Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Сбор, подготовка и анализ данных 2 страница




нужные ответы, что неясные или неполные ответы не приняты, и что все ответы записаны

разборчиво и точно.

Бригадиры также обязаны вести регистрацию отработанных часов и расходов интер-

вьюеров. Это позволяет определить затраты на одно законченное интервью, убедиться в

том, что работа ведется в соответствии с графиком, а также выявить возможные проблемы

отдельных работников.

Выборочный контроль

Важным аспектом контроля является выборочный контроль (sampling control), в ходе которо-

го проверяется, следуют ли интервьюеры плану выборочного опроса, а не выбирают единицы

выборки по принципу их удобства или доступности.

Выборочный контроль (sampling control)

Предназначен для контроля за строгим соблюдением интервьюерами плана проведения вы-

борочного наблюдения, и с целью недопущения отбора единиц выборки по принципу их

удобства или доступности для интервьюеров.

Интервьюеры зачастую избегают элементов выборки, работать с которыми, по их мнению,

тяжело или неприятно. Если нужного респондента не оказывается дома, интервьюеры нередко

заменяют его следующей доступной единицей выборки, а не стараются связаться с ним еще раз.

Бывают случаи, когда интервьюеры "растягивают" требования относительно пропорциональ-

ных выборок. Так, например, чтобы выполнить требования квот, 58-летнего респондента

включают в категорию 46—55-летних людей и опрашивают как относящегося к этой выборке.

Для решения проблем данного типа контролеры должны ежедневно регистрировать коли-

чество сделанных звонков или посещений, отмечать, сколько из них осталось без ответа из-за

отсутствия потенциальных респондентов, сколько людей отказались отвечать, сколько опросов

провел каждый отдельный интервьюер и каково общее количество интервьюеров, находящихся

под его контролем.

Контроль для предотвращения мошенничества

Мошенничество заключается в фальсификации ответов на некоторые или все вопросы,

представленные в анкете. Так, интервьюер может подделать определенную часть ответа с тем,

чтобы принять его либо включить в анкету отдельные полностью подделанные ответы. Самая

бессовестная форма мошенничества— ситуация, когда интервьюер подделывает всю анкету

целиком, т.е. когда он сам отвечает на все вопросы, вообще не пообщавшись с респондентом.

Вероятность такого обмана можно свести к минимуму надлежащей подготовкой персонала,

строгим контролем и проверкой качества полевой работы [18].

Контроль из центрального офиса

Контролеры направляют всю информацию относительно качества и денежных затрат в

центральный офис, и на основе этих данных составляется отчет об общем ходе реализации

проекта. Для выявления потенциальных проблем, кроме методов непосредственного кон-

троля на местах, используются и другие методы. Контроль из центрального офиса заключа-

ется в составлении таблиц, в которые заносятся важнейшие демографические характеристи-

ки и ответы на вопросы, связанные с основными переменными. Во врезке 13,3 "Практика

маркетинговых исследований" приведены основные рекомендации по отношению к кон-

тролю Совета американских организаций по проведению опросов.

508 Часть 111. Сбор, подготовка и анализ данных

Врезка 13.3. Практика маркетинговых исследований

Рекомендации Совета американских организаций по проведению опросов по отношению

к контролю

Все проекты маркетинговых исследований должны тщательно контролироваться.

В связи с этим агентства по сбору данных должны выполнять следующие функции.

1. Обеспечивать надлежащий контроль над интервьюерами.

2. Проверять количество телефонных звонков, сделанных интервьюерами.

3. Ежедневно быть готовыми предоставить отчет о ходе проекта директору проекта, если на

этот счет не поступало каких-либо иных указаний.

4. Следить за конфиденциальностью всех исследований, материалов и откликов.

5. Своевременно извещать всех заинтересованных лиц при возникновении потенциальной

возможности отставания от графика реализации проекта.

6. Посещать все брифинги интервьюеров.

7. Вести точные и своевременные записи по ходу опроса.

8. Следить затем, чтобы интервьюеры вовремя получали все необходимые материалы.

9. Редактировать каждую анкету.

10. Постоянно обеспечивать интервьюеров всей необходимой информацией.

11. Не фальсифицировать никаких элементов работы.

