Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 54. Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический вопрос и его художественная функция




Составьте предложения с цитатами, взятыми из изучаемых вами произведений художественной литературы.

2. Спишите, расставляя знаки препинания. В каких предложениях цитата оформлена как прямая речь, в каких – как косвенная речь.

1) Горек чужой хлеб говорит Данте и тяжелы ступени чужого крыльца. 2) Белинский писал Создает человека природа, но развивает и образует его общество. 3) Двенадцать миллионов людей вне закона! Ужас! Заметил в своем дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тогдашней России. 4) Л. Н. Толстой писал … в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде. 5) Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов сказал В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать… 6) В. О. Ключевский писал, что только тогда народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона. 7) … Следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если бы он сделал это – Печорин был бы неправдив писал М. Горький в статье о М. Ю. Лермонтове. 8) Борис Пастернак написал о Льве Толстом, что он всю жизнь, во всякое время обладал способностью видеть явление в … исчерпывающем выпуклом очерке, как


глядим мы только в редких случаях, в детстве или в торжестве большой душевной победы.

 

Ссылки

В ссылках на источник, из которого взята цитата (в реферате, исследовательской работе, докладе и т. д.) необходимо указать:

• фамилию и инициалы автора;

• название произведения (источника);

• название города

• название издательства

• год издания;

• номер страницы.

Ссылка оформляется внизу страницы с соответствующим порядковым номером или все ссылки выносятся в конец работы списком (по порядку номеров), в тексте рядом с цитатой в этом случае ставится только числовой индекс. Если на одной странице работы используются ссылки на один и тот же источник, то ссылка оформляется следующим образом:

Там же. Номер страницы.


Виды предложений по цели высказывания

Язык (речь,слово) обладает удивительной силой. Воздействовать словом, речью – значит повлиять на собеседника, убедить его в чем-то, побудить к действию, развлечь, сообщить новые сведения, доставить собеседнику удовольствие и т. д.

Целью высказывания является сообщение, вопрос или побуждение. В соответствии с этим простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

 

Виды предложений по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске повествовательные, вопросительные и побудительные предложения делят на невосклицательные и восклицательные.

Невосклицательные – предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств).

Восклицательные – предложения, которые произносятся с особой интонацией, выражающей сильные чувства радости, веселья, восторга, опасения, ужаса и т. д.

 

Умение различать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске помогает понять смысл предложения, правильно прочитать его и поставить знак препинания в конце предложения.

 

Тип предложения по цели высказывания Тип предложения по эмоциональной окраске Знаки препинания в конце предложения   Примеры
повествовательное невосклицательное . Сейчас рано темнеет.
повествовательное восклицательное ! Как рано темнеет сейчас!
Вопросительное невосклицательное ? Почему ты опоздал?
Вопросительное восклицательное ?! Разве можно опаздывать?!
побудительное невосклицательное . Говори громче.
побудительное восклицательное ! Говори громче!

 

Вопрос часто оформляется вопросительными частицами (неужели, разве, ли) и вопросительными местоимениями (кто, что, какой, где, куда, откуда, почему и др.). Вопросительные частицы не являются членами предложения, а вопросительные местоимения выполняют роль членов предложения.

Восклицательными чаще бывают простые предложения, хотя встречаются и сложные восклицательные предложения: Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей ее природой, если бы человек лелеял ее! (Д. Гранин)

В начале повествовательных восклицательных предложений часто употребляются частицы как, какой, что за и др. и междометия: Ну что за шейка! Что за глазки!; Ах, какая прелесть!

Вопросительные предложения, которые не требую ответа, т. к. содержат в себе скрытое утверждение или отрицание, называются риторическими вопросами.

Кто может проникнуть в тайны чужих мыслей? (В. Катаев) (Никто не может проникнуть в тайны чужих мыслей).

Риторические вопросы обладают большой выразительностью, эмоциональностью. Они употребляются в художественной речи как яркое стилистическое средство. Риторические вопросы часто ставятся для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

В конце риторических вопросов на письме ставится вопросительный знак, допустим восклицательный (иногда ставится и вопросительный и восклицательный знак):

Кто из нас не ошибается? На ошибках учимся. (М. Бубеннов)

Кто знает мрак души людской, ее восторги и печали?! (Н. Гумилев)


Риторический вопрос поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.

