КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новые тенденции в искусстве
Литература, музыка. Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного языка. Введение гражданской азбуки в известной мере способствовало укреплению делового светского языка, который в это время "выступил в роли средней нормы литературности" (В.В. Виноградов). Однако для литературы петровской эпохи характерна большая языковая пестрота. Гражданская азбука появилась, но и продолжал широко бытовать церковнославянский язык, кириллицей печатались и светские издания, в частности некоторые учебники. Наряду со старославянскими, исконно русскими речевыми оборотами и выражениями, стали использовать и иностранные слова, многие из которых сохранились в системе современного русского языка (например "гавань", "рейд", "каюта" и др.). Среди писателей и публицистов начала 18 века выделяется фигура Ф. Прокоповича (1681 - 1736), труда которого заложили основы литературы нового времени, художественно-эстетических принципов раннего классицизма ("Трактат о поэтическом искусстве", "Риторика"). Впервые обратившись в трагикомедии "Владимир" к сюжету из отечественной истории (принятие христианства на Руси), он положил начало социально-исторической проблематике в русской драматургии. Из-за резкой антиклерикальной направленности эта пьеса не публиковалась до 70-х годов 19 века. Светская музыкальная культура была представлена несложными формами военной, застольной, танцевальной музыки. Широкое распространение получили канты - вид многоголосовой бытовой песни, заимствованной из Литвы и Польши еще в предшествующее столетие. Канты были разнообразны по содержанию, но в основном носили торжественный характер и исполнялись на празднествах в честь военных побед России. Живопись. Биография И.Н. Никитина в высшей степени трагична. Сын московского священника, племянник духовника Петра I, он рано сформировался как художник и исполнил портреты царской семьи еще до поездки за границу (подписанный и датированный 1714 годом портрет племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, портрет любимой сестры Петра I Натальи Алексеевны, 1716). Никитин принадлежал к числу первых петровских пенсионеров. Петр I очень гордился этим художником. Когда он уезжал за границу, Петр I писал своей жене Екатерине в Данциг, чтобы она предложила особам прусского двора позировать ему, "Дабы знали, что есть и нашего народа добрые мастера". Никитин писал портреты самого Петра I. Ярко проявилось мастерство Никитина в портрете Петра на смертном одре. Это неоконченное произведение несет следы быстрого, смелого письма, оно выполнено в эскизной манере уверенной рукой опытного художника. О таланте и мастерстве Никитина говорят также и другие портреты: Г.И. Головкина (1720) и Г.С. Стрыянова (1726). Наиболее значителен не только в творчестве самого Никитина, но и вообще в русской портретной живописи первой половины 18 века "Портрет напольного гетмана" (1720). Художником изображен пожилой, как бы уставший человек. Пристальный взгляд из-под нахмуренных бровей, обветренное лицо, спутанные волосы и распахнутая одежда придают ему черты естественности и покоряющей зрителя простоты, которые нечасто встречаются в искусстве 18 века. Это один из немногих портретов, в которых человек не позирует, не представлен в "наилучшем свете", а полон глубокой внутренней жизни. После смерти Петра I Никитин переехал в Москву, где продолжал работать. Во время правления Анны Иоанновны живописец был арестован, долгие годы провел в Петропавловской крепости, а затем в ссылки в Сибири. В 1742 году на обратном пути он умер. Никому из современных художников не удавалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии, такого артистизма и профессионального мастерства. Вторым крупным мастером этой эпохи был А.М. Матвеев. "На 15-ом году жизни", как он указывал в отчете, в царском обозе он уехал в Голландию, где учился у портретиста Боонена, а в 1724 году переехал во Фландрию, в Антверпенскую Королевскую Академию, еще овеянную славой фламандской школы 17 столетия. В 1727 году он возратился на родину. От пенсионерского периода известно одно написанное и датированное 1725 г. произведение А.М. Матвеева "Аллегория живописи". Это первая в России, сохранившаяся до нас станковая картина на аллегорический сюжет. Небольшая по размеру, написанная на паркетированной доске, она изображает аллегорическую фигуру живописи в окружении амуров, сидящую у мольберта. Ей позирует Афина Паллада, которой она придает на холсте черты Екатерины I.Произведение несет в себе черты фламандской школы позднего барокко и выявляет богатое колористическое дарование художника. Возможно, еще к ученическим, пенсионерским, годам относится портрет Петра I в овале (1725). По возращению домой, в Петербург, Матвеев сразу же включается в работу по оформлению главного собора города - Петропавловского. С 1730 г. и вплоть до самой смерти А.М. Матвеев - первый из русских мастеров, глава "живописной команды" канцелярии, руководит всеми монументально-декоративными работами, которые ведутся в Петербурге и его окрестностях. Вместе со своей командой он украсил живописными панно Сенатский зал церквей, в частности для церкви Симеона и Анны, построенной М.