Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательность




Тема 2. Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь исторических и языковых явлений. Лексика и строй речи в XVIII-XIX в. и на современном этапе. Литературный язык и молодежный сленг.

Твой Вл.Короленко


Языковая норма это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху.

Иначе: норма – это совокупность правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху). Норма неразрывно связана с понятием литературного языка, который иначе называют нормированным.

Норма стоит на страже целостности и общепонятности литературного языка. Она определяет, что правильно и что неправильно, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения как «законные» и отвергает другие как противоречащие языковому обычаю, традиции.

Языковые нормы не придумываются кем-то (скажем, лингвистами), а объективно складываются в процессе многовековой языковой практики культурных людей. Нормы исторически изменчивы, но меняются они медленно. В развитых литературных языках норма остается стабильной на протяжении многих десятилетий.

Уже сложившись в строгую целостную систему, литературный язык продолжает черпать выразительные средства из диалектов, просторечий, профессиональных жаргонов. Норма играет в этом процессе роль фильтра: она пропускает в литературное употребление наиболее яркое, меткое из того, что есть в живой народной речи, и задерживает; отсеивает все случайное, блеклое, невыразительное.

Если бы нормы не было, литературный язык не смог бы существовать.

Литературный язык – организованная система: все средства в нем разграничены в соответствии с потребностями общения. Зависимость литературной нормы от условий, в которых осуществляется речь, называют коммуникативной целесообразностью нормы. Литературная норма тонко разграничивает средства языка по различным шкалам – смысловой, стилистической, ситуативной.

Смысловая шкала предусматривает правильное употребление слов по смыслу, умение чувствовать и использовать оттенки их значений.


Стилистическая шкала характеризует особую окраску слова. Стилистические пометы слов указываются в толковых словарях, в справочниках по стилистике, в учебниках.

Ситуативная шкала подсказывает говорящему, какие средства выбирать в зависимости не только от стиля, но и от условий общения, от ситуации.

 

Изменение норм. Источники обновления литературной нормы.

В разные эпохи языковая норма не одинакова. В пушкинские времена говорили д о мы, к о рпусы, теперь – дом а, корпус а. А.Н. Толстой в одном из своих рассказов описывает действия героя, который «стал следить полет коршунов над лесом». Мы бы сказали: стал следить за полетом коршунов над лесом.

Такая перемена норм – явление естественное. Источники обновления литературной нормы многообразны. Прежде всего, это живая, звучащая речь. При неоднократном повторении многими людьми новшества постепенно входят в литературный обиход и составляют конкуренцию фактам, освященным традицией. Источником обновления нормы могут служить местные говоры, просторечия, профессиональные жаргоны, даже другие языки.

Так, в послереволюционную эпоху глухомань, затемно, морока, муторно, новосел, обеднять, отгул и другие пришли из диалектов и теперь сделались вполне нормативными.

Различая близкое, литературная норма оттачивает средства языка, делает их пригодными для выражения тонких смысловых и стилистических оттенков.

 

Исторические изменения в лексической системе.

Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Она чутко откликается на все изменения во внешней, неязыковой действительности: в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми.

Если нам попадется в руки какой-либо текст XVIII в. или даже более раннего времени, мы способны кое-что понять из этого текста. Историк, сравнивая XX в. с XVIII в., найдет гораздо больше различий, чем сходства, - в общественном устройстве, в укладе, в быту людей. А лингвист, проделывая подобное сравнение столетий, обнаружит в русском языке XX в. и в русском языке XVIII в. больше сходства, чем различий. Как это объяснить?


Дело в том, что язык по своей природе консервативен. Это хорошо видно по сохраняющимся в языке названиям. Например, мы продолжаем называть пером то, что совсем не похоже на гусиные перья, которыми писали наши предки; нож называем перочинным, хотя никакие перья им давно не чинят.

Изменения в словаре происходят медленнее, чем изменения в окружающей жизни. Но появляется в жизни новое – оно требует нового слова. И наоборот: выходит из употребления слово, если перестает существовать то, что оно называло.

Неологизмы и историзмы примеры непосредственного, прямого влияния перемен, происходящих в жизни, на словарь.

В словаре могут происходить и такие изменения, которые обусловлены внутренним развитием самого словаря, языковыми закономерностями, которые управляют жизнью слов.

Например, изменения значений слов в языке:

• по сходству функций предметов (перочинный, полотенце);

• по внешнему сходству предметов (метафора) (глазное яблоко, резиновая груша, рукав реки);

• по смежности предметов в пространстве (метонимия) (класс – помещение и группа учащихся; бумага – материал и официальный документ)

 

 

Словарь языка изменяется путем обновления лексики (архаизмы, историзмы, неологизмы), накопления новых выразительных средств. Находит в нем отражение история изменений в жизни народа, общества. Происходит внутреннее развитие лексики как системы.

Исторические изменения в стилистике.

Стилистическая система языка с течением времени также изменяется.

Общие тенденции стилистической эволюции языка: на протяжении XIX в. идет сложная перестройка стилистической системы «трех штилей» (М.В.Ломоносов), расширяется сфера применения среднего, нейтрального стиля. Постепенно формируется стилистическая система русского языка в том ее виде, в каком мы ее знаем сейчас.


В области экспрессивно-стилистических явлений продолжается расширение границ нейтрального стиля, который пополняется как за счет слов высоких, так и за счет слов сниженных.

Литературный язык.

Литературный язык язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественно литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

Изучение литературного языка тесно связано с изучением литературы, истории языка, истории культуры данного народа. Литературный язык является одним из самых действенных орудий просвещения, соприкасаясь с задачами образования, школы.

Либерализация современной речи, ее очевидный демократизм оказывают существенное влияние на оценку речевого поведения. Свобода и раскрепощенность языка влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности.

Особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ). Именно газеты и журналы, радио и телевидение для многих носителей языка служат основным источником представлений о языковой норме, именно они формируют языковой вкус; со СМИ справедливо связывают и многие «болезни» языка.

Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными» словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих с экранов телевизоров и по радио. Многие передачи, прежде всего адресованные молодежи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи.

Современная периодическая печать пестрит штампами, немотивированными заимствованиями, неумело образованными окказиональными словами (единичными авторскими новообразованиями), жаргонной лексикой. «Загрязнение языковой среды», которое происходит при активном участии СМИ, не может не оказывать пагубного воздействия на речевую культуру носителя языка.


ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте ироническую публикацию журналиста А.Кнышева «О великий и могучий новый русский язык!» Какому явлению современной речи она посвящена? Передайте содержание приведенных телевизионных сообщений, пользуясь литературным русским языком.

• Добрый ивнинг, уважаемые телевьюеры, уотчеры и лукеры. Начинаем вечерний бродкастинг ньюзостей. В бегининге – шортовый брифинг основных инвентов тудейного афтенуна.

• Риэлтеры трастинговых оффшорных компаний продолжают консалтинг монитогринга монетаристских ноу-хау по ваучерным фьючерсам. Как заявил генеральный адвайзер банкомата, их квалитет оставляет желать беттера, но скоро этот беттер придет всем.

• Намедни исполняется 150-летний инверсарий ремаркабельного русского райтера Л.Н.Фэта (Толстого), его арт, лэнвидж, narodnaya smekalka в вербализации имиджей сегодня совершает глубокую пенетрацию в душу контемпорального российского ридера.

• В дни скульных каникул в Гоки-Паки имени Горького устроен органайзинг катания тинэйджеров на копытных компакт-животных.

• В память о чернухе 9 января 1905 года, вошедшей во все скулбуки как «блади уикенд», сейчас в нашей программе - минута молчания. А значит – рекламная пауза!..

 

2. Прочитайте афоризмы о языке и речи. Какие из них вы можете проиллюстрировать примерами из речи современников? Какие вы могли бы использовать в качестве руководства по речевому поведению? Выбрав один из афоризмов, напишите на эту тему эссе.

• Родной язык наш должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас. (П.Вяземский)

• Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт)

• Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Толстой)


• То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе. (Г.Флобер)

• Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. (Р.Декарт)

• Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся. (Гораций)

• Слово – самый сильный наркотик, который использует человечество. (Р.Киплинг)

• Хорошо слушать и хорошо отвечать – это одно из величайших совершенств, какое только возможно в разговоре. (Ф.Ларошфуко)

• Слова, которые не употребляют, об эпохе говорят куда больше, чем те, которыми злоупотребляют. (Е.Лец)

• Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит. (М.Монтень)

• Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (Д.С.Лихачев)

• Совершенствовать свой язык – огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое. (Д.С.Лихачев)

 

3. Сделайте перевод отрывка из «Слова о полку Игореве». Сравните свой перевод с переводом, сделанным Д.С.Лихачевым.

(«Ь» - ять, читается, как «е»; «i» - «и» десятеричное)

Подчеркните в тексте слова, значение которых вам понятно. Незнакомые, непонятные слова запишите в левую колонку, в правую колонку запишите слова, возникающие в вашем сознании по ассоциации со звучанием и начертанием непонятного слова.

 

Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень

и по Ь ха по чистому полю.

Солнце ему тъмою путь заступаше;

нощь стонущи ему грозою птичь убуди;

свистъ зв Ь ринъ въ стазбися;

дивъ кличетъ връху древа,

велитъ послушати земли незнаем Ь,


Влъз Ь,

и по морiю,

и по Сурожу,

и Корсуню,

и теб Ь, Тьмутороканьскый блъванъ!

А половци неготовами дорогами

поб Ь гоша къ Дону Великому:

крычатъ т Ь л Ь гы полунощы,

рци лебеди роспущени,

Игорь къ Дону вои ведетъ Ь.

 

 

Тема 3. Культура речи: речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств).

Язык это общая схема всех речений, принадлежащих людям определенной национальности. Это общие для всех них правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы ее поняли другие.

Речь частное и во многих отношениях случайное проявление языка. Говоря на русском языке, каждый из нас привносит в него что-то свое, собственное. Ведь у каждого из нас своя манера и привычка говорить, использовать свои любимые слова и обороты.

Речь воплощается в букве и звуке, диалогах и монологах, стенограммах и конспектах, в магнитофонной записи. Язык же материально не существует никак. Ученые собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно.

Но язык есть! Есть в каждом из нас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он – и вы попросту перестанете понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы и фабрики, институты и учреждения – остановится жизнь, потому что наличие языка – самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации.

Язык вне речи не существует, речи без языка нет. Чтобы быть понятным всем, язык должен быть устойчивым. Но язык воплощен в миллионах речевых контекстов, которые прихотливо видоизменяют его в зависимости от различных условий. Чтобы существовать, язык должен изменяться в речи.

Все, что мы видим, слышим, чувствуем, все, что мы знаем, - все это отражено в словах, их сочетаниях, зашифровано в грамматических формах, категориях, осмыслено в тонких оттенках речи. В языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений, и этот опыт постепенно обогащается, изменяя язык.

Язык можно понять только в действии, только в поиске новой мысли, в рассуждении, в столкновении идей. Потому что язык – это достояние каждого из нас, всех, говорящих на этом языке.

Качества хорошей речи.

Нужно знать, что сказать. Это должно быть интересным и новым для адресата. Без этого речь превратится в пустословие, болтовню.

• Она [проза] требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)

• На мысли, дышащие силой, как жемчуг нижутся слова. (М.Лермонтов)

• Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. (Н.Некрасов)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.