Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть 2 страница




В Германии действуют десятки партий, в том числе на уровне отдель­ных земель. Наиболее влиятельной региональной партией является Христианско-социальный союз в Баварии, на деле примыкающий к обще­государственному Христианско-демократическому союзу. Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5—6 партиям.

На правом фланге находится Национально-демократическая партия (15 тыс. членов), возникшая на базе запрещенной в 1952 г. Националис­тической партии, Германский народный союз (около 20 тыс. членов), Республиканская партия (23 тыс. членов). Эти партии не оказывают заметного влияния в обществе, не имеют представительства в нижней палате парламента, так как не преодолевают пятипроцентный барьер. Есть и более правые, по существу террористические, организации, дей­ствующие подпольно (городские партизаны и др.). На деле они не ведут политическую борьбу, а занимаются терроризмом.

Партией правого центра является правящий уже в течение полутора десятилетий Христианско-демократический союз (ХДС), в котором со­стоит около 670 тыс. членов (244 депутата в нижней палате парламента в 1997 г. из 672). Идеология этой партии исходит из религиозных запове­дей, толкуемых, с одной стороны, с позиций ответственности человека перед Богом, а с другой — с социальных позиций христианского учения. ХДС выступает за экологически ориентированную рыночную экономи­ку. Его аналогом в Баварии является упомянутый Христианско-социаль­ный союз (около 180 тыс. членов, 50 депутатов в бундестаге), в програм­ме которого более отчетливо заметны социальные элементы христианст­ва, требования защиты прав человека, ориентация на семью как ячейку общества.

Центристской партией является Свободная демократическая партия (СвДП), насчитывающая немногим более 100 тыс. членов (47 депутатов в бундестаге в 1997 г.), преимущественно представителей средних слоев, служащих. Она выступает за свободное предпринимательство, против огосударствления, введения любых элементов планирования. Хотя это и небольшая партия, она часто играет основную роль при создании прави­тельства. Обычно на выборах в нижнюю палату парламента ни одной из двух основных соперничающих партий — ХДС и ХСС, с одной стороны, и Социал-демократической партии Германии — с другой, — не yдaeтc^ получить абсолютного большинства при голосовании в парламенте v обеспечить избрание канцлера (главы правительства) от своей партии В этой ситуации все зависит от того, к кому примкнет СвДП с ее прибли­зительно 7—10% голосов. Она примыкает то к ХДС, то к социал-демо­кратам, получая, естественно, за это соответствующие места в правительстве. Поэтому партийную систему ФРГ иногда называют системою двух с половиной партий.

Партией левого центра является Социал-демократическая партии Германии (СДПГ), основанная еще в 1863 г. как Всеобщий немецкий рабочий союз (около 850 тыс. членов, 252 депутата в бундестаге). Оно выступает за социальную справедливость в условиях рыночной экономики, за экологическую перестройку индустриального общества, за методы эволюционных шагов к социализму, против революционных изменений Социализм, с точки зрения этой партии, не имеет заранее данных определений, это процесс развития общества, его признаки проявляются е ходе поступательного движения.

На левом фланге находится Партия демократического социализме (около 130 тыс. членов, 30 депутатов в бундестаге), которая считает себя наследницей Социалистической единой партии Германии (Коммуниста ческой партии), действовавшей в ГДР, но в настоящее время пересмот­ревшей многие догмы. Сейчас она выступает за рыночную регулируемую экономику на основе принципов социальной справедливости, за права человека. Наиболее целесообразным она считает «средний путь» между капитализмом и социализмом.

Интересы части сельского населения выражает небольшая Крестьян екая партия, не представленная в парламенте. Действует также небольшая Партия зеленых (около 40 тыс. членов, 49 депутатов в бундестаге) выступающая за экологический гуманизм, за «правильные взаимоотношения» человека и природы. Ее влияние, сначала быстро растущее, теперь по разным причинам падает, в частности потому, что ее идеи включаются в программы основных партий.

