Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальная культура как определенная социокультурная целостность. Основные признаки




Генезис и функции этнической культуры (Л.Н. Гумилев)

Структура и свойства этноса Евразийские идеи получили свое развитие в научном творчестве выдающегося русского мыслителя Львом Николаевичем Гумилевым. Им были разработаны фундаментальные основы пассионарной теории этногенеза. Значение этого научного открытия для мировой науки огромно. Используя системный метод эмпирического обобщения фактов этнической истории, Л.Н. Гумилев убедительно доказал, что этнос как коллективная форма существования вида Homo - объективное явление природы, а не социологическая спекуляция. Изучая историю прошлых веков, Лев Николаевич Гумилев осознал, что историею движет не классовая борьба, но и другие могучие природные процессы, оказывающие более сильными. Носителями последних являются этносы - устойчивые естественносложившиеся коллективы людей, объединенные этнической традицией и противопоставляющие себя другим коллективам. Были открыты законы рождения, развития и гибели этнических систем Согласно учению Л.Н. Гумилева, системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживаются геохимической энергией живого вещества биосферы. Каждый этнос устанавливает своеобразные отношения с окружающей средой. Адаптируемость к ландшафту - вот основная причина этнического многообразия. Она достигается не только за счет морфологических или физиологических изменений, но и благодаря выработке оригинальных стереотипов поведения, передающихся по наследству через традицию, механизм сигнальной наследственности (условный рефлекс подражания). Стереотип поведения этноса имеет сложную структуру, особенно выразительно стереотипы проявляются в экстремальных ситуациях. Человеку, выросшему в чуждой среде, трудно затем приспособиться к жизни в этническом коллективе, тогда как для членов этого коллектива нормы поведения не кажутся тягостными. При встрече разных этносов чужие стереотипы иногда не кажутся им сколько-нибудь неприятными, в других случаях - встречают взаимное неприятие и даже омерзение. Стереотипы поведения формируются в определенных типах естественного и техногенного (антропогенного) ландшафта и меняются по мере его плавных изменений. Сложнее дело с перемещением в чужие ландшафты: переселенцы стараются разместиться в ландшафтах знакомого типа, при невозможности этого - начинают приспосабливать чужой ландшафт под свои требования, что иногда приводит к хищническому его использованию и даже разрушению, особенно при неумелом внедрении техногенных преобразований, разработанных для других ландшафтов. Структура этноса сложна. Л.Н. Гумилевым выделено четыре уровня соподчиненности этнических систем: суперэтносы, этносы, субэтносы, консорции и конвиксии. Самым высшим и крупным звеном этнической иерархии являются суперэтносы - этнические системы, состоящие из нескольких этносов, возникших, как правило, одновременно. Например, суперэтносы Российский, Западноевропейская цивилизация, Мир ислама. Суперэтносы складываются из этносов. Например, Российский суперэтнос состоит из этносов русских, украинцев, белорусов. Более дробными группировками являются субэтносы, консорции и конвиксии, объединяющие людей по более частным признакам.

Национальная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпивших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шумел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причитаниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.

Таким образом, в национальной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

Авторы национальных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами: «Национальная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование национальной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о национальном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), национальной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках».

По исполнению элементы национальной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Аудитория национальной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.