Г. Земцовым, сделал ряд других работ. Замечательные парадные портреты И.А. и А.П. Голицыных, выполненные Матвеевым в 1728 г. Они позволяют говорить об особой грани дарования художника - проникновенной наблюдательности и чуткости к индивидуальному, остро характерному в модели. Изящество вписанной в овал композиции, горделиво-непринужденная постановка фигур и не лишенный изысканности почти монохромный колорит позволяют говорить о предвосхищении следующего этапа русской живописи. "Автопортрет с женой" (1729) - самой известное произведение Матвеева. Здесь он первым из русских художников создал поэтический образ дружественного и любовного союза, свободно и открыто заявил о своем чувстве к любимой. Живопись Матвеева "прозрачная", с тончайшими переходами от изображения к фону, нечеткими светотеневыми и растворяющимися контурами, в этом произведении достигает совершенства и свидетельствует о полном расцвете его творческих сил. Графика. Основоположниками гравюры нового времени в России являются мастера А. Шхонебек и П. Пикарт. Однако наиболее значительная роль в развитии русской гравюры принадлежит А.Ф. Зубову (1682 - 1750). Он работал много лет при петербургской типографии и оставил большое графическое наследие. Среди его листов - виды морских баталий при Гангуте и Гренгаме. То горделиво вздымающиеся, то бессильно провисшие, подбитые ядрами паруса, пышные клубы порохового дыма, четкие веерообразные взмахи весел на галерах прекрасно передают пафос сражения. Особое место занимает изображение Петербурга. Зоркое видение и любовное отношение к новой столице помогли Зубову изобразить именно "свой", ни на что в мире не похожий город. В его гравюрах Петербург - очень молодая, еще не сложившаяся столица. Он весь в движении, а постройки, кажется, только освободились от лесов. Петербург предстает в его произведениях как деяние и гордость нации. Лучше всего это воплощено в огромном листе "Панорама Петербурга" (1716). Город, изображенный узкой полосой, проходящей через середину гравюрного листа, кажется вырастающим из земли и уходящим шпилями в высокое небо. Как порт и столица морской державы Петербург немыслим без флота. Большие и маленькие корабли и шхуны, быстрые галереи и лодки то свободно снуют по глади Невы, то торжественно застывают на якорях напротив крепости, то покорно выстраиваются в шеренгу пленных судов, образующих в свою очередь гирлянду в честь победившего города. Старший брат А. Зубова Иван Зубов исполнял в основном гравюры с видами Москвы. Продолжал развиваться в петровское время народный лубок. Ярко раскрашенная, плоскостная, примитивно-самобытная народная картинка была самого разнообразного содержания: сатирического, сказочно- былинного, бытового, однако, всегда сохраняла декоративность общего решения и чисто народный юмор. Как образцы искусства первой трети 18 века дошли и рисунки от руки, уникальные произведения графики того времени. Это бытовые и пейзажные рисунки, видимо, учеников рисовальной школы при Петербургской типографии (перо, кисть, уголь, карандаш), петербургская серия рисунков архитектора Ф. Васильева за 1718 - 1722 гг. Работали петровские графики и в портретном жанре, но он менее интересен, чем живописный, так как для графического портрета использовался какой-нибудь уже известный живописный образ. Архитектура. Европейским новшеством стали принципы застройки слобод. Места для городских усадеб размещались "линейно". Первая "линия" домов строилась вдоль берега, остальные параллельно ей в глубь островов. Петербург возник сначала как крепость и порт, поэтому одними их первых построек были Петропавловская крепость (1703 - 1733) и Адмиралтейство (1704; 1734; 1806 - 1823). Кроме того, к более ранним постройкам Петербурга следует отнести Летний дворец Петра I (1710 - 1714), здание Кунсткамеры (1718 - 1734), здание Двенадцати коллегий (1722 - 1774). В петровскую эпоху формируется новый тип русской архитектуры: в качестве завершения знаний используется высокий шпиль. Примером может служить Петропавловский собор (1712 - 1733), который завершает многоярусная башня-колокольня, увенчанная не куполом или шатром, а высоким иглоподобным шпилем. Она напоминает скорее европейские колокольни или ратушные башни. В начале 18 века получает распространение новый для России архитектурный жанр - триумфальные ворота. Существенный вклад в разработку этого жанра внес московский архитектор И.П. Зарудный. В первой четверти 18 века одновременно со строительством Петербурга ведется сооружение загородных резиденций, прежде всего вдоль Финского залива: это Екатерингоф, Стрельня, Ораниенбаум, Петергоф. Петергоф был задуман в подражание регулярным паркам Европы, в первую очередь Версалю. Ансамбль Петергофа включает дворцы Большой Петродворец и Монплезир, парковые павильоны Марли и Эрмитаж, 140 фонтанов, 3 каскада, золоченные и мраморные статуи. Крупнейшие архитектуры петровской эпохи - Ж.Б. Леблон (1679 - 1719), Д. Трезини (1670 - 1734), М.Г. Земцов (1678 - 1743), М.П. Еропкин (1698 - 1740), И.К. Коробов (1700 - 1743).