Важнейшую роль в экономической политике играет Федеральные союз немецкой промышленности, объединяющий отраслевые ассоциации. Есть также союзы работодателей, торгово-промышленные палаты иные объединения предпринимателей. Одни из них действуют на основе специальных законов о них, другие — на базе общих положений о свободе объединения.

Существуют крестьянские социально-экономические организации, в том числе в общегосударственном масштабе. Их роль в политической жизни невелика.

Большое влияние на политику оказывает разветвленная сеть средств массовой информации: только ежедневных газет выпускается около 400. Средства массовой информации в ФРГ подвергаются значительному го­сударственному контролю; предусмотрены ограничения, препятствую­щие монополизации средств массовой информации.

В Германии существует единый профсоюзный центр — Объедине­ние немецких профсоюзов. Как и в ряде других стран, но в меньшей мере, чем, например, во Франции, влияние партий и профсоюзов в Германии уменьшается. Все большее развитие получают различные местные гражданские инициативы для решения конкретных проблем — охраны среды и общественного порядка, проблемы безработицы и др. Создаются независимые объединения избирателей, которые иногда получают места в ландтагах земель.

 

15. 4. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

 

Основной закон ФРГ в отличие от конституций некоторых других стран более широко трактует пути осуществления государственной влас­ти. Согласно ст. 20, государственная власть осуществляется не только через представительные, но и через другие органы государства, в том числе исполнительные и судебные. Кроме того, в конституции содержат­ся отправные положения, касающиеся трех основных форм непосредст­венной демократии, служащих целям реализации государственной влас­ти: выборов, референдума и народной инициативы. Предусмотрена также возможность народного опроса при изменении территориального деления федерации, что, по существу, является особым случаем рефе­рендума.

Выборы. Активным избирательным правом пользуются все немцы (после объединения Германии — граждане единого немецкого государ­ства), достигшие 18-летнего возраста, если они не лишены избиратель­ных прав, не признаны недееспособными, не находятся под опекой ввиду умственной недееспособности или в психиатрической клинике. Все эти ограничительные меры осуществляются только по решению суда. Дру­гим требованием для активного избирательного права является трехме­сячный ценз оседлости, но не на территории общины (низовой админи­стративно-территориальной единицы), а на территории всей Германии. На выборах местных представительных органов избирательными права­ми на тех же условиях пользуются и неграждане ФРГ.

Для обладания пассивным избирательным правом на выборах в феде­ральный парламент установлены более высокие возрастные цензы.

В землях существуют свои особенности, касающиеся регулирования из­бирательного права на выборах в представительные органы администра­тивно-территориальных единиц.

На выборах в парламент ФРГ, а именно в его нижнюю палату (верх­няя не избирается), действует смешанная избирательная система, соеди­няющая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе по одноман­датным избирательным округам, другая половина — по спискам полити­ческих партий. Причем кандидаты от партий не образуют общефедераль­ного списка, а создают свои списки в каждой земле, т.е. в каждом субъ­екте федерации. Избиратель имеет два голоса: один подает за кандидата в избирательном округе (голосуя по одному из бюллетеней), а другой — за кандидатов той или иной партии (в целом за ее список по другому бюллетеню). Итоги голосования по первому бюллетеню подводятся по мажоритарной системе относительного большинства, по второму бюлле­теню — по пропорциональной системе. При этом, если во втором случае партия получит менее 5% голосов избирателей в целом по стране, она отстраняется от распределения мест в порядке пропорции и по этой части голосования депутатских мандатов не получает (это так называе­мый заградительный барьер, или заградительный пункт).

Референдум, народный опрос, народная инициатива. В соответст­вии с конституцией и законом 1949 г., который детально регулирует эти конституционно-правовые институты, референдум проводится в двух или нескольких землях и возможен только в связи с изменениями границ земель и образованием новой земли. Это изменение производится феде­ральным законом, который и выносится на референдум, проводимый в землях или на территориях, из коих должна быть образована новая земля. Избиратель должен определенно ответить на четко поставленный вопрос: выступает он за сохранение прежних границ или за образование новой земли. Варианты при таком референдуме (в отличие, например, от швейцарской практики) не предлагаются. Общегосударственные рефе­рендумы в ФРГ не проводятся.

Народный опрос может касаться закона или законопроекта по по­воду передачи территории той или иной земле. Он может содержать варианты (например, о передаче части территории), но их может быть не более двух. Решения, принимаемые на референдуме или в результате народного опроса (это тоже голосование), являются действительными, если они приняты большинством голосов зарегистрированных избира­телей соответствующих земель, одной земли или территории; это боль­шинство должно составлять не менее четверти избирателей данной земли, территории, обладающих избирательным правом на выборах в бундестаг.

Народная инициатива также связана с изменением границ земель. Процедура начинается со стадии получения права на ходатайство о пере­ходе территории от одной земли к другой. Для получения такого права необходимо собрать подписи не менее 1 % избирателей, участвовавших в последних выборах в бундестаг на данной территории. Вопрос в хода­тайстве должен быть сформулирован так, чтобы избиратель мог дать однозначный ответ. Вслед за этим осуществляется так называемая реги­страция — сбор подписей избирателей за предложение или против него. Он длится в течение двух недель. Вопрос решается на тех же условиях, что и при референдуме и народном опросе.

 

15. 5. Законодательная власть

Понятие и структура парламента. По вопросу о понятии парла­мента существуют различные взгляды в Германии и в отечественной литературе. В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве:

бундестаг и бундесрат (Союзное заседание и Союзный совет). В этом процессе участвует и президент республики, который подписывает зако­ны и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение (по данным, имею­щимся в нашем распоряжении, всего таких случаев было около пяти, и только по техническим причинам). Многие немецкие авторы считают, что парламент в ФРГ однопалатный, им является бундестаг, а бундесрат в соответствии со способом его формирования — это орган представи­тельства исполнительной власти земель, с помощью которого земли уча­ствуют в законодательстве. Некоторые немецкие и российские юристы полагают, однако, что бундесрат является второй палатой парламента, хотя она и не имеет равного статуса с бундестагом. Нормы конституции и имеющаяся практика дают основания как для того, так и для другого толкования.

Бундестаг (672 депутата в 1997 г.) избирается на 4 года путем всеоб­щих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою дея­тельность в бундестаге с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фирмах. Депутаты обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разрешения парламента на месте совершения пре­ступления и в течение следующего за этим дня. Индемнитет депутата также несколько ограничен: он может нести ответственность за клевет­нические высказывания в парламенте. Денежное вознаграждение депу­тата составляет 16 тыс. марок в месяц.

В соответствии с конституцией и регламентом, который неоднократ­но изменялся и дополнялся, руководит заседаниями бундестага избранный им на весь срок полномочий председатель (на немецком языке эта должность, как и многие другие председательские должности, называет­ся «президент бундестага»). Он осуществляет распорядительную дея­тельность в здании бундестага, ему подчинены службы этого органа, он обладает «полицейской властью» в нем, без его разрешения в помещении палаты не может производиться обыск, а также другие следственные действия. Председателю бундестага помогает избранный палатой замес­титель. Секретари бундестага тоже относятся к его руководству, но в основном ведают организационными вопросами, связанными с делопро­изводством.

В бундестаге создаются партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее 5% членов бундестага). Их руководство участвует в формировании органов бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комиссий и определении их предсе­дателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представите­ля фракций пропорционально их численности образуют совет старей­шин. Он принимает повестку дня на основе единогласия (если этого нет, вопрос выносится на пленарное заседание), распределяет депутатов по постоянным комиссиям, решает процедурные вопросы. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии — следственные, ре­визионные и др.

В германском праве не существует понятия «сессия парламента». Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобнос­ти, хотя, конечно, на практике есть более или менее продолжительный период, когда бундестаг не заседает вообще. Заседания бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.

Бундесрат (68 членов) является представительством земель, но он не избирается, его члены назначаются правительствами земель (орга­нами исполнительной власти земель) и отзываются ими. Поэтому како­го-либо срока полномочий для этого органа конституция не устанавлива­ет. Он имеет переменный членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности населения каждой земли, но не пропор­ционально ему: земли имеют от трех до шести представителей, тогда как население может разниться в десятки раз, а размеры территории — более чем в 100 раз (в дальнейшем об этом будет сказано в связи с особенностями германского федерализма). При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей (следова­тельно, земли неравноправны: более крупные имеют большее число голо­сов, больший вес при принятии решений бундесратом), но голоса каждой земли должны подаваться только согласованно, от имени земли (иначе быть не должно, поскольку представители каждой земли действуют в бундесрате по инструкциям своего правительства).

В бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания созыва­ются председателем по мере надобности. Он обязан созвать заседание по требованию представителей по крайней мере двух земель, а также по требованию федерального правительства. Заседания являются открыты­ми, но могут проводиться и закрытые заседания.

Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты бундестага и члены бун­десрата. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в бун­десрат (для получения мнения земель), а затем с мнением бундесрата в течение установленного срока (6 недель) должны быть переданы в ниж­нюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты.

Депутаты бундестага могут вносить законопроекты только коллек­тивно: от имени фракции либо если собрано не менее 5% подписей общего числа депутатов бундестага. Члены бундесрата могут вносить законопроекты также группой (от земли), но направлять их в бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение.

Законопроекты в бундестаге рассматриваются в трех, чтениях по классической схеме: обсуждение основных положений и передача за­конопроекта в соответствующую отраслевую постоянную комиссию или комитет; постатейное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голо­сование. Принятый бундестагом законопроект передается в бундесрат. Есть две процедуры приятия текста последним. По некоторым вопросам согласие бундесрата обязательно: для законов об изменении конститу­ции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях феде­рации и земель и др. Если по этим вопросам бундесрат не соглашается с текстом, принятым бундестагом, а предлагает изменения и дополне­ния, создается согласительный комитет (согласительная комиссия) из представителей бундестага и бундесрата. Создания согласительного ко­митета может потребовать v: правительство. Если согласительный ко­митет поддерживает решение бундестага, то бундесрат принимает это решение, а следовательно, и текст закона, предложенный бундестагом. Если комитет решение бундестага не поддерживает, то бундестаг дол­жен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указан­ным вопросам у бундесрата есть, хотя и несколько ослабленное, право вето.

Законопроекты по другим вопросам, принятые бундестагом, тоже должны передаваться в бундесрат. Если он дает свое согласие, закон считается принятым, публикуется и вступает в силу. Если же он предла­гает изменения и дополнения, то также создается согласительный коми­тет, но в этом случае независимо от решения комитета бундестаг вправе принять закон без согласия бундесрата. У бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Про­тест рассматривается бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов.

Однако в определенных условиях бундесрат, напротив, может при­нимать законы самостоятельно, без участия бундестага. Это возможно в условиях объявления правительством состояния законодательной не­обходимости. Если правительство считает законопроект неотложным, бундесрат вправе принять его без согласия бундестага.

Парламент ФРГ, а именно бундестаг, равно как и в других странах, вправе делегировать правительству полномочия по изданию актов, вхо­дящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полно­мочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правитель­ству земли. При делегировании полномочий, касающихся общегосудар­ственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требу­ется согласие бундесрата. Его согласие требуется также, если прави­тельство издает на основе закона постановления, которые должны вы­полняться землями.

При принятии закона о бюджете действуют правила, аналогичные правилам, установленным в других государствах (представление проек­та только правительством, невозможность без согласия правительства вносить изменения, требующие дополнительных расходов, и др.).

