Во второй половине 18 века начался настоящий расцвет русской скульптуры. Ее наивысшие достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина (1740 - 1805), земляка Ломоносова. Шубин - первый мастер русского скульптурного портрета, не имел предшественников в этом жанре на родине (кроме иностранцев, работавших в России). Он создал целую галерею скульптурных портретов А.М. Голицына (1773), П.А. Румянцева (1778), М.В. Ломоносова (1793), Павла (1797) и др. Все они отличаются реалистичностью, достоверностью, выразительностью Шубин редко обращался к бронзе, он работал в основном в мраморе и всегда использовал форму бюста. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца и Петергофа, статую Екатерины II - законодательницы.
Во второй половине 18 века больших успехов достигнула монументальная скульптура. Ее развитие происходило в русле классицизма. В 1782 году в Петербурге на Сенатской площади был установлен конный памятник Петру I. Памятник этот благодаря А.С. Пушкину вошел в историю под названием "Медный всадник". Автор памятника - французский скульптор Э.-М. Фальконе (1716 - 1791), был высокообразованным человеком, другом Дидро. До своего отъезда в Петербург Э.-М. Фальконе, уже не молодой и известный скульптор, не создал ничего, что могло бы предвидеть в нем автора самого значительного произведения монументальной скульптуры 18 века. Фальконе работал над памятником 12 лет. В работе над головой Петра ему помогала его ученица Мари Анн Коло. Окончательной отделкой и установкой памятника занимался Ю.М. Фельтен. Памятник этот поражал современников новизной решений (композиции и скульптурной технике), подобно тому, как сам Петр I поражал необычайностью своей личности и своих дел.
Фальконе изобразил Петра I в образе всадника, взлетающего на скалу с повелительно простертой правой рукой, как бы утверждающей могущество молодой России. Левой рукой Петр правит конем, удерживая его на краю скалы. Скала, на которую поднялся всадник, символ тех трудностей, которые пришлось преодолеть Петру I. В использовании естественной скалы в качестве постамента нашел выражение один из основных принципов просветителей - верности природы. Важная деталь - змея под копытом коня. Бронзовая змея, соединенная с хвостом лошади выполняет конструктивную роль - является третьей точкой опоры - одновременно служит аллегорией - символизирует зависть и недоброжелательство. Это новаторский прием, благодаря которому конь кажется стоящим на двух точках - задних ногах, третья же точка укрепления зрительно не воспринимается.
Третий монументальный памятник в Петербурге - это памятник А.В. Суворову (1801) работы М.И. Козловского. М.И. Козловский (1753 - 1802) - самый яркий представитель классицизма в русской скульптуре. Его всегда увлекала тема героя, античного или современного. На тему античности выполнена известная скульптура Козловского "Бдение А. Македонского". Образ современного героя воплощен в памятнике Суворову. Классицизм тяготеет к созданию общественно-идеального образа героя. Поэтому памятник Суворову не имеет прямого портретного сходства со знаменитым русским полководцем. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря.
Козловский - автор знаменитой скульптурной группы "Самсон, раздирающий пасть льва" (1800), установленной в Петергофе. Она стала художественным и смысловым центром Большого каскада. Это аллегория Полтавской битвы: изображение льва входит в шведский герб, а произошла битва в день святого Самсония. Могучий Самсон олицетворяет силу русского оружия. Во время великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 году скульптор В.Л. Симонов воссоздал его на основе сохранившихся фотодокументов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление