КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Официально-деловая письменная речь
Вспомогательные материалы к разделу "Основы классической риторики" І. Схема «Подготовка выступления» 1. Определение значения темы и постановка цели выступления: Каковы интересы и запросы слушателей? Для чего им нужно выступление по данной теме? Какие знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать? 2. Составление плана выступления: продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты: вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории?) основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершаться их изложение; заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей) 3. Отбор (подбор) материала для выступления: поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, брошюр, книг) и отбор из нее того содержания, которое отвечает цели выступления; изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности; подбор знакомых слушателям примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов; подбор наглядных пособий и продумывание цели, времени и способа их использования 4. Написание текста выступления: подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, продумывание и формулировка их названий и наметка выводов по ним); выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоения которых непременно нужно добиваться; распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения.
ІІ. Основные правила аргументации в устном выступлении Тактически выгоднее сначала подавать наиболее сильные аргументы. Яркое доказательство или существенное возражение полезно сделать кратко и произнести сжато. Помнить о том, что сами по себе факты мало влияют на человека, ибо требуют осмысления и последующих выводов. Поэтому целесообразно приводить факты в их взаимосвязи вместе с вытекающими из них выводами. Не упускать случая изложить сильный довод в виде рассуждения: «если…, то…» Использовать аргументы прежде всего для обоснования своей позиции, а не для критики мнений оппонентов. Приводя в качестве аргументов цифровой материал, назвать не приблизительные, а точные цифры (особенно в случаях, когда этого требуют обстоятельства). Стремиться чаще подкреплять одно доказательство другим, но без противоречий. Не убеждать оппонентов в ошибочности их точек зрения, достаточно обосновать преимущества собственного мнения. Использовать активное, а не пассивное построение фразы: (Вместо: «это может осуществиться…» – «мы это осуществим…»; «следует сделать заключение…» – «можно заключить..»)
ІІІ. Приемы привлечения и удержания внимания в устном выступлении 1. Неожиданность. Использовать в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также яркие формулировки с «оживляющим эффектом» 2. Юмор. Не «засушивать» речь. Включать в устное выступление смешные, парадоксальные примеры, веселые шутки, забавные истории. Помнить при этом об уместности и мере использования юмора. 3. Сопереживание. Увлеченно описывать события, связывающие вас с собеседниками; использовать такие факты, которые заставляли бы аудиторию сопереживать, сочувствовать. 4. «Провокация». На короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией (оценкой информации). 5. Вопросы. Чаще формулировать вопросы, обращенные к собеседникам. Лучше начинать вопросы словами «Почему…?», «Чем объяснить…?», «В чем причина…?», «Согласны ли вы…?» 6. Паузы в речи. Они усиливают напряженность, вовлекают собеседников в обсуждение проблемы (обдумывание идей, предложений). Кроме того, паузы в речи оратора восстанавливают зрительный контакт с аудиторией. 7. Смена темпа и тональности. Наиболее важные мысли и сложные проблемы выделять громкость голоса и более медленным темпом речи. 8. Речевые приказы. Периодически использовать в речи выражения типа: «Обратите внимание на..», «Представьте себе, что..», «Имейте в виду…» 9. Экспрессия. Выбрать такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания). 10. Апелляция. При необходимости использовать ссылки на авторитет собеседников и известных для аудитории специалистов (теоретиков и практиков).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |