КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 47. Способы выражения подлежащего и сказуемого
Прочитайте текст. Определите случаи инверсионного порядка слов. Найдите и объясните синтаксические ошибки. Перепишите текст так, чтобы в высказываниях преобладал прямой порядок слов. Объясните случаи оправданной инверсии. Найдите высказывания, которые содержат синтаксические ошибки, связанные с неправильным порядком слов, исправьте эти ошибки. 1) Его старший сын лежал в постели с ледяным компрессом на голове. 2) Когда подошел контролер, странный пассажир вынул билет из кармана с тремя дырочками. 3) Обе комедии ничуть не созданья художественные и не принадлежат фантазии сочинителя. 4) Парень старший над всеми и сильный в спортзале поднял штангу тридцать раз. 5) Оля съела бублик вместе с собакой. 6) Все это пророчило для нашей поэзии какое-то другим народам неведомое, своеобразное и самобытное развитие. 7) С легкостью парировал по различным темам литературного искусства русский поэт Борис Пастернак. 8) Одноклассники поняли и согласились с его возражениями.
В нашем классе появилась новая ученица. Смотреть на новенькую сбежались все. Я тоже пришел, не каждый день происходит такое событие, которое объединяет весь класс. Из-за спин товарищей не видно было ничего. Все же я протиснулся между одноклассниками и такое увидел, что мне захотелось на пол прямо сесть. Я увидел в сиреневой блузке и новых джинсах Наташу. Это потом узнал я, что Наташей ее зовут. Такой девчонки красивой я еще не встречал. Мальчишки все, конечно, сразу повлюблялись. Но я решил твердо, что дружить будет она со мной только.
Подлежащее может быть выражено: • существительным в И. п. Сонный туман на лугах серебрится. • местоимением в И. п.
Все утомились за день до изнеможения. Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка. • инфинитивом Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. • цельным словосочетанием Две капли брызнули в стекло. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем. Место подлежащего может занять любая часть речи: • прилагательное: Смелый к победе стремится. • причастие: Будущее принадлежит людям честного труда. • наречие: Светлое завтра в наших руках, друзья! • числительное: Пять – моя любимая цифра. Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в существительные. Такие слова называют людей (рулевой, заведующий), животных (серый, косой – о зайце), помещения (столовая, прихожая) и др. Подлежащее обычно обозначают данное (известное) и поэтому чаще всего стоит в начале предложения. Однако в начале предложения может быть и дополнение, если оно является смысловым центром высказывания. Будьте внимательны при разборе предложений типа: Новое платье (доп.) надела земля. Маяк (доп.) закрыло холстом (доп.) дождя.
Сказуемое Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значения наклонения и времени. Сказуемое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено: • глаголом в форме одного из наклонений; • глаголом в форме не только простого, но и сложного будущего времени Я спою. Еще я долго буду петь. • глаголом быть со значением наличия, существования На рассвете был туман. У каждого есть или будет немало заветных дорог. • фразеологизмами, в которых есть спрягаемая глагольная форма:
Он уже легко находил общий язык с Антоном в разговорах о судостроении. Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части. Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве. Вспомогательная часть выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения: • начало, продолжение и конец действия Девочка перестала плакать. По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. • желательность, возможность, необходимость действия Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха. Всем хотелось принять участие в вечере. • эмоциональную оценку действия Я люблю читать. Вспомогательная часть может включать: • краткие прилагательные должен, готов, рад и др. Мы должны были пресечь луговой остров шириной в шесть километров. • слова состояния а) слова со значением желательности, необходимости, возможности – надо, нужно, необходимо, можно, нельзя и др. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон. б) слова, выражающие эмоциональную оценку действия, названного инфинитивом, - грустно, весело, приятно, горько, противно и др. В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения. Вспомогательная часть выражается: • глаголом-связкой быть, который не имеет лексического значения и в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка) Мысли Пушкина остры, смелы, огнисты; язык светел и правилен. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная. • глаголами-связками стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой и др. Вода казалась теплой. Значение вспомогательной части могут иметь также глаголы движения, состояния: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др. Осень пришла дождливая, холодная. Именная часть сказуемого чаще всего может быть выражена существительными, прилагательными, причастиями, словами состояния:
Зелень – это песня земли. Юность всегда самоотверженна. Ночь была теплая, темная и тихая. Реже именная часть выражается числительными и местоимениями: Пять плюс пять будет десять. Да ты кто такой? Комната у нее была именно такая, какой я ее себе представлял. Именная часть может быть выражена также цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Гуров считался одним из самых опытных водолазов аварийно-спасательной службы. Он был мастером на все руки. В состав именного сказуемого могут входить частицы это, не, как, будто, словно и др. Самый верный признак истины – это простота и ясность. Она мне как песня была.
ЗАДАНИЯ 1. Прочитайте предложения и определите, словами каких частей речи выражены подлежащие. Почему они могут употребляться в функции подлежащего? 1) Со мной происходит нечто странное. 2) Этак всякий может печь. 3) Перед вами стоит желающий попасть в начинающие, несмотря на свои под сорок. 4) Дед с матерью шли впереди всех. 5) Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой. 6) Подойти к брату было страшно. 7) Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени. 8) Мы с ним лежим на песке у громадного камня. 9) танцующие теснились и толкали друг друга. 10) Наступило наконец пятнадцатое мая. 11) Что-то будто придержало Извекова. 12) Показать все многообразие писательской работы и силу ее влияния на людей невозможно для одного человека. 13) Полголовы еще осталось. 14) Пробило десять часов. 15) Пятнадцать лет так прошло.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |