Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые тенденции в искусстве




Литература, музыка.
Изменения в жизни русского общества отражались в художественной культуре - литературе, театрально-музыкальном, изобразительном искусстве. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, получило огромную поддержку государственной власти, начинало занимать принципиально новое место в духовной жизни. Большое идейно-художественное значение имело развитие авторского начала в искусстве, тесно связанное с новой концепцией человеческой личности. Но вместе с появлением новых тенденций художественная культура первых десятилетий 18 века сохраняла еще черты предшествующего столетия и носила в целом переходный характер.
В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось, появился новый герой. Первая четверть 18 века была временем расцвета повести ("гистории"). Широко известна "Гистория о российском матросе Василии Корнотском", в которой отразились идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода. В настоящее время проявляется большой интерес к этим повестям, многие из которых еще не опубликованы.

Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного языка. Введение гражданской азбуки в известной мере способствовало укреплению делового светского языка, который в это время "выступил в роли средней нормы литературности" (В.В. Виноградов). Однако для литературы петровской эпохи характерна большая языковая пестрота. Гражданская азбука появилась, но и продолжал широко бытовать церковнославянский язык, кириллицей печатались и светские издания, в частности некоторые учебники. Наряду со старославянскими, исконно русскими речевыми оборотами и выражениями, стали использовать и иностранные слова, многие из которых сохранились в системе современного русского языка (например "гавань", "рейд", "каюта" и др.). Среди писателей и публицистов начала 18 века выделяется фигура Ф. Прокоповича (1681 - 1736), труда которого заложили основы литературы нового времени, художественно-эстетических принципов раннего классицизма ("Трактат о поэтическом искусстве", "Риторика"). Впервые обратившись в трагикомедии "Владимир" к сюжету из отечественной истории (принятие христианства на Руси), он положил начало социально-исторической проблематике в русской драматургии. Из-за резкой антиклерикальной направленности эта пьеса не публиковалась до 70-х годов 19 века.

Светская музыкальная культура была представлена несложными формами военной, застольной, танцевальной музыки. Широкое распространение получили канты - вид многоголосовой бытовой песни, заимствованной из Литвы и Польши еще в предшествующее столетие. Канты были разнообразны по содержанию, но в основном носили торжественный характер и исполнялись на празднествах в честь военных побед России.

Живопись.
Решительный переход от старого к новому, труднейший процесс усвоения в короткий срок европейского "языка" особенно заметны в живописи петровских времен. С начала 18 века главное место в живописи начинает занимать картина маслом на светский сюжет. Предпочтение отдается портрету во всех его разновидностях: камерному, парадному, в рост, погрудному, двойному. В портрете 18 столетия появился интерес к человеку, столь характерный именно для русского искусства. Самыми крупными художниками первой четверти 18 века были И.Н. Никитин (1685 - 1742) и А.Н. Матвеев (1701 - 1739).

Биография И.Н. Никитина в высшей степени трагична. Сын московского священника, племянник духовника Петра I, он рано сформировался как художник и исполнил портреты царской семьи еще до поездки за границу (подписанный и датированный 1714 годом портрет племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, портрет любимой сестры Петра I Натальи Алексеевны, 1716). Никитин принадлежал к числу первых петровских пенсионеров. Петр I очень гордился этим художником. Когда он уезжал за границу, Петр I писал своей жене Екатерине в Данциг, чтобы она предложила особам прусского двора позировать ему, "Дабы знали, что есть и нашего народа добрые мастера". Никитин писал портреты самого Петра I. Ярко проявилось мастерство Никитина в портрете Петра на смертном одре. Это неоконченное произведение несет следы быстрого, смелого письма, оно выполнено в эскизной манере уверенной рукой опытного художника. О таланте и мастерстве Никитина говорят также и другие портреты: Г.И. Головкина (1720) и Г.С. Стрыянова (1726).

Наиболее значителен не только в творчестве самого Никитина, но и вообще в русской портретной живописи первой половины 18 века "Портрет напольного гетмана" (1720). Художником изображен пожилой, как бы уставший человек. Пристальный взгляд из-под нахмуренных бровей, обветренное лицо, спутанные волосы и распахнутая одежда придают ему черты естественности и покоряющей зрителя простоты, которые нечасто встречаются в искусстве 18 века. Это один из немногих портретов, в которых человек не позирует, не представлен в "наилучшем свете", а полон глубокой внутренней жизни. После смерти Петра I Никитин переехал в Москву, где продолжал работать. Во время правления Анны Иоанновны живописец был арестован, долгие годы провел в Петропавловской крепости, а затем в ссылки в Сибири. В 1742 году на обратном пути он умер. Никому из современных художников не удавалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии, такого артистизма и профессионального мастерства.

