Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие моделей и методов принятия управленческих решений




Модели и методы принятия управленческих решений

Методы разработки и выбора управленческих решений включают методы формирования набора мероприятий организационного, технологического, экономического, правового и социального характера, направленных на достижение цели, и методы, ориентированные на выбор из уже ранее разработанных и успешно опробованных решений. Методы реализации решений подразумевают решение набора задач до достижения требуемого результата.

Метод — это приемы, операции, мероприятия и технологии, применяемые для достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.

Модель — упрощенное представление предмета, системы или процесса в форме, отличной от формы целого. Модель упрощает реальную ситуацию и тем самым позволяет ее анализировать. Как научная абстракция варианта решения модель позволяет проводить опыты для изучения конкретных особенностей явления, процесса. Изменяя некоторые характеристики или параметры в модели, изучают поведение объекта и анализируют влияние различных факторов. В модели функционирования объекта выявляются факторы, от которых зависит работа системы. Выбор конкретной модели определяет характер исследуемой проблемы и вырабатываемого решения. Модели позволяют лучше понять объективную реальность и разработать рациональный план действий. Они менее сложны, чем моделируемые объекты, и позволяют руководителям лучше разобраться вконкретной ситуации и принять правильное решение.

В процессе применения метода может использоваться несколько моделей и алгоритмов. Алгоритм — это набор упорядоченных правил (схема действий), которые позволяют механически решать любую задачу из класса однотипных.

Для решения проблемы необходимо наличие:

♦ метода и алгоритма подготовки управленческого решения;

♦ компетентного руководителя;

♦ модели ее источника (человека, организации, муниципального образования, региона, страны);

♦ модели процесса решения.

Каждую модель необходимо периодически проверять на достоверность, точность, полноту и эффективность. Проверка на достоверность необходима для установления соответствия условиям реального мира. Точность модели характеризует степень совпадения описания параметров оригинала с их действительными значениями. Полнота модели определяется количеством формализованных параметров оригинала. Следует помнить, что формализация обычно предполагает упрощение.

Эффективность модели бывает экономической и организационной. Экономическая эффективность оценивается на основании соотношения затрат па процесс разработки управленческих решений без использования модели и при ее использовании. Организационная эффективность проявляется в сокращении сроков подготовки решения или уменьшении числа работников, участвующих в выполнении задания.

По характеру связей с реальными объектами модели подразделяются па следующие типы:

♦ описательные — вербальные или словесные модели, например, модель развития социально-экономической ситуации;

♦ изобразительные модели, такие как макет парка, микрорайона города, глобус;

♦ модели-аналоги, в которых набор одних свойств используется для отображения набора других: графики, схемы информационных и финансовых потоков;

♦ функциональные модели, т. е. модели, воспроизводящие все основные особенности функционирования реальной системы, но отличающиеся от нее по какому-то признаку;

♦ символические модели — отображают свойства изучаемой системы с помощью математических и логических символов.

Методы разработки и выбора управленческих решений включают три набора процедур:

♦ разработка, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль, информирование и архивирование;

♦ корректировка ранее разработанных решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль, информирование и архивирование;

♦ выбор из набора предыдущих решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архивирование.

Формирование решения может проходить три этапа:

♦ начальный этап развития, когда масштаб проблемы не внушает опасений. Принятое решение будет упреждающим;

♦ этап устойчивого развития, когда масштаб проблемы оказывает негативное воздействие па процесс управления. Принятое решение будет действовать с запозданием;

♦ этап стабилизации, когда станут ясны масштаб и опасность проблемы. Принятое решение будет действовать в режиме реального времени.

3.2. Методы принятия решений используются в первую очередь для определения целей деятельности управляемой системы и поиска наилучших средств их достижения. Кроме того, они применяются для выбора моделей, критериев, последовательного дробления выявленной проблемы на составные части, определения взаимосвязей и взаимозависимостей между этими частями и определения приоритета отдельных целей, мероприятий, критериев и моделей.

Методы принятия решения в зависимости от степени использования формальных элементов подразделяются на:

♦ математические (формальные или нормативные), основанные на объективности;

♦ эвристические (неформальные или дискриптивные), субъективные по сути;

♦ комбинированные.

Разграничение между эвристическими и комбинированными методами в настоящее время условно, и математические приемы обработки исходных данных применяются почти во всех эвристических методах.

3.2.1. Математические методы подразделяются на статистические, многомерные, регрессионные и корреляционные, имитационные, детерминированные, гибридные.

1. Статистические методы, обработки информации подразумевают определение средних оценок, величины ошибок, степени согласованности мнений респондентов и экспертов. Они основываются на использовании информации о прошлом удачном опыте в какой-либо сфере деятельности для разработки и реализации управленческих решений. Статистические методы реализуются посредством сбора, обработки и анализа статистических данных, полученных в результате реальных действий или выработанных путем статистического моделирования с помощью средств вычислительной техники.

2. Многомерные методы применяют для обоснования управленческих решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные. В первую очередь это факторный и кластерный анализ.

3. Регрессионные и корреляционные методы используются для установления взаимосвязей между группами переменных и параметров, которые описывают отдельные аспекты управляемой системы.

4. Имитационные методы весьма популярны там, где переменные, влияющие на ситуацию, не поддаются определению с помощью аналитических методов.

5. Методы статистической теории принятия решений применяются для стохастического описания параметров, которые необходимо учесть при разработке решений, для статистических испытаний гипотез о состоянии внешней среды. Это теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование.

6. Детерминированные методы применяются, когда имеется много взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение, например разработать вариант плана доставки разных видов продукции на разные рынки, обеспечивающий максимальную прибыль. При анализе социально-экономических систем в рамках этих методов в первую очередь применяются экономико-математические модели и методы.

3.2.2. Эвристические методы или метод экспертных оценок основываются на том, что методики, применяемые для разработки решения, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, готовившего решение, а при разработке решения доминируют интуиция, опыт и творческий подход. К эвристическим в первую очередь относят методы социологических исследований и экспертные методы. Эксперты при проведении опроса основывают свои суждения на интуиции или используют причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

Основное отличие методов социологических исследований от методики экспертных оценок заключается в том, что первые основываются на результатах опроса большого количества респондентов различной компетентности и квалификации, в то время как вторые ориентированы на ограниченное число специалистов-профессионалов. Однако и те и другие для обработки собранных данных используют одни и те же инструменты математической статистики.

Характерной чертой эвристических методов является то, что эксперт при анализе ситуации использует информацию, основанную на его опыте и интуиции. Среди эвристических методов принятия решений наиболее известны: метод Дельфи, метод мозгового штурма, метод коллективного блокнота и метод синектики.

Метод Дельфи относится к методам групповых экспертных оценок и используется для прогнозирования развития явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база.Этот метод разработан в США и впервые применен в 1964 году сотрудниками научно-исследовательской корпорации РЭНД О. Хел-мером и Т. Гордоном.

Метод Дельфи предполагает многоуровневую процедуру анкетирования экспертов из различных областей знаний, работающих анонимно, с целью получения данных, отражающих индивидуальные оценки экспертов, основанные на логическом анализе и интуиции. На каждом последующем этапе анкетирования используется информация и данные, полученные на предыдущем этапе.

Анкетирование основывается на следующих принципах сбора и обработки информации:

♦ вопросы в анкетах предполагают количественную оценку;

♦ опрос проводится в несколько туров, в каждом последующем туре уточняются ответы, полученные в предыдущем;

♦ эксперты знакомятся с результатами, полученными в предыдущем туре;

♦ если оценки и мнения отличаются от мнения большинства, то эксперт должен дать объяснение.

