Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строгая и нестрогая аналогии




Умозаключением по аналогии

Сравнительно-исторический метод

Сопоставление или сравнение – один из базовых психических механизмов восприятия мира. Сопоставить или сравнить – значит поставить объекты рядом и посмотреть равны (одинаковы) они по каким-то признакам или нет. Без сравнения не обходится ни одно научное исследование. Многие исторические явления тождественны или сходны внутренней сутью и отличаются лишь пространственной или временной вариацией форм. С другой стороны, одни и те же или сходные формы могут выражать разное содержание. Некоторые исторические явления могут быть принципиально различны между собой, как по форме, так и по содержанию. С целью определить, в чем именно состоит это различие, также проводится историко-сравнительное исследование процессе сравнения открывается возможность для объяснения рассматриваемых фактов, раскрытия сущности изучаемых явлений. Логической основой сравнения является аналогия. Слово “аналогия” греческого происхождения. Его смысл может быть истолкован как соответствие или пересечение смыслов или понятий.

Исторические аналогии чаще всего означают то, что понимание одного интересующего историка события или явления, достигается с помощью изучения других похожих на интересующее историка событий или явлений. Если же поиск сходства и различий между разными историческими явлениями становится не средством, а целью исследования, то это означает, что предметом исследования должны стать не эти явления сами по себе, а закономерности, которые обусловили их сходства и различия.

Умозаключением по аналогии называется рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве в других признаках.

Сравниваемыми объектами могут быть как отдельные предметы, так и системы предметов. Переносимым признаком может быть наличие или отсутствие свойства или отношения.

Схема умозаключения по аналогии:

Ø Объект А имеет признаки а, b, с, d. Объект В имеет признаки а, b, c.

Ø Следовательно, объект В имеет признак d.

Систематизировано представлять факты при сравнительно-историческом анализе удобно, воспользовавшись в качестве шаблона Таблицей 1.


Таблица 1.

Сравниваемые признаки 1-й сопоставляемый объект 2-й сопоставляемый объект
Название общего признака (основания сравнения), одинаково проявившегося у сопоставляемых объектов Описание проявление общего признака a (одинаковых свойств)
Описание проявление общего признака b (одинаковых свойств)
Описание проявление общего признака c (одинаковых свойств)
Название общего признака, по-разному проявившегося у сопоставляемых объектов. Проверка фактического наличия свойств производится их мысленным переносом с одного сопоставляемого объекта на другой. Свойство d Результаты поиска свойства d у 2-го сопоставляемого объекта
Результаты поиска свойства e у 1-го сопоставляемого объекта Свойство e

Научная аналогия бывает двух видов: строгая и нестрогая.

При строгой научной аналогии учитываются следующие требования: 1) общие признаки а, b, с должны быть в точности одинаковыми у сравниваемых предметов; 2) связь признаков а, b, с с признаком d не должна зависеть от специфики сравниваемых предметов. Первое требование легко выполнимо в естественных науках, поскольку физические признаки (масса, объём, химический состав и т.д.) могут в точности совпадать. В исторической науке строгую аналогию с точным совпадением признаков можно применять только в некоторых источниковедческих исследованиях, в которых исторический источник рассматривается не с точки зрения хода событий прошлого, а как объект приложения методов химии, физики или лингвистики (в сравнительном лингвистическом анализе текстов возможно точное совпадение слов и фраз). Второе требование в историческом познании практически не выполнимы, так как специфика и индивидуальная неповторимость исторических событий играет главную роль в создании образа исторического прошлого. Чаще всего историк применяет нестрогую аналогию, в которой не выполняются два вышеуказанных требования строгости.

Нестрогая аналогия представляет собой рассуждение по вышеуказанной схеме умозаключения по аналогии. Эту схему можно, дополнить «методологией здравого смысла», позволяющей уменьшить нестрогость аналогии, сделать её более убедительной и менее субъективной: 1) нужно обнаружить как можно большее число общих признаков у сравниваемых предметов; 2) общие признаки должны быть существенными для сопоставляемых предметов; 3) общие признаки должны быть по возможности отличительными для этих предметов, то есть должны принадлежать только сравниваемым предметам или, по крайней мере, сравниваемым и лишь некоторым другим предметам; 4) названные признаки должны быть как можно более разнородными, то есть характеризовать сравниваемые предметы с разных сторон; 5) общие признаки должны быть тесно связаны с переносимым признаком[16]. Выполнение перечисленных требований повышает степень правдоподобия заключения. Такой углубленный и обширный анализ признаков связан с применением метода типологизации (подробнее см. Главу 7.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.