Вторым крупным мастером этой эпохи был А.М. Матвеев. "На 15-ом году жизни", как он указывал в отчете, в царском обозе он уехал в Голландию, где учился у портретиста Боонена, а в 1724 году переехал во Фландрию, в Антверпенскую Королевскую Академию, еще овеянную славой фламандской школы 17 столетия. В 1727 году он возратился на родину. От пенсионерского периода известно одно написанное и датированное 1725 г. произведение А.М. Матвеева "Аллегория живописи". Это первая в России, сохранившаяся до нас станковая картина на аллегорический сюжет. Небольшая по размеру, написанная на паркетированной доске, она изображает аллегорическую фигуру живописи в окружении амуров, сидящую у мольберта. Ей позирует Афина Паллада, которой она придает на холсте черты Екатерины I.Произведение несет в себе черты фламандской школы позднего барокко и выявляет богатое колористическое дарование художника. Возможно, еще к ученическим, пенсионерским, годам относится портрет Петра I в овале (1725).

По возращению домой, в Петербург, Матвеев сразу же включается в работу по оформлению главного собора города - Петропавловского. С 1730 г. и вплоть до самой смерти А.М. Матвеев - первый из русских мастеров, глава "живописной команды" канцелярии, руководит всеми монументально-декоративными работами, которые ведутся в Петербурге и его окрестностях. Вместе со своей командой он украсил живописными панно Сенатский зал церквей, в частности для церкви Симеона и Анны, построенной М.Г. Земцовым, сделал ряд других работ. Замечательные парадные портреты И.А. и А.П. Голицыных, выполненные Матвеевым в 1728 г. Они позволяют говорить об особой грани дарования художника - проникновенной наблюдательности и чуткости к индивидуальному, остро характерному в модели. Изящество вписанной в овал композиции, горделиво-непринужденная постановка фигур и не лишенный изысканности почти монохромный колорит позволяют говорить о предвосхищении следующего этапа русской живописи.

"Автопортрет с женой" (1729) - самой известное произведение Матвеева. Здесь он первым из русских художников создал поэтический образ дружественного и любовного союза, свободно и открыто заявил о своем чувстве к любимой. Живопись Матвеева "прозрачная", с тончайшими переходами от изображения к фону, нечеткими светотеневыми и растворяющимися контурами, в этом произведении достигает совершенства и свидетельствует о полном расцвете его творческих сил.

Графика.
Гравюра представляет собой значительный вид искусства на протяжении всего 18 века. Однако в петровскую эпоху ее роль была особенно велика. Она доносила до зрителей живой облик событий: извещала о крупных сухопутных и морских баталиях, великолепных фейерверках и торжественных процессиях, знакомила с видами новых городов и портретами современников. Среди гравированных листов множество учебных таблиц, календарей и атласов. Практическое назначение гравюры ощущалось и в принципах ее композиции. Довольно часто лист имел ярусное лентообразное построение и представлял собой как бы местность с высоты птичьего полета. Создается впечатление, что художник наблюдает происходящее издали, в подзорную трубу. Пир этом увиденное сильно уменьшается, но, благодаря тому, что все подробности входят в поле зрения, изображение получается чрезмерно насыщенным.

Основоположниками гравюры нового времени в России являются мастера А. Шхонебек и П. Пикарт. Однако наиболее значительная роль в развитии русской гравюры принадлежит А.Ф. Зубову (1682 - 1750). Он работал много лет при петербургской типографии и оставил большое графическое наследие. Среди его листов - виды морских баталий при Гангуте и Гренгаме. То горделиво вздымающиеся, то бессильно провисшие, подбитые ядрами паруса, пышные клубы порохового дыма, четкие веерообразные взмахи весел на галерах прекрасно передают пафос сражения.

Особое место занимает изображение Петербурга. Зоркое видение и любовное отношение к новой столице помогли Зубову изобразить именно "свой", ни на что в мире не похожий город. В его гравюрах Петербург - очень молодая, еще не сложившаяся столица. Он весь в движении, а постройки, кажется, только освободились от лесов. Петербург предстает в его произведениях как деяние и гордость нации. Лучше всего это воплощено в огромном листе "Панорама Петербурга" (1716). Город, изображенный узкой полосой, проходящей через середину гравюрного листа, кажется вырастающим из земли и уходящим шпилями в высокое небо. Как порт и столица морской державы Петербург немыслим без флота. Большие и маленькие корабли и шхуны, быстрые галереи и лодки то свободно снуют по глади Невы, то торжественно застывают на якорях напротив крепости, то покорно выстраиваются в шеренгу пленных судов, образующих в свою очередь гирлянду в честь победившего города.

