Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо магистранту учесть следующее




Общие методические указания магистрантам по изучению дисциплины

Тема 6. Преступления, посягающие на интересы правосудия как дополнительный объект уголовно-правовой охраны

Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ). Потерпевшие от преступления. Объективная сторона, понятие уклонения, критерии злостности, момент окончания преступления. Субъективные признаки. Соотношение с преступлением, предусмотренным ст. 315 УК РФ.

Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ). Объективная сторона преступления, понятие и формы уклонения, критерии злостности, момент окончания преступления. Субъективные признаки. Соотношение с преступлением, предусмотренным ст. 315 УК РФ.

Изучение дисциплины «Актуальные проблемы преступлений против правосудия» осуществляется в процессе лекций, семинарских (практических) занятий, а также самостоятельной работы магистрантов.

При изучении дисциплины магистрантами особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение нормативного материала, учебной и научной литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовку материалов и докладов к семинарам, написание рефератов; решение задач и выполнение индивидуальных заданий; отработку тем пропущенных семинарских занятий; подготовку ответов на вопросы для экзамена (зачета).

Важная роль при изучении курса принадлежит семинарским (практическим) занятиям. В процессе их проведения организуется систематическая самостоятельная работа студентов, закрепляется материал, который дается студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях магистранты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройденного материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки. Семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу экзамена или зачета магистрантами.

Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.

Для подготовки теоретических вопросов магистранту вначале следует обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы, в частности Уголовного кодекса РФ, других законов и нормативных актов, и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, например, в СПС «КонсультантПлюс: версия Проф». Использование справочных правовых систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Необходимо следить за тем, чтобы при подготовке к семинарским (практическим) занятиям и при работе во время их проведения использовалась действующая редакция уголовного закона с учетом произошедших в уголовно-правовых нормах изменениях. Аналогичное требование предъявляется и к использованию других официальных материалов.

При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, после этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. При этом магистрант должен понимать, что приведенным в плане перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Магистрант может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция», «Российский следователь», «Российский судья» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронными коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:

- составление плана изученного источника;

- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;

- формулирование тезисов (самостоятельного обобщенного и сжатого изложения основных положений изученного источника);

- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы);

- написание конспекта, отражающего основные положения работы и собственные выводы магистранта.

При подготовке к семинарскому занятию магистрант должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует четко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.

На семинарских занятиях может быть использована система докладов. Тема доклада определяется по согласованию с преподавателем. Магистрант самостоятельно решается вопрос о структуре доклада. В докладе необходимо отразить законодательную, теоретические и практические позиции по вопросу. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в планах к семинарским и практическим занятиям, а также к материалам правоприменительной практики. Если в процессе подготовки доклада у магистранта возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре. Они могут дополнять докладчика, задавать ему вопросы, оценивать выступление. На семинаре могут быть использованы формы: «докладчик» – содокладчик», «докладчик – рецензент – оппонент». Оптимальное время выступлений содокладчика, рецензента и оппонента – до 10 минут.

Особое внимание при подготовке к семинарским (практическим) занятиям должно быть уделено решению задач. Решение задач должно отвечать следующим требованиям:

1. Прежде чем начать решать задачу, необходимо изучить рекомендованный нормативный материал, учебную и монографическую литературу, имеющиеся рекомендации правоприменительных органов.

2. Просмотрев все главы УК РФ, под составы которых примерно подпадают признаки описанного в казусе деяния, необходимо по учебной литературе уточнить признаки этих составов преступлений и более конкретно определиться со статьей УК РФ, подлежащей применению.

3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. Доказательства соответствия признаков объективной стороны совершенного деяния признакам объективной стороны состава преступления начинается с уяснения возможных форм деяния, заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного деяния в казусе. Если диспозиция статьи УК бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрывается содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.

Исходя из конструкции состава преступления, студенты должны показать, какой это состав – формальный или материальный, и в соответствии с этим определить, окончено ли данное преступление.

Для доказательства соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при анализе совершенного субъектом деяния, описанного в казусе. Нельзя игнорировать и факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – мотив и цель.

Что касается субъекта преступления, то при решении задач, если не указано иное, презюмируется, что субъекты, упоминаемые в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков, если вменяемый состав преступления характеризуется специальным субъектом.

После уяснения всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния вырисовываются общественные отношения, на которые посягал субъект преступления, т.е. непосредственный объект преступления.

При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.

Наиболее простой формой самостоятельной научно-исследовательской работы магистранта выступает реферат. Тема реферата определяется студентом по согласованию с преподавателем. Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики. Объем реферата колеблется от 10 до 15 страниц. Оформляется реферат на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы реферата должны быть пронумерованы. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г.

В соответствии с учебным планом формами итогового контроля по изучению данной дисциплины является зачет. Зачет проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке к зачету. Кроме того, магистранту предлагается для решения задача.

В период подготовки к зачету по курсу «Актуальные проблемы преступлений против правосудия» магистрант должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться программой по курсу, определяющей объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.

На зачете студент должен содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Знание законодательства с учетом последних изменений является основой успешной сдачи зачета.

Таким образом, можно выделить следующие основные критерии оценки ответа на зачете:

1. знание действующего уголовного законодательства в части ответственности за преступления против правосудия;

2. правильное понимание, толкование и применение уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления против правосудия;

3. знание проблем теории уголовного права в части ответственности за преступления против правосудия;

4. раскрытие различных научных подходов к решению этих проблем, выработка собственной позиции по проблеме.

Магистрант должен знать, что при выставлении итоговой оценки на экзамене с целью ее объективности учитываются следующие факторы:

- его работа во время семинарских и практических занятий;

- результаты контрольных заданий;

- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;

- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.