Результат метода Дельфи состоит в обнаружении преобладающего суждения экспертов по конкретной проблеме с учетом мнения всех участников опроса. При проведении опроса сохраняется анонимность, что позволяет исключить влияние конформизма (подавления мнений за счет научного авторитета или должностного положения).

Технология проведения опроса с сообщением результатов после каждого тура обеспечивает лучшее согласование мнений, а возможность пересмотра и изменения прежних оценок на основе соображений других участников опроса побуждает экспертов учитывать факторы, которые до этого они игнорировали как несущественные.

Принципы применения метода Дельфи:

♦ временные периоды между турами опроса не должны превышать месяца;

♦ стабильные и разумные по объему группы экспертов;

♦ четкие формулировки вопросов в анкетах;

♦ число туров должно обеспечить экспертам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки;

♦ необходимо учитывать влияние общественного мнения на оценки экспертов.

Анализ эффективности метода Дельфи показал, что по мере проведения туров опроса разброс мнений экспертов сокращается и обычно после четырех туров оценки экспертов стабилизируются, а опрос прекращается.

Метод Дельфи обладает следующими недостатками:

♦ длительность проведения опроса;

♦ необходимость обеспечения максимально точного и исчерпывающего изложения информации в анкетах за счет громоздкости стиля;

♦ иногда учитывается мнение некомпетентных людей;

♦ если оценка эксперта существенно отличается от мнения большинства, то она не принимается в качестве резюмирующей, несмотря на то, что может оказаться правильной.

Метод мозгового штурма — известный и широко применяемый метод генерирования новых идей на основе творческого сотрудничества группы специалистов, также известный как метод коллективной генерации идей (КГИ). Данный метод был предложен А. Осборном в 1938 году как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую деятельность.

Метод мозгового штурма представляет собой коллективное обсуждение проблемы с целью выработки новых идей и вариантов достижения цели. Особенностью данного вида эвристических методов является творческий поиск принципиально новых решений в трудных ситуациях, когда известные пути и способы оказываются непригодными.

В процессе реализации метода участники выдвигают и развивают собственные идеи, идеи других участников, используют одни идеи для развития других, комбинируют их. Он требует строгого разграничения процесса выдвижения экспертами идей и процесса их обсуждения и оценки.

На первой стадии запрещается критиковать предлагаемые идеи, так как замечания прерывают творческий процесс и мешают выдвижению идей. Руководитель группы должен суметь активизировать творческое мышление участников заседания, обеспечить выдвижение как можно большего числа вариантов решения той или иной задачи. Предпочтение отдается их количеству, а не качеству.

Коллективная генерация идей должна осуществляться по определенным правилам в рамках достаточно формализованного алгоритма.

Стадии мозгового штурма включают:

♦ изложение проблемы: характеристика ситуации, цель работы, ограничения;

♦ высказывание идей: индивидуальная стадия, групповая стадия, мозговой штурм, «брожение» идей;

♦ отбор идей: просмотр, отбор идей для разработки;

♦ развитие решений: разработка решения.

Следует отметить факторы, способствующие и препятствующие мозговому штурму. Успешной реализации метода способствует безопасная и открытая атмосфера, поскольку в критической ситуации невозможно заставить людей генерировать новые идеи. Также факторами, способствующими успеху, являются:

♦ развитое воображение;

♦ переработка и соединение высказанных идей;

♦ сомнение в имеющемся решении;

♦ поиск аналогичных проблем, действий и их применение к данной ситуации;

♦ инициативность ведущего.

Существует несколько разновидностей мозгового штурма:

Индивидуальный мозговой штурм осуществляется по тем же правилам, что и коллективный, но одним экспертом, который вырабатывает идеи, дает им оценку и критикует их, выступает в качестве руководителя — ведущего.

Массовый мозговой штурм проводится группой людей до нескольких сотен человек. На промежуточных этапах производится отбор предложенных решений. Участники разбиваются на группы до 8 че­ловек. При образовании группы важно, чтобы непосредственное отношение к проблеме имел только руководитель, иначе существует угроза проявления амбиций специалистов и снижение эффективности реализации метода.