Оценка личности и деятельности Петра I Прежде всего необходимо отметить, что многие реформы, проведенные Петром I, носили прогрессивный характер, способствовали всестороннему развитию России. Петр I приобщил русское государство к типу западного просвещенного абсолютизма. Его политика строилась на поддержке развития отечественной промышленности и культуры. Необходимо отметить как великую заслугу Петра I его непрерывное и самоотверженной служение государству и российскому народу, которому он отдавал все свои силы в течение всей жизни. Он служил как солдат, офицер, генерал, организатор вооруженных сил и начальник генерального штаба, вырабатывавший планы кампаний и руководивший ими. Петр заботился о снабжении армии всем необходимым, начиная от пушек и боевых припасов и кончая провиантом, фуражом и конскими подковами. Во флоте он служил корабельным плотником, матросом, капитаном и адмиралом, он и создавал русский военный флот. Петр служил как законодатель, составляя или редактируя множество указов, регламентов, инструкций для всех правительственных учреждений. Он служил высшим администратором, контролером, судьей и прокурором, надзирая за правильностью и законность действий подчиненных органов, преследовал злоупотребления и наказывал виновных. Петр I руководил развитием промышленности, входя во все организационные и технические подробности производства. В области культуры он работал как издатель, редактор, переводчик, корректор, наконец, как создатель упрощенных "литер" гражданского шрифта. Служа сам, Петр I требовал от всех сословий русского общества добросовестного и усердного служения государству. В государственном управлении он стремился ввести и укрепить принцип законности. Петр жестоко наказывал за взятки, казнокрадство и служебные злоупотребления, вплоть до смертельной казни таких высоких чинов, как сибирский губернатор князь Гагарин и обер-фискал Нестеров. Петр I открыл России морские пути для установления связей с другими народами и ввел Россию в среду европейских государств. Созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой. Созданием крупной промышленности и особенно успешным развитием горного дела, Петр I сделал Россию экономически самодовлеющей и независимой от других стран. Наконец, он заложил основы светской культуры, которая дала такие обильные плоды в 19 столетии. Некоторые историки, литераторы, например Ломоносов, Пушкин считали Петра идеальным монархом, эталоном государственного деятеля, который не щадил себя и не гнушался ради достижения цели черновой работой. Они прославляли такие черты Петра, как бережливость, простоту в общении, любовь к правде, насаждение просвещения, готовность со всеми нести бремя суровой военной жизни. Вместе с тем Пушкин отмечал в Петре и такие свойства, как деспотизм, жестокость, резкость. Наряду с позитивными нужно видеть и негативные стороны деятельности Петра. В первую очередь отметим, что реформы носили насильственный характер. Все новое в экономике, политике, культуре насаждалось только сверху, от лица государства. В годы петровского правления произошло усиление крепостного права, а не раскрепощение крестьян, как на Западе в период буржуазных преобразований. Встает вопрос и о "цене" реформ. "Цена" была слишком дорогой. Страна продвигалась вперед благодаря крайнему напряжению материальных и людских сил, угнетению и эксплуатации народа. Историк П.Н. Милюков приводит, например, такой факт: за время правления Петра численность населения России сократилась на 20%. Слава и величие Санкт-Петербурга, нашей новой столицы выросли на костях почти ста тысяч, погибших при его строительстве. При Петре I русская бюрократия оформилась в широкую иерархическую систему, когда ранг определял статус и привилегии человека. Указ Петра I положил начало официальной цензуре. При нем были созданы органы политического сыска. Петр беспощадно расправлялся со своими противниками. От его руки летели отрубленные головы приговоренных к смерти стрельцов. Петр не пощадил даже своего сына Алексея, когда узнал о его участии в заговоре бояр и духовенства против царя. Историки М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин обвиняли Петра в том, что он, европеизируя Россию, нарушал ее самобытное развитие (например, ликвидировал институт земских соборов). Философ Н.А. Бердяев считал, что в результате петровских реформ произошел раскол в русском обществе между элитой и народом. Верхушка общества (двор, высшее чиновничество, столичное и в определенной степени провинциальное дворянство) европеизировалась, приобщилась к западной культуре, получила образование. Народ, оставленный в состоянии крепостной зависимости, лишенный образования (Ломоносов - это лишь исключение из правила) в массе своей сохранил старые религиозные верования, не принял и не понял западный образ жизни, западные влияния. Жизненные условия народа были настолько тяжелы, что в его среде сама личность Петра и его преобразования встречали резкое осуждение.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |