высоким мастерством выполнены пиршественные кубки и прочие сосуды. Сохранили имена новгородских бояр. Именные кубки.
Примеры: изделия Устюгской филиграни.
<= Сольвычегодской финифти.
Подделки ювелиров.
Различные культовые и бытовые предметы.

Представляют большую художественную ценность.
В 15 веке в Москве на ряду с местными мастерами работали сербы и греки, в частности греческий мастер создает сканный золотой оклад на икону Владимирской Богоматери с чеканным изображением праздников. =>
<= Оклад Морозовского Евангилиева.
Потир(мраморная чаша) украшенный золотой оправой с волнообразным сканным узором. Мастер Иван Фомин выполнил для князя Василия темного. =>
Крупные центры ювелирного
искусства: Новгород и Тверь.
<=Панагиар(чаша на поддоне) сделан новгородским мастером
Иоанн.
С укреплением московского государства складывается особая придворная культуры для которой характерно создания высокохудожественных изделий и предметов ДПИ
Изумительные по красоте-изяществе:
<= Золотое блюдо царицы Марии Темрюковны.(жена Грозного).
Золотая Казанская шапка Ивана грозного. Украшена золотыми ажурными чешуйками килевидной формы, крупной бирюзой рубинами и жемчугом
. =>
Все изделия ювелиров 16 века напоминают священные обрядовые сосуды. Напоминают культовые обрядовые сосуды.
К концу 16 века произведения ДПИ становятся более изысканными, хрупкими, превращаясь в предметы роскоши. Золотые чаши потиров и прочие обрядовые сосуды напоминают пиршевские кубки. Используется сплошное кружево орнамента и украшаются самоцветами.
Царствование Михаила Федоровича Романова.

<= Мастера Оружейной палаты создают большой " наряд" - ансамбль ритуальных предметов для торжественных выходов: венец, скипетер и держава. По золотому ковру сплошной узор переплетающихся побегов образующих картуши(для камней драгоценных) использование стеклистой эмали- выделяет...
Стремление к декоративности в 17 веке находит выражение в появлении богатых окладов икон, где серебро, золото, драгоценные камни закрывали практически все изображение. Открытыми оставались лики и руки.
Художественное шитье.
Достигло большого развития.
<= Выдающийся памятник- покров на гробницу Сергия Радонежского.
Пелена вышитая Софьей Палеолог для Сергиева монастыря. =>

Мастерская Елены Волошанки пелена с рисунком на котором изображена семья Ивана 3 во время молебна. <=
Мастерская Ефросиньи Старецкой(тетка грозного).
Характерно использование золотых и серебряных крученых нитей.
Особая плотность швов.
Яркость цветовых пятен.
Многообразие технических приемов.

В конце 16 века шитье стали украшать ювелирными камнями. В 17 веке становится особенно пышным, что связанно со стремлением к декоративности.

Особенности русского национального костюма.
Формирование основных элементов традиционной одежды русских относится к эпохе киевской Руси. Тогда были выработаны типы мужской и женской рубахи, мужских штанов, набедренной не сшитой одежды женщин, различные виды кожаной и лыковой обуви, женских и мужских головных уборов. Общим названием одежды были - порты.
В 13-15 вв. основой женского костюма была нательная длинная рубаха, называлась сорочица=>, достигавшая щиколоток и подпоясанная поясом. На нее надевалась верхняя рубаха, <= верхница или кошуля. Она имела длинные рукава, придерживались они у кистей браслетами. Поверх рубахи носили понебу (не сшитая поясная одежда). Носили также плечевую одежду типа <= ферязи. Плечевая одежда одевалась через голову.
Головной убор замужних женщин- полотенчатое покрывало (убрус, побой) =>покрывала всю голову и плечи.
Мужская одежда состоит из рубахи, до колена или чуть выше, и нешироких длинных штанов, ноговиц. На верхней рубахе(кошули) выделялся вышитый воротник, ожерелок. Сверху надевалась толстая суконная одежда с руковами(свита, сермяга, сукна)=> возможна она была накладной, как и зимняя меховая одежда в бараней кожухе. Мужские головные уборы делали из войлока либо тканей. Это были шапки полусферической формы. Обувью в основном служили лапти, а также поршни(из куска мягкой кожи по форме ноги).

С 14-15 вв. распространились сапоги. В 16-17 вв. крестьяне, как и прежде изготавливали одежду с начала до конца, сами. В основе своей одежда оставалась такой же, но и формировались новые элементы. Создается рубаха-косоворотка=> с разрезом ворота с левой стороны груди. Она станет основным видом мужской рубахи и получит название русской. Низкий вырез горловины прикрывался воротником-ожерелко украшенной вышивкой. Рубахи носили поверх штанов и подпоясывали поясом. Штаны делали узкие, почти обтягивающих ноги из толстого холста или полотна естественного цвета. Штаны прикреплялись шнуром и заправлялись в<= онучи, куски ткани, которыми обматывались ноги и их обвязывали оборами, веревочная тесьма, ей закрепляли лапти или постолы. Мужской головной убор чаще всего войлочный колпак со скругленным верхом. В основе женской одежды оставалась сорочка нательная и верхняя. Крестьянки продолжали носить панебу, но стали широко с этого времени применятся юбки. Русские горожанки носили особую плечевую одежду, одевавшуюся поверх рубахи, - сарафан=>. Костюм с сарафаном и кокошником широко распространился и вместе с мужской рубахой-косовороткой стал считаться наиболее характерной для русских одеждой. Этот костюм приобретает общенациональное значение. Женская обувь мало отличалась от мужской. Русский национальный костюм был одинаков по покрою и у царей и у крестьян. Отличался только степенью богатства. Петровские преобразования начала 18 века коснулись и одежды. Своим указом Петр запретил всем дворянам и общеслуживым людям носить русское платье. Велел заменить его венгерскими кафтанами, а затем указал носить всем верхнюю одежду саксонского и французского, а нижнюю немецкого образца. Однако эти указы оказали слабое воздействие на основную массу населения и основа национальной одежды оставалась почти без изменений до начала 20 века. Нововведения внедрялись медленно, но в основном под воздействием нового уклада жизни, в частности фабрично-заводского, меняется многое. Преемственность в одежде основана на архаичном домашнем типе производство - включала всю цепочку от сырья, его приготовления, до готовых изделий. С ростом текстильной промышленности в обиход входят хлопчатобумажные ткани. Их используют для пошива сарафанов и нарядных рубах. В общенациональную форму надежду превратилась мужская косоворотка со стоящим воротником, штаны-рубахи были и нательные и верхние одеждой. И в одной рубахе парень мог ходить аж до самой свадьбы. Штаны удерживались на теле с помощью гашника(шнур который вдевался в подшиву верхнего края). Из головных уборов в частности мужской преобладали валенные шапки из белой или серой шерсти, потом треухи, малахаи. Коричнева <= шапка- гречневик или... В женской одежде сохранились сарафаны и паневы. Сарафаны больше для северорусских регионов, паневы в южных. Основа костюма женского в обоих вариантах - длинная рубаха из белого холста. С сарафаном часто надевали нарукавники (короткая прямая куртка с рукавами) либо душегрейки => на лямках. Обе в районе груди. В головные уборы добавляются платки. Красивые. Замужние одевали под платок ситцевые повойники или сборники (стягивали волосы). Таким образом в национальной одежде русских сохранялись традиционные элементы, но добавлялись новые.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.