Как и в других странах, парламент ФРГ осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, но правительство несет ответст­венность только перед бундестагом — как коллективную, так и индиви­дуальную (коллективная ответственность выражается прежде всего в ответственности канцлера — главы правительства, которое с уходом канцлера в отставку тоже заменяется). Формой ответственности канцле­ра является так называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его отставку. Вопрос о недоверии канцлеру должен голо­соваться в бундестаге одновременно с предложением кандидатуры его преемника как единая, совокупная резолюция. Поскольку предложить кандидатуру нового канцлера на практике может лишь партия (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотум недоверия применял­ся крайне редко, лишь в исключительных случаях (дважды).

Канцлер и сам может поставить вопрос о доверии правительству, связывая это обычно с требованием принять закон, необходимый прави­тельству. В этом случае при выражении недоверия возможно избрание другого канцлера (по предложению президента) или роспуск парламен­та (бундестага: верхняя палата не распускается). Роспуск парламента по указу президента следует, если новый канцлер не будет избран в течение 21 дня.

Парламент обладает и другими полномочиями, присущими законода­тельному органу: ратифицирует международные договоры (это делает обычно бундестаг, но на некоторые договоры требуется согласие бундес­рата), объявляет состояние обороны при условии угрозы агрессии, фор­мирует некоторые другие высшие органы государства (бундестаг участ­вует в выборах президента республики, бундестаг и бундесрат формиру­ют Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вицепредседателя Счетной палаты — органа финансового контроля).

Если парламент не может собраться, то решения, имеющие силу закона, в период состояния обороны принимаются совместным, коми­тетом, состоящим из 33 членов, 2/3 из которых — депутаты бундестага и 1 /З — члены бундесрата. Эти решения могут быть отменены бундеста­гом с согласия бундесрата.

 

15. 6. Исполнительная власть

 

Исполнительная власть в Германии принадлежит федеральному пре­зиденту, который действует по указаниям правительства. Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а реально исполни­тельная власть осуществляется правительством.

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выбора­ми — Федеральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в бундестаге. Прези­дентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может быть избрано прези­дентом только на два срока.

Президент не может быть членом парламента, правительства, ландта­га земли, местных представительных органов, занимать другие оплачи­ваемые должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли. Он пользуется иммунитетом, который прекращается в случаях, установлен­ных конституцией для ответственности президента.

По конституции федеральный президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международ­ные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов необходима их контрассиг-натура канцлером или соответствующим министром (получение контрассигнатуры — подписи). Контрассигнатура не нужна для актов об увольнении федерального канцлера (при конструктивном вотуме недове­рия), при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначе­ния в этих условиях даты выборов в бундестаг, для предложения канди­датуры нового канцлера. Но все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера: прежнему выражено недоверие либо он ушел в отставку, а новый не избран.

Ответственность президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть только бун­дестаг или бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвине­ния) требует большинства в 2/3. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение. Отрешенный от должности президент в дальнейшем может быть подверг­нут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституцион­ный суд вправе также временно отстранить президента от должности при предъявлении парламентом обвинения — до решения дела по существу.

Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятст­вий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель бундестага.

Федеральное правительство. Основные рычаги руководства госу­дарством в ФРГ принадлежат правительству, состоящему из канцлера (председатель правительства) и министров. Они не могут занимать дру­гие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную дея­тельность, входить в состав руководства предприятий, занимающихся извлечением прибыли (в состав наблюдательных советов предприятий они могут входить с согласия бундестага). Особую роль в правительстве играет канцлер, в связи с чем ФРГ нередко называют канцлерской рес­публикой.

Положение канцлера, обязанности министров, порядок работы пра­вительства и другие вопросы регулируются специальным регламентом, который утверждается президентом (действует регламент 1951 г. в не­однократно изменявшейся редакции).

Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению президента. Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство голосов в бундестаге, т.е. федеральный президент прак­тически может предложить, а бундестаг избрать канцлером лидера пар­тии (коалиции партий), которая располагает большинством мест в пар­ламенте. На практике в последние десятилетия правительство форми­руется одной из двух крупнейших партий — ХДС или СДПГ, высту­пающей в блоке со СвДП. Бывали случаи формирования правительства одной из этих партий, когда она получала абсолютное большинство мест в бундестаге.

Если предложенное президентом лицо не получает большинства го­лосов, бундестаг сам может выдвинуть кандидатуру канцлера. Если из­брание канцлера в течение 14 дней не состоялось абсолютным большин­ством голосов, проводится второй тур, в котором для избрания достаточ­но относительного большинства. Если и такая процедура не дала резуль­татов, президент в течение 7 дней сам назначает канцлера (по существу, временно) и одновременно распускает парламент с назначением даты новых выборов. Это положение в ФРГ ни разу не применялось.

В назначении федеральных министров парламент не участвует: он определяет только канцлера. Министры назначаются президентом по предложению канцлера, а увольняются канцлером (юридически — это делается актом президента по требованию канцлера).

Основные направления федеральной политики определяет канцлер. Федеральные министры, которых он назначает и смещает (с помощью указов президента), действуют в рамках установленных направлений политики самостоятельно, но несут за это ответственность перед кан­цлером, который вправе уволить министра, и перед нижней палатой парламента, которая может выразить вотум недоверия министру. При расхождении мнений федеральных министров решение принимает пра­вительство.

Ответственность за деятельность правительства несет канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры.

 

15. 7. Судебная власть

 

В Германии функционирует разветвленная судебная система, не имеющая какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо кон­ституционной юстиции — Федерального конституционного суда и конституционных судов земель — действуют еще пять ветвей правосу­дия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юс­тиция. Каждая ветвь судебной власти имеет свой верховный орган (вер­ховный суд), который называется по-разному: Федеральная судебная палата (возглавляет систему общих судов), Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам, Федеральный суд по социальным делам. Конституция уста навливает, что федерация может создавать и другие суды, в частности военно-уголовные, и они существуют.

Названные пять высших судебных органов независимы по отношению друг к другу и к другим органам. Если между ними возникают разногласия (скажем, неодинаково применяется тот или иной закон), то созывается совещание (оно называется «сенат») из представителей этих органов, которое принимает решения, обеспечивающие единство судебной практики.

Каждая ветвь судебной власти (кроме конституционной юстиции имеет несколько инстанций: четыре инстанции у общих судов (участке вые суды как низшее звено, несколько земельных судов. Высший земельный суд и Федеральная судебная палата), три — у остальных видов судов (кроме участковых).

Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела; суды по трудовым спорам — споры между работодателями и работниками, между профсоюзами и союзами работодателей; административные суды — иски граждан к государственным служащим по вопросу с соблюдении прав граждан в процессе управления, споры государственных служащих с администрацией по вопросу об их правах, по вопросам охраны окружающей среды, споры между административно-территори­альными единицами, жалобы, связанные с разрешением или с отказом е выдаче разрешения органами исполнительной власти на проведение те? или иных массовых мероприятий вне помещения. Суды по социальным делам рассматривают иски граждан к государственным учреждениям пс вопросам пенсий, выплаты различных социальных пособий (например, на детей).

В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел рассматривает участковый суд, в котором судопроизводство обычно осу­ществляет единолично судья. Суд земли рассматривает более сложные уголовные и гражданские дела и является апелляционной инстанцией по отношению к участковым судам. В одних случаях уголовные дела могут рассматриваться коллегией судей, в других — с участием нескольких присяжных, которые, однако, вместе с судьей или судьями решают во­прос не только факта, но и права. Верховный суд земли проводит реви­зию. Это особый процесс в германском праве, где сочетаются элементы апелляции и кассации, т.е. проверяется решение нижестоящего суда с точки зрения соответствия фактической стороне дела и соблюдения за­кона. Федеральная судебная палата осуществляет только кассационный процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.