Письменный мозговой штурм организовывают, когда отсутствует возможность собрать экспертов вместе. Для проведения штурма создается комиссия из наиболее компетентных в решении поставленной задачи специалистов. Данный метод исключает возможность обмена идеями, что затрудняет появление инновационных решений, но способствует устранению психологических барьеров при генерировании альтернативных вариантов решения проблемы.

Двойной мозговой штурм объединяет процессы генерирования идей и их конструктивную критику. Участникам рассылаются приглашения, в которых указываются данные о цели проведения мероприятия. Численность участников — до 30 человек, продолжительность мероприятий — до 3 часов.

Обратный мозговой штурм основывается на критике высказываемых идей. В данном случае проводится всесторонний анализ слабых мест предложенного решения. Необходимым условием является свободное обсуждение. В результате составляется перечень основных недостатков. Перечень замечаний передается экспертам для оценки их объективности и правильности. Проводится отсев ошибочных замечаний и выводов. Затем осуществляется прямой мозговой штурм.

С помощью мозгового штурма успешно решают многие управленческие задачи, например:

♦ определение вероятных траекторий развития прогнозируемого процесса;

♦ установление круга применяемых методов, если решение проблемы подразумевает многовариантность подходов;

♦ выявление факторов, которые необходимо принимать во внимание при формулировке окончательного варианта решения проблемы.

Один из основных недостатков метода — высокий уровень информационного шума, который является следствием тривиальных идей, спонтанного и стихийного характера их генерации.

Метод коллективного блокнота сочетает независимое выдвижение идей отдельными экспертами с коллективной оценкой и процессом выработки решения. Суть метода заключается в следующем: все участники опроса имеют блокнот, в котором записывают сущность проблемы и данные, позволяющие ориентироваться в проблеме. В течение некоторого периода времени (обычно месяца) каждый ежедневно фиксирует возникающие идеи и решения. Далее участники сдают свои блокноты руководителю для обобщения содержащихся в них идей и решений. После этого следует окончательное творческое обсуждение обобщенного материала всеми экспертами. Для выработки итогового решения используется мозговой штурм.

Метод синектики — метод стимулирования творческой деятельности, использующий принципы и приемы мозгового штурма, метода аналогий и ассоциаций. Его суть заключается в поиске нуж­ного решения за счет преодоления психологической инерции, вызванной стремлением решить проблему традиционным путем.

Метод синектики направлен на активизацию спонтанной деятельности мозга человека для исследования и решения проблем группой на основе аналогий. Считается, что умственная деятельность плодотворна в новой, незнакомой обстановке, а приверженность ранее принятым решениям ограничивает возможности специалиста по выдвижению новых идей. В рамках данного метода важно, чтобы члены группы перед началом обсуждения не знали сути рассматриваемой проблемы, так как это позволит им абстрагироваться от привычных стереотипов.

В процессе реализации метода решение ищет группа специалистов из разных сфер деятельности. Обсуждение начинается не с формулирования проблемы в целом, а с анализа отдельных ее частей, указанных руководителем.

Схема реализации метода синектики:

♦ формулировка проблемы;

♦ отсев очевидных путей, поскольку они дают лишь простое сочетание существующих решений;

♦ поиск аналогий, позволяющих выразить решаемую проблему в терминах, знакомых членам группы по опыту их работы;

♦ анализ основных трудностей и противоречий;

♦ формулировка перспективной идеи.

Таким образом, методы принятия управленческих решений применяются в следующих областях:

1. установление перечня целей, способов и средств их достижения;

2. оценка предпочтительности отдельных целей, средств, мероприятий, результатов;

3. декомпозиция целей и планов на элементы;

4. поиск оптимальных средств для достижения поставленных целей;

5. определение критериев сравнения целей и средств их достижения;

6. разработка моделей выбора целей и средств их достижения;

7. анализ результатов функционирования отдельных подсистем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.