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

Проверка результатов полевых работ заключается в определении того, что персонал дейст-

вительно предоставляет достоверные материалы. Чтобы проверить подлинность полученных в

ходе опроса данных, контролеры обзванивают от 10 до 25% респондентов и выясняют, действи-

тельно ли их опрашивали интервьюеры. Контролеры спрашивают респондента о продолжи-

тельности и качестве опроса, поведении интервьюера и просят предоставить основные демо-

графические данные. Полученную демографическую информацию сравнивают с данными,

предоставленными интервьюером в анкете.

.

ОЦЕНКА РАБОТЫ ПОЛЕВОГО ПЕРСОНАЛА

Очень важно постоянно оценивать работу интервьюеров, чтобы своевременно снабжать их

информацией об эффективности их работы, а также для определения, кто из них работает луч-

ше других, что позволяет сформировать наиболее производительный штат, обеспечивающий

наивысшее качество работы. Все оценочные критерии должны быть подробно описаны интер-

вьюерам в процессе их подготовки. Оценка полевых работников основывается на таких показа-

телях, как денежные и временные затраты, доля ответивших от общего количества опрашивае-

мых, качество опроса и качество полученных данных [19].

Денежные и временные затраты

Эффективность деятельности интервьюеров можно сравнивать на основе общих денежных за-

трат (заработной платы и прочих расходов) на одно законченное интервью. Поскольку эти затраты

сильно варьируются в зависимости от величины города, сравниваются только показатели тех ра-

ботников, которые работают в городах приблизительно одинакового размера. Оценивать работу

персонала на местах необходимо также по эффективности использования рабочего времени. Все

время следует разбить на отдельные категории, например фактическое время опроса, проезд и т.п.

Глава 13. Полевые работы 509

Процент ответивших

Очень важно постоянно следить за показателем процента ответивших от общего числа

опрошенных, что позволяет своевременно принять меры в случае их резкого падения [20].

Контролер способен помочь интервьюеру, получающему большое количество отказов от рес-

пондентов. Он, например, может прослушать используемую интервьюером вступительную

речь и оперативно сделать необходимые корректировки. По завершении всего опроса можно

сравнить процентные показатели разных работников и определить, кто из них работал наи-

более эффективно.

Качество интервью

Чтобы оценить интервьюеров на основе качества проведения опроса, контролер должен не-

посредственно проследить за этим процессом, то ли лично присутствуя на интервью, то ли взяв

у интервьюера магнитофонную запись беседы. Качество интервью следует оценивать по ис-

пользованию надлежащего типа вступительной речи; точности, с которой интервьюер задает

вопросы; способности интервьюера стимулировать ответы, не подталкивая респондента к тому

или иному варианту; способности интервьюера задавать щекотливые вопросы; личным навы-

кам и качествам интервьюера, проявленным им в ходе опроса; способу, которым пользуется

интервьюер для завершения интервью.

Качество данных

Анкеты, заполненные каждым интервьюером, необходимо оценивать по качеству соб-

ранных данных. Основные показатели высокого качества информации: разборчивость запи-

санных данных, соблюдение всех инструкций, включая шаблон пропусков (порядок перехо-

да между вопросами), дословная запись ответов на неструктурированные вопросы, ответы на

неструктурированные вопросы понятны и достаточно полны для кодировки, пункт "нет от-

вета" встречается редко.

Во врезке 13.4 "Практика маркетинговых исследований" приводятся основные рекоменда-

ции по поводу процесса опроса Совета американских организаций по проведению опросов.

Врезка 13.4. Практика маркетинговых исследований

Рекомендации Совета американских организаций по проведению опросов по поводу процесса

опроса

Для получения хороших результатов опроса каждый интервьюер должен выполнять сле-

дующие рекомендации.

1. Представиться респонденту, дать номер телефона фирмы, проводящей исследование.

2. Зачитывать вопросы точно в том виде, как они записаны. Срочно сообщать контролеру о

любых проблемах.

3. Зачитывать все вопросы в порядке, в котором они приведены в анкете, включая пра-

вильную последовательность пропусков вопросов.

4. Предельно нейтрально отвечать на вопросы респондента.

5. Не вводить респондента в заблуждение относительно продолжительности интервью.

6. Не разглашать названия действительной фирмы-заказчицы, если на это нет соответст-

вующей инструкции.

7. Регистрировать все прекращенные интервью с указанием причины.

8. Сохранять нейтралитет. Не проявлять своего согласия либо несогласия с мнением рес-

пондента.

510 Часть III. Сбор, подготовка и анализ данных

9. Говорить медленно и отчетливо, так, чтобы было понятно каждое слово.

10. Записывать все ответы дословно, не перефразируя их.

11. Избегать посторонних разговоров с респондентом.

12. Пользоваться методами стимулирования для получения дополнительной информации

по всем вопросам, если только не было другой инструкции. Стимулировать пояснения

предельно нейтральным способом.

13. Записывать ответы четко и аккуратно.

14. Проверять полноту заполнения анкет перед сдачей контролеру.

15. Прерывать респондента нейтральным способом. Например, можно поблагодарить его

либо сказать: "В этом районе наши цели уже выполнены, но все равно большое спасибо

за помощь".

16. Обеспечивать конфиденциальность всех исследований, материалов и полученных

откликов.

17. Не фальсифицировать интервью и отдельные ответы на любые вопросы.

18. Благодарить респондента за участие в опросе.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Подбор, подготовка, контроль над проведением опросов и оценка персонала, используемо-

го для сбора данных, — наиболее важные аспекты международных маркетинговых исследова-

ний. Следует отметить, что местных агентств, специализирующихся на полевых работах, во

многих странах просто нет. Поэтому фирме-исследователю нередко приходится нанимать и

подготавливать местный персонал либо приглашать своих, уже подготовленных работников.

Желательно, однако, использовать местных жителей, поскольку они знают язык и националь-

ные особенности своих соотечественников. Благодаря этому они создадут во время интервью

подходящий климат и способны с большим вниманием относиться к проблемам респондентов.

В некоторых случаях необходимо провести тщательную подготовку такого персонала и более

строго контролировать его работу. Следует помнить, что на примере многих стран замечено, что

интервьюеры имеют тенденцию подсказывать респондентам ответы и выбирать семьи или дру-

гие единицы выборки, руководствуясь соображениями собственного удобства, а не планом вы-

борки. И наконец, поскольку во многих странах рабочая этика находится не на таком высоком

уровне, как в США, следует ожидать, что проблема мошенничества будет стоять в них более

остро. Очень большое значение имеет проверка результатов работы на местах. Как видно из

описанного ниже примера, правильное применение соответствующих процедур позволяет зна-

чительно уменьшить проблемы и получить в итоге достоверные и полезные для клиента ре-

зультаты опроса.

ПРИМЕР. Любовь к американским товарам объединяет европейцев

Исследование отношения покупателей к товарам, проведенные британской компанией

Research Internationa/, специализирующейся на маркетинговых исследованиях, показали,

что, несмотря на объединение в Общий рынок, потребители в Европе проявляют большую

приверженность к американским товарам. По оценкам специалистов, ожидается, что в ско-

ром времени любовь к американским товарам объединит потребителей Европы. Исследова-

ния проводились в Германии, Великобритании, Италии и Нидерландах. Исходя из предпо-

ложения, что соотечественники смогут собрать более точные данные, во всех странах ис-

пользовались только местные интервьюеры и контролеры. При этом весь полевой персонал

был очень тщательно подготовлен и работал под строжайшим контролем, что позволило

Глава 13. Полевые работы 511

обеспечить качественные результаты исследования и свести к минимуму колебания показа-

телей по разным странам вследствие различия в процедурах опроса.

В обшей сложности было проведено 6724 интервью. Оказалось, что в некоторых странах

европейцы высоко оценивают американские товары потому, что те отличаются новаторст-

вом, а в других их считают модными и очень качественными. Интересно отметить, что

французы, которые считаются противниками всего американского, также оказались при-

верженцами американской продукции. Из 1034 опрошенных французских потребителей

40% ответили, что американские товары модные, 38% считают, что они новаторские, а 15%

заявили, что американская продукция отличается высоким качеством. Примерно такие же

результаты исследований были получены во всех четырех упомянутых выше странах, Полу-

чить качественные итоги исследований стало возможно благодаря использованию местного

персонала, его тщательной подготовке и строгому контролю над его работой.

Результаты данного исследования очень полезны для компаний, которые планируют

расширение присутствия американских товаров на европейском рынке. Как отметил дирек-

тор по европейским операциям британской компании Henley Center, специализирующейся

на экономических прогнозах и консультациях, Эрик Салама (Eric Salama): "Американским

компаниям не следует скрывать тот факт, что они американские, а наоборот, по нашему

мнению, им стоит делать на это упор и постараться извлечь выгоду из своего американского

наследия" [21].

ЭТИКА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Независимо от того, кем собраны данные — собственным отделом маркетинговых исследо-

ваний либо международным агентством, специализирующимся на сборе информации, необ-

ходимо, чтобы все сведения были получены с соблюдением определенных этических стандар-

тов. Маркетологи и полевой персонал должны работать так, чтобы респонденты, высказывая

свою точку зрения, не испытывали никаких неудобств. Один из путей достичь этого заключа-

ется в обеспечении респондентов всей необходимой информацией о фирме, проводящей ис-

следование, и проекте, в исчерпывающих ответах на их вопросы и в точном определении обя-

занностей и ожиданий интервьюера и респондента в самом начале опроса. Более того, интер-

вьюер должен сразу уведомить респондента, что тот не обязан отвечать на вопросы, которые

хотел бы оставить без ответа, и что, почувствовав дискомфорт, он может прервать интервью в

любой момент. Исследователь и полевой персонал несут моральную ответственность и обязаны

уважать личную жизнь, чувства и достоинство респондента [22]. Кроме того, необходимо, что-

бы после беседы с интервьюером у респондента осталось позитивное и приятное впечатление.

Все это обеспечит благосклонное отношение и готовность респондентов к возможному сотруд-

ничеству в будущем.

Кроме того, исследователи и агентства, ведущие опросы на местах, несут ответственность

перед клиентами и обязаны точно следовать определенным процедурам отбора, подготовки,

контроля, проверки результатов опросов и оценки персонала. Они должны обеспечить целост-

ность процесса сбора данных. Все процедуры, связанные со сбором данных на местах, следует

подробно оформить документально, и эту документацию предоставить клиенту. Как подтвер-

ждает описанный ниже пример, правильные действия исследователей и агентств по сбору ин-

формации способствуют устранению множества морально-этических проблем, связанных с ра-

ботой на местах.

-™—-»———-^

ПРИМЕР. Компания Sophisticated Data Research — лидер по сбору информации

Информация, которая предоставляется при звонках по номерам "800-", при использова-

нии кредитных карточек или при покупке товаров в магазинах, часто применяется для со-

ставления списков покупателей и потенциальных клиентов. Такие списки крайне редко 1

продаются организациям, специализирующимся на телемаркетинге или на прямом марке-

! тинге. Общественное мнение по этому вопросу, однако, несколько иное: многие считают, i

512 Часть III. Сбор, подготовка и анализ данных

что маркетологи и исследователи в сфере маркетинга неправомерно используют собранную I

ими информацию. Такое неверное восприятие формирует негативное отношение к марке-

тинговым исследованиям.

Стараясь изменить такое положение, многие агентства, специализирующиеся на марке- i

тинговых исследованиях и сборе информации на местах, каждое интервью начинают с об- i

суждения этого вопроса. Так, при контакте с потенциальными респондентами компания I

Sophisticated Data Research (SDR), работающая в Атланте, знакомит их с информацией о своей \

фирме и о характере проводимого маркетингового исследования. Таким образом, респон-

денты убеждаются в том, что SDR действует в полном соответствии с этическими нормами. I

Некоторые фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, и агентства по сбору I

данных на местах сообщают потенциальным респондентам телефонные номера, по которым |

можно бесплатно получить дополнительную информацию либо проверить сведения, пре- I

доставленные интервьюерами. Подобные мероприятия повышают уровень информирован-

I ности населения и улучшают отношение респондентов к опросам, что позволяет компании |

f SDR собирать более достоверную и полную информацию для своих клиентов [23].

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ INTERNET И КОМПЬЮТЕРА

Независимо от выбранного метода опроса (по телефону, лично, по почте или и примене-

нием электронных средств), Internet играет очень важную роль на всех этапах полевых работ:

при отборе и подготовке персонала, при контроле над его работой, при проверке результатов

опроса и оценке персонала. Если говорить, скажем, о подборе кадров, то с помощью Internet

будущих интервьюеров можно искать, проводить с ними собеседование и нанимать. На-

пример, вы можете начать этот процесс с размещения объявлений о вакансиях для интер-

вьюеров на Web-странице своей компании, на электронных досках объявлений и на других

подходящих сайтах. Несомненно, это ограничит поиск сотрудников кругом людей, интере-

сующихся Internet, но, возможно, в современных условиях для маркетинговых исследований

нужны именно такие служащие.

Сеть Internet с ее мультимедийными возможностями может стать отличным вспомогатель-

ным инструментом для подготовки полевого персонала по всем аспектам ведения опросов. На-

пример, в ходе такой подготовки можно пользоваться индивидуальными тренинговыми про-

граммами, что значительно повышает результативность обучения. Электронная почта и защи-

щенные чаты повышают эффективность взаимосвязи между контролерами и интервьюерами.

Размещение на защищенном Web-сайте отчетов о ходе опроса и информации о качестве прове-

дения интервью и затратах, благодаря чему все заинтересованные стороны в любой момент по-

лучат к ней доступ, повысит контроль из центрального офиса.

Если респонденты имеют электронный адрес или доступ в Internet, очень упрощается про-

цедура проверки правильности результатов работы по сбору данных, особенно при телефонных

опросах. Таким респондентам можно разослать по электронной почте краткий проверочный

опрос или попросить их посетить Web-сайт, на котором такой опрос размещен. И наконец, с

помощью Internet на стадии подготовки информируют будущих полевых работников относи-

тельно оценочных критериев, а они, в свою очередь, пользуются этим средством связи для опе-

ративного предоставления информации об эффективности своей работы.

Для выбора респондентов, планирования работы интервьюеров, контроля и наблюдения

используются компьютеры. Сегодня существует целый ряд специальных программ, например

Ci3 Sistem, разработанная компанией Sawtooth Software, Inc. Компьютеризированные системы

Ci3 применяются для управления процессом опроса, что делает их незаменимым инструмен-

том при проведении маркетинговых исследований. Компьютерная техника используется также

для работы со списками почтовой рассылки. С ее помощью, например, такие списки можно

сортировать по индексам, географическим регионам либо по каким-либо другим, заранее оп-

ределенным характеристикам. Компьютеры также отслеживают электронным способом случаи,

когда при почтовом опросе не поступает ответа. Компьютерная техника позволяет составлять

Глава 13. Полевые работы 513

точные и своевременные отчеты, используемые в процессе наблюдения и контроля над работой

персонала на местах: отчеты о квотах, о распределении звонков (call disposition), о возникнове-

нии инцидентов, заключительные отчеты по данным о респондентах и отчеты об эффективно-

сти работы интервьюеров. Такая возможность автоматизации процесса отчетности повышает

действенность наблюдения и контроля и способствует повышению качества полученных дан-

ных в целом. Поскольку благодаря использованию компьютеров для составления сводных от-

четов требуется намного меньше времени, больше внимания можно уделить интерпретации

полученных данных и непосредственно наблюдению над процессом сбора информации.

Распределение звонков (call disposition)

В отчете о распределении звонков фиксируются результаты интервью, проведенных по

телефону.

В центре внимания Burke

Компания Burke делает все возможное, чтобы интервьюеры, работающие в рамках того

или иного проекта, имели необходимую подготовку и мотивы для хорошей работы, и чтобы

их работа должным образом контролировалась и оценивалась предельно точно. Все это по-

зволяет повысить эффективность и качество ее исследований. Как же компании удается

управлять этим сложным процессом?

Первый этап заключается в поиске хороших менеджеров. Для реализации программ по

подготовке менеджеров компания менеджеров нанимает самых лучших из своих интервьюе-

ров и людей с университетским образованием. Каждый служащий перед поступлением на

работу проходит 6—12-месячную подготовку (в зависимости от опыта и уровня образова-

ния), затем проходит 24 двух-трехчасовые тренировочные программы, после чего проводит-

ся тестирование полученных им знаний (его выполняет старший менеджер по сбору дан-

ных). Основное внимание уделяется стандартным процедурам сбора информации. Кроме

того, в рамках программы по подготовке менеджеров дополнительно изучаются следующие

дисциплины, а именно:

• обслуживание клиентов;

• методы управления выборорчным наблюдением;

• управление кадрами;

• управление взаимоотношениями (отношения между служащими, оценочные процеду-

ры, разрешение конфликтов и т.д.).

В компании Burke в департаменте по сбору информации постоянно работают специали-

сты по кадровым вопросам, в обязанности которых входит найм и подготовка как менедже-

ров, так и штата для работы на местах. Компания старается нанимать сотрудников из трех

основных групп населения: студентов колледжей; лиц, желающих иметь дополнительный

заработок; интервьюеров, нацеленных на карьеру в этой деятельности. Для привлечения та-

ких людей Burke использует разнообразные способы:

• реклама (в газетах и по радио);

• ярмарки вакансий, специализированные выставки, дни открытых дверей;

«подробные внутренние справочные программы;

• работа в студенческих общежитиях;

• использование временного штата.

В компании Burke разработаны и применяются четко определенные процедуры отбора и

подготовки работников по сбору данных на местах, На одном из этапов первичного про-

смотра претенденту предлагается простой тест на проверку грамотности и умения считать.

К сожалению, высокий процент кандидатов не в состоянии пройти этот тест или делают это

514 Часть III. Сбор, подготовка и анализ данных

с большим трудом. В подготовительном процессе компании уделяется большое внимание!

улучшению этих навыков. На начальной стадии занятий кандидатам предлагается принять j

участие в работе дискуссионной группы, и в ходе их общения за ними ведется наблюдение, |

оценивается их способность слушать других и логически и точно реагировать на услышан-

ное. После прохождения этих проверок принимается окончательное решение, которое осно-

вывается на следующем:

• практические занятия по набору телефонных номеров под тщательным наблюдением

контролера;

• прослушивание и оценка контролерами;

• тренинги и обсуждение успешных интервью в группе;

• способность читать и вызывать собеседника на диалог;

• явный профессионализм;

• навыки при выполнении стандартных процедур и основных рекомендаций.

Интервьюеры проходят курсы по следующим направлениям:

• как вести себя в случае отказа респондента отвечать на вопрос и как правильно прекра-

щать интервью;

• эффективность процесса опроса;

• речевой курс (правильное произношение и т.д.);

• машинопись;

• тренинг по работе с клиентом (проведение опроса в качестве представителя конкретной

организации).

Для обеспечения целостности процесса сбора данных в каждом проекте Burke постоянно

отслеживает качество и последовательность работы интервьюеров:

• ежедневное прослушивание и оценка каждого интервьюера по каждому проекту;

• стандартизация отчетности с использованием компьютерных систем управления;

• продолжительность интервью каждого интервьюера;

коэффициент прерывания интервью на одного интервьюера;

распределение звонков на одного интервьюера;

время работы в электронной компьютерной сети, подробный отчет с продолжением;

участие руководителей высшего звена в программах открытого мониторинга, в рамках

которых менеджеры произвольно выбирают интервьюера и слушают, как он работает.

РЕЗЮМЕ

В распоряжении маркетологов имеется две основные возможности для сбора данных — они

могут создать свой собственный коллектив либо заключить контракт с агентством, специали-

зирующимся на полевых работах. Полевой персонал должен состоять из здоровых, инициатив-

ных, коммуникабельных, приятных, образованных и опытных людей. Они должны пройти

подготовку по важнейшим аспектам полевых работ, включая то, как следует налаживать перво-

начальный контакт, как задавать вопросы, как стимулировать исчерпывающие ответы, как за-

писывать ответы и заканчивать интервью. Наблюдение над работой полевого персонала заклю-

чается в контроле качества и редактирования данных, в выборочном контроле, контроле для

выявления случаев мошенничества и контроле из центрального офиса. Проверка результатов

полевых работ выполняется повторным обзваниванием 10—25% респондентов, указанных ин-

тервьюером, и выяснения, действительно ли их опрашивали. Работа полевого персонала оце-

Глава 13. Полевые работы 515

нивается на основе их денежных и временных затрат, показателей доли ответивших от общего

количества намеченных респондентов, качества опроса и качества собранных данных.

Поскольку во многих странах нет местных агентств, специализирующихся на сборе данных,

если речь идет о международных маркетинговых исследованиях, отбор, подготовка, наблюде-

ние за работой персонала по сбору информации и его оценка приобретает даже большее значе-

ние. Морально-этический аспект работы по сбору данных на местах заключается в том, что оп-

рос должен вестись в дружественной и непринужденной манере, что позволит сформировать у




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.195 сек.