Старший брат А. Зубова Иван Зубов исполнял в основном гравюры с видами Москвы. Продолжал развиваться в петровское время народный лубок. Ярко раскрашенная, плоскостная, примитивно-самобытная народная картинка была самого разнообразного содержания: сатирического, сказочно- былинного, бытового, однако, всегда сохраняла декоративность общего решения и чисто народный юмор. Как образцы искусства первой трети 18 века дошли и рисунки от руки, уникальные произведения графики того времени. Это бытовые и пейзажные рисунки, видимо, учеников рисовальной школы при Петербургской типографии (перо, кисть, уголь, карандаш), петербургская серия рисунков архитектора Ф. Васильева за 1718 - 1722 гг. Работали петровские графики и в портретном жанре, но он менее интересен, чем живописный, так как для графического портрета использовался какой-нибудь уже известный живописный образ.

Архитектура.
В петровскую эпоху новая конструктивная система создается в архитектуре. В 1703 году был основан Санкт-Петербург, ставший с 1712 года столицей российского государства. Проект планировки Петербурга был разработан по образцу голландских городов, прежде всего Амстердама. В основе плана - идея классицизма. В первые годы в строящемся Санкт-Петербурге ярко проявилось столкновение национальных традиций и новых западноевропейских градостроительных веяний. В отличие от Запада, где проповедовался принцип преодоления "натуры" (природы), подчинения ее планам и разуму человека, для русского градостроительного искусства было характерно умение вписывать облик города в природный ландшафт. В Петербурге это нашло отражение в том, что крупные острова становились обособленными районами города, а общую композицию плана определил рельеф местности - водное пространство Невы, ее рукава и притоки. Традиционно русским явлением было и расселение жителей Петербурга слободами, который формировались по профессиональному и национальному признакам. Отсюда их названия: Пушкарская, Монетная, Офицерская, Татарская, Французская и др.

Европейским новшеством стали принципы застройки слобод. Места для городских усадеб размещались "линейно". Первая "линия" домов строилась вдоль берега, остальные параллельно ей в глубь островов.
Внутри линий устраивались проезды к Неве. Образовавшиеся таким образом кварталы делились на участки, раздаваемые жителям. Дома предписывалось возводить вплотную друг к другу, а не в глубине двора, как было принято в России. Были разработаны проекты "образцовых" домов для состоятельных жителей. В 10-х годах 18 века в Петербурге в приказном порядке было введено строительство из камня Другим новшеством Петербурга стало каменное мощение улиц.

Петербург возник сначала как крепость и порт, поэтому одними их первых построек были Петропавловская крепость (1703 - 1733) и Адмиралтейство (1704; 1734; 1806 - 1823). Кроме того, к более ранним постройкам Петербурга следует отнести Летний дворец Петра I (1710 - 1714), здание Кунсткамеры (1718 - 1734), здание Двенадцати коллегий (1722 - 1774). В петровскую эпоху формируется новый тип русской архитектуры: в качестве завершения знаний используется высокий шпиль. Примером может служить Петропавловский собор (1712 - 1733), который завершает многоярусная башня-колокольня, увенчанная не куполом или шатром, а высоким иглоподобным шпилем. Она напоминает скорее европейские колокольни или ратушные башни.

В начале 18 века получает распространение новый для России архитектурный жанр - триумфальные ворота. Существенный вклад в разработку этого жанра внес московский архитектор И.П. Зарудный. В первой четверти 18 века одновременно со строительством Петербурга ведется сооружение загородных резиденций, прежде всего вдоль Финского залива: это Екатерингоф, Стрельня, Ораниенбаум, Петергоф. Петергоф был задуман в подражание регулярным паркам Европы, в первую очередь Версалю. Ансамбль Петергофа включает дворцы Большой Петродворец и Монплезир, парковые павильоны Марли и Эрмитаж, 140 фонтанов, 3 каскада, золоченные и мраморные статуи. Крупнейшие архитектуры петровской эпохи - Ж.Б. Леблон (1679 - 1719), Д. Трезини (1670 - 1734), М.Г. Земцов (1678 - 1743), М.П. Еропкин (1698 - 1740), И.К. Коробов (1700 - 1743).

 

Оценка личности и деятельности Петра I
Личность и деятельность Петра I встречала и у современников, и у потомков не только различные, но прямо диаметрально противоположные оценки. Один из его современников, кто близко знал его и работал с ним, до небес восхвалял Петра, называли его "земным богом", другие, кто не знал Петра лично, но чувствовал тяготы, взваленные им на народ, считали его "мироедом" или самозванцем, которым немцы подменили подлинного царя во время его заграничного путешествия. Столь же различные оценки и столь же непримиримые противоречия во взглядах на Петра мы находим и в последующее время. В 19 века западники пели Петру восторженную хвалу, славянофилы порицали его за искажение русских самобытных начал и порчу национального характера святой Руси. Кто же прав в своих оценках и как следует беспристрастно оценивать Петра I и его дело?

Прежде всего необходимо отметить, что многие реформы, проведенные Петром I, носили прогрессивный характер, способствовали всестороннему развитию России. Петр I приобщил русское государство к типу западного просвещенного абсолютизма. Его политика строилась на поддержке развития отечественной промышленности и культуры. Необходимо отметить как великую заслугу Петра I его непрерывное и самоотверженной служение государству и российскому народу, которому он отдавал все свои силы в течение всей жизни. Он служил как солдат, офицер, генерал, организатор вооруженных сил и начальник генерального штаба, вырабатывавший планы кампаний и руководивший ими. Петр заботился о снабжении армии всем необходимым, начиная от пушек и боевых припасов и кончая провиантом, фуражом и конскими подковами. Во флоте он служил корабельным плотником, матросом, капитаном и адмиралом, он и создавал русский военный флот. Петр служил как законодатель, составляя или редактируя множество указов, регламентов, инструкций для всех правительственных учреждений. Он служил высшим администратором, контролером, судьей и прокурором, надзирая за правильностью и законность действий подчиненных органов, преследовал злоупотребления и наказывал виновных. Петр I руководил развитием промышленности, входя во все организационные и технические подробности производства. В области культуры он работал как издатель, редактор, переводчик, корректор, наконец, как создатель упрощенных "литер" гражданского шрифта.

Служа сам, Петр I требовал от всех сословий русского общества добросовестного и усердного служения государству. В государственном управлении он стремился ввести и укрепить принцип законности. Петр жестоко наказывал за взятки, казнокрадство и служебные злоупотребления, вплоть до смертельной казни таких высоких чинов, как сибирский губернатор князь Гагарин и обер-фискал Нестеров. Петр I открыл России морские пути для установления связей с другими народами и ввел Россию в среду европейских государств. Созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой. Созданием крупной промышленности и особенно успешным развитием горного дела, Петр I сделал Россию экономически самодовлеющей и независимой от других стран. Наконец, он заложил основы светской культуры, которая дала такие обильные плоды в 19 столетии.

Некоторые историки, литераторы, например Ломоносов, Пушкин считали Петра идеальным монархом, эталоном государственного деятеля, который не щадил себя и не гнушался ради достижения цели черновой работой. Они прославляли такие черты Петра, как бережливость, простоту в общении, любовь к правде, насаждение просвещения, готовность со всеми нести бремя суровой военной жизни. Вместе с тем Пушкин отмечал в Петре и такие свойства, как деспотизм, жестокость, резкость. Наряду с позитивными нужно видеть и негативные стороны деятельности Петра.

В первую очередь отметим, что реформы носили насильственный характер. Все новое в экономике, политике, культуре насаждалось только сверху, от лица государства. В годы петровского правления произошло усиление крепостного права, а не раскрепощение крестьян, как на Западе в период буржуазных преобразований. Встает вопрос и о "цене" реформ. "Цена" была слишком дорогой. Страна продвигалась вперед благодаря крайнему напряжению материальных и людских сил, угнетению и эксплуатации народа. Историк П.Н. Милюков приводит, например, такой факт: за время правления Петра численность населения России сократилась на 20%. Слава и величие Санкт-Петербурга, нашей новой столицы выросли на костях почти ста тысяч, погибших при его строительстве.

При Петре I русская бюрократия оформилась в широкую иерархическую систему, когда ранг определял статус и привилегии человека. Указ Петра I положил начало официальной цензуре. При нем были созданы органы политического сыска. Петр беспощадно расправлялся со своими противниками. От его руки летели отрубленные головы приговоренных к смерти стрельцов. Петр не пощадил даже своего сына Алексея, когда узнал о его участии в заговоре бояр и духовенства против царя. Историки М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин обвиняли Петра в том, что он, европеизируя Россию, нарушал ее самобытное развитие (например, ликвидировал институт земских соборов). Философ Н.А. Бердяев считал, что в результате петровских реформ произошел раскол в русском обществе между элитой и народом. Верхушка общества (двор, высшее чиновничество, столичное и в определенной степени провинциальное дворянство) европеизировалась, приобщилась к западной культуре, получила образование. Народ, оставленный в состоянии крепостной зависимости, лишенный образования (Ломоносов - это лишь исключение из правила) в массе своей сохранил старые религиозные верования, не принял и не понял западный образ жизни, западные влияния. Жизненные условия народа были настолько тяжелы, что в его среде сама личность Петра и его преобразования встречали резкое осуждение.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.