Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура русского модернизма. Философия и эстетика символизма




Модернистские направления в европейском и русском искусстве ХХ века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, авангард).

Человек и мир в культуре западноевропейского модернизма.

 

Само восприятие человека и мира, предложенное модернизмом, вступало в противоречие со всем строем предшествующего ему мышления и философии. Модернизм проявил исключительное внимание к духовным и жизненным практикам человека, до тех пор подвергавшимся различным запретам, вытеснениям и дискредитации.

Модернизму, безусловно, был присущ сильный пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он был и своего рода созидательной работой. Энергия А. Модильяни, П. Пикассо, А. Шенберга, Д. Джойса, М. Шагала и других авторов, не наследовавших формы классического искусства, была устремлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, была броском в будущее. Модернизм строил свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы; но и эти осознанные усилия потребовали колоссальной работы, которая привела в итоге к установлению новых отношений между человеком и миром.

Можно сказать, что в философии модернизма человеческое «я» объявляется основным и безусловным креативным (творческим) началом, модифицирующим в себе все мироздание, а не только отношение к нему.

Термин (от франц. еxpression - выражение) впервые употреблен в 1911 г. издателем экспрессионистского журнала «Штурм» (Берлин) Г. Вальденом. Термин должен был определять сущность искусства, противоположного по своим задачам и методу уже исчерпавшим свои возможности направлениям - натурализму и импрессионизму. В экспрессионизме искусство как будто бы дальше отходит от изображения объективной действительности: главным провозглашалось выражение субъективных представлений автора. Кричащее «Я» художника вытесняет факт; «изображение» заменяется «выражением». В экспрессионизме господствует стремление художника выразить себя, свой внутренний мир с максимальной обнаженностью и остротой. Часто внутренний мир экспрессиониста предстает в его предстает в его произведениях как болезненно противоречивый, противостоящий объективной действительности, которую он изображает в резко деформированном виде. Это может сочетаться с искренним стремлением художника утвердить гуманистические ценности, осудить милитаризм, общественную несправедливость и т.д.

Живопись модернистов вслед за литературой, движимая внутренней гармонией и избегающая эстетизма, строится «от обратного», совершая путь, противоположный общепринятым канонам художественного творчества: начиная с законченной работы, и постепенно достигает незавершенности, бесконечности, оставляя простор догадкам и воображению зрителя. Подобная эстетика наиболее полно отразилась в программных установках французских художников, прозванных с легкой шутки А. Матисса кубистами («Слишком много кубизма!» - воскликнул А. Матисс, увидев кубическое полотно Ж. Брака, - городской пейзаж, где дома были изображены в виде кубов).

Кубизм (от франц. «cube» - куб) - течение в европейском изобразительном искусстве начала XX в., главным образом французской живописи, отчасти скульптуры, в котором решались задачи выявления геометрической структуры видимых объемных форм. Отсюда название, - разложение на составляющие элементы и организации этих элементов в новую изобразительную форму с учетом специфики передачи пространственно-временных отношений на плоскости картины или в объеме скульптуры.

Другое заметное направление модернистской живописи, архитектуры и т.д. - абстракционизм (абстрактивизм, абстрактное искусство - от лат. abstraktio - отвлечение). Абстрактивизм - тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Примечательно, что первая полностью абстрактная картина, насколько известно, появилась еще в XIX в. В 1883 г. французский художник А. Альфонс показал работу «Девушки под снегом», представляющую собой натянутый на подрамник лист чистой белой бумаги. Эту картину можно посчитать просто шуткой, увидев в ней вполне конкретное изображение белого снега, покрывающего фигуры девушек. Но суть явления состоит в том, что абстрактность - это прежде всего наиболее радикальная форма общей абстрагирующей тенденции истории искусства. Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника, признаков воспринимаемого объекта с целью нахождения существенных, наиболее общих, универсальных идей - это один из основных неотъемлемых способов мышления вообще. В истории искусства абстрагирующая тенденция присутствует постоянно. В своем крайнем выражении она приводит к геометризации, превращая в декоративном искусстве изображение в орнамент, а в станковом - в абстрактную картину. Минимальное проявление абстрактного мышления ведет, напротив, к предельной иллюзорности, натурализму. Вероятно, именно это имел в виду П. Пикассо, когда говорил, что «абстрактного искусства не существует».

Сюрреализм - одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства XX в. Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы - «сюрреалистическая драма». В 20-30-х гг. новое художественное направление его основатели-поэты А. Бретон и Ф. Супо стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»). Сюрреализм зародился во Франции, пережил несколько кризисов, пережил Вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с пост- и трансавангордом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

 

Обычно термин «модернизм» применяют к русскому искусству рубежа XIX-XX вв., имеющему четкую культурную идентификацию, но применять его только к явлениям художественной культуры — значит неоправданно сужать его значение и обеднять содержание. Несомненно модернизм имел и философскую составляющую. К модернизму обычно относят явления искусства с ярко выраженными философскими, антинатуралистическими основаниями. В.Ф. Асмус утверждал, что русский символизм представляет собой одновременно и художественное течение, и поэтическое, и философское, а также особое направление эстетики

Модернистская эстетика связана с антропологией, а также с онтологией и эпистемологией. Главным образом, однако, модернистская философия охарактеризована антипозитивистской аксиологией, и несмотря на провозглашенные ограничения областью искусства, в целом может быть трактована как философия культуры.

В культурфилософских построениях многие модернисты искали опору в философии немецкого идеализма и романтизма, исходили из «теософических мечтаний», черпали теоретические основы из философско-исторических эсхатологических и христологических схем. Немалое значение для разработки философии культуры русского символизма, кроме известных представителей классической и постклассической философии, имело творчество Вл. Соловьёва.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.