Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Живопись. Архитектура После монголо-татарского разорения русская архитектура только с конца 13 века начала создавать все заново




Архитектура

После монголо-татарского разорения русская архитектура только с конца 13 века начала создавать все заново. Строительство сосредоточилось на северо-западе и во Владимирской земле, включая Москву. Географическое положение Пскова обусловило развитие здесь оборонного зодчества. В 14-15 вв. возведены каменные стены псковского детинца, крепость Изборск. Храмы строились небольших размеров из мелкого камня и затем их белили.

Первые каменные постройки в Московском кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже 13-14 вв. Успешно возводится белокаменный Кремль, а затем были заложены несколько каменных храмов - соборы Чудова и Симонова монастырей в Москве, Успенский в Коломне и др. После победы на Куликовом поле каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и Звенигороде, Дмитрове, Можайске.

Живопись второй половины 13-15 вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Изоляция от Византии и разобщенность русских земель подтолкнули к росту областных тенденций в искусстве. Появились новгородская, ростовская, тверская, псковская, московская и вологодская школы живописи. 14 век - время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек (1340 - после 1405), приехавший на Русь в 70-е годы 14 столетия. Он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. По сохранившимся фрагментам можно судить о живописной манере мастера: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр.

По своему московская школа живописи не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная традиция, что позволило избежать простого подражания великому мастеру. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Наиболее достоверным творением Феофана в Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора. Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают деисусу собора значение одного из величайших произведений мирового искусства.

Иконостас Благовещенского собора - древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. До этого времени алтарь в русских и византийских храмах отделялся от молящихся невысокой преградой. Новый иконостас, в становлении которого большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стену из нескольких рядов икон. В 16 в. композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады для икон.

Первые семь икон праздничного иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (1360-1430), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева - икона "Троица", просиходящая из Троицкого собора Троице-Сергиевой монастыря, была написана в 10-е или 20-е годы 15 в. Три ангела - это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы - едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таки образом, Рублеву удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества.

В 1918 г. в дровяном сарае близ Успенского собора в Звенигороде были найдены три рублевские иконы. "Архангел Михаил" воплощает идеальную красоту юности, "Апостол Павел" - образ высокой духовной силы, а "Спас" - скорбен и светел.

Таким образом, в 14-15 вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение, объединение вокруг Москвы шло формирование великорусской народности и зарождение общерусской культуры.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.