Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская система Аристотеля





Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель А. Македонского. К наиболее известным трудам Аристотеля относятся: “Органон”, “Физика”, “Механика”, “Метафизика”, “О душе”, “История животных”, “Никомахова этика”, “Риторика”, “Политика”, “Афинская полития”, “Поэтика”.
Историческое значение философии Аристотеля:

· внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о “чистых идеях”;

· дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

· выделил 10 философских категорий;

· дал определение бытия через категории;

· определил сущность материи;

· выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

· внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему; обосновал систему силлогизмов – вывