КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте
Лексическая сочетаемость слов Лексические нормы русского языка (правильность словоупотребления) Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение. Надо учитывать особенности лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость слов – способность слов сочетаться друг с другом. Соединение слов в словосочетания может быть ограничено: – из-за их смысловой несовместимости (зеленые волосы, море горит); – из-за грамматической природы слова (мой – плыть, близко – веселый); – из-за лексических особенностей (можно сказать «причинить горе», но нельзя «причинить радость»). Распространенная речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости слов. Рассмотрим примеры стилистической правки предложений:
Как видно, стилистическая правка в основном сводится к замене слов, которые стали причиной нарушения лексической сочетаемости. Контаминация – смешение двух внешне похожих понятий. Часто контаминация является причиной нарушения лексической сочетаемости слов. При словоупотреблении смешиваются понятия типа: особый и особенный, желаемое и желательное, обличение и обличие и т.п. Смысл речи часто теряется, если в предложении пропущено то или иное слово. Это явление называется речевой недостаточностью. Речевая недостаточность, вызванная пропуском нужного слова, нередко порождает неясность высказывания. (Например: «Он помогал родителям в поле, хотя шел всего одиннадцатый год». Надо было написать: ему шел одиннадцатый год.). Пропуск нужного слова может вызывать логические ошибки, которые приводят к алогизму. (Например: «Язык героев Шолохова не похож на героев других писателей». В данном случае можно сравнивать язык героев Шолохова, а точнее их речь, только с речью героев других писателей.) Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий. В результате пропуска слова в тексте нередко происходит подмена понятий. (Например: «Больные, не посещавшие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив». Речь в данном случае идет о карточках больных.) Явление, противоположное речевой недостаточности, – речевая избыточность – повторная передача одной и той же мысли. Часто многословие встречается при навязчивом объяснении всем хорошо известных истин. (Например: «Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке сохраняется до глубокой старости».) Речевая избыточность может принимать форму плеоназмов, которые часто проявляются при соединении однозначных слов. (Например: долгий и продолжительный, краткий и мгновенный, облобызал и поцеловал.) Плеоназм – употребление ненужных уточняющих слов. Тавтология – повторное обозначение другими словами уже названного понятия. Тавтология является разновидностью плеоназма. Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов, (Например: рассказать рассказ; спросить вопрос.) Сравните:
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |