Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Развитие научных исследовательских программ и картин




Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Научная теория

Гипотеза.

Методология

Тема 1. Научный метод познания

Темы лекционных занятий

План лекционного курса

Стандартный курс КСЕ для дневного отделения рассчитан на 100-120 ч. полной нагрузки или 50-60 ч. аудиторной работы и 50-60 ч. СРС. Соотношение аудиторной и внеаудиторной работы при заочной форме обучения составляет в среднем 1/10, т.е. большая часть работы ложится на плечи слушателя. Именно этот факт и является основанием для тщательной организации индивидуального учебного пространства (см. ниже).

 

 

Свойства научного знания:

объективность, достоверность, точность, системность,

Эмпирическое и теоретическое познание

Методы научного познания:

наблюдение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез,

абстрагирование, моделирование, эксперимент.

Требования к научным гипотезам:

соответствие эмпирическим фактам, проверяемость (принципы

верификации и фальсификации),

Область применимости теории

Принцип соответствия

 

 

Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук), дифференциация наук, интеграция наук, гуманитарные науки.

Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической:

субъективность знания, нестрогий образный язык, интерес к

индивидуальным свойствам изучаемых предметов, сложность (или

невозможность) верификации и фальсификации.

Математика как язык естествознания.

Псевдонаука как имитация научной деятельности.

Отличительные признаки псевдонауки:

фрагментарность, некритический подход к исходным данным,

невосприимчивость к критике, отсутствие общих законов,

неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных

данных.

 

мира (история естествознания, тенденции развития)

 

Научная (исследовательская) программа.

Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира,

принцип причинности в первоначальной форме и его позднейшее

уточнение.

Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита:

всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов

в пустоте.

Фалес: проблема поиска первоначала, абстракция материи.

Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей.

Континуальная исследовательская программа Аристотеля:

материя- всё формируется из непрерывной бесконечно делимой

материи, не оставляющей места пустоте;

взаимодействие- одностороннее воздействие движущего на движимое;

первоначальная форма концепции близкодействия (передача

воздействия только через посредников, при непосредственном

контакте).

Учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразии форм движения.

Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ.

Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук.

Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:

о материи, о движении, о взаимодействии, о пространстве и времени, о

причинности, закономерности и случайности, о космологии (общем

устройстве и происхождении мира).

Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.