По смыслу риторический вопрос равен повествовательному предложению со значением утверждения (реже – отрицания).

Риторический вопрос строится:

• при помощи вопросительных местоимений и наречий:

Где еще есть на земле, как у нас,

В золоте реки, в рябинах озера?

(А. Яшин)

• при помощи восклицательных частиц

Как не любить мне эту землю! (В. Лазарев)

• при помощи вопросительных частиц:

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели!

(Н. Рубцов)

Темы 55 – 56. Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора). Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период.

Многосоюзие

Многосоюзие – стилистическая фигура, намеренное увеличение количества союзов в предложении для связи однородных членов или простых предложений в составе сложного.

Благодаря многосоюзию подчеркивается роль каждого элемента (однородного члена, простого предложения), создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно.

(Н. Некрасов)


И ходят дождевые облака,

И свежим ветром в сером поле дует,

И сердце в тайной радости тоскует,

Что жизнь, как степь, пуста и велика.

(И. Бунин)

Одно из синтаксических средств выразительности речи – парное соединение однородных членов при помощи союзов, в том числе антонимов.

В жизни человека есть улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечение. (Д. Кабалевский)

Я слышал разговоры – пьяные и резвые, робкие и отчаянные, полные покорности и злобы, - всякие разговоры. (К. Паустовский)

Бессоюзие

Бессоюзие – стилистическая фигура, построение, при котором в простом предложении однородные члены или простые предложения в сложном связываются без помощи союзов.

Бессоюзие придает художественной речи стремительность, компактность, динамичность – вплоть до торопливой скороговорки, перечня предметов, явлений.

Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

(А. Пушкин)

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала…

(М. Лермонтов)

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле…

(А. Блок)

 

Бессоюзное соединение однородных членов предложения подчеркивается интонацией перечисления, что выражается в одинаковой силе произношения однородных членов и усиленном ударении на каждом из них:


• однородные подлежащие

Вдруг из-за этого шелеста послышался вой, визг, плач, хохот шакалов. (Л. Толстой)

• однородные сказуемые

Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. (И. Тургенев)

• однородные определения

Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками.

(М. Шолохов)

• однородные дополнения

Борьба учила хитрости, осторожности, зоркости, смелости. (В. Катаев)

• однородные обстоятельства

На улице песня рабочих текла ровно, прямо, со страшной силой. (М. Горький)

Бессоюзная связь простых предложений в составе сложного может быть подчеркнута, усилена анафорой, а также другими средствами выразительности.

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно, там все мило,

Там дни, как молнии, летят,

Там нет тоски унылой…

(Н. Языков)

 

Анафора

Анафора – стилистическая фигура, повторение одних и тех же элементов (сл о ва или группы слов) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, фразы).

Благодаря повтору какого-либо слова, словосочетания, оборота речи, предложения подчеркивается основная мысль текста.


Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

(А. Толстой)

 

Звуковая анафора – повторение одних и тех же звуков в начале каждого параллельного ряда.

Гро зой снесенные мосты,

Гро ба с размытого кладбища.

(А. Пушкин)

Лексическая анафора повторение одних и тех же слов в начале каждого параллельного ряда.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

(С. Есенин)

Морфемная анафора повторение одних и тех же морфем в начале каждого параллельного ряда.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черно глазую девицу,

Черно гривого коня.

(М. Лермонтов)

Синтаксическая анафора используется при построении сложного предложения с одними и теми же служебными словами в начале простых предложений: Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, - мало всего этого… (Н. Гоголь)

Строфическая анафора повторение одних и тех же элементов в начале строф стихотворения.

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;


Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

(А. Фет)

Анафора особо подчеркивает, усиливает параллельную связь предложений в тексте и нередко сочетается с такой стилистической фигурой, как параллелизм.

 

Эпифора

Эпифора – стилистическая фигура, повторение одних и тех же элементов

(сл о ва или группы слов) в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, фразы).

 

Лексическая эпифора -повторение одних и тех же слов в конце каждого параллельного ряда.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А. Блок)

 

Строфическая эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце строф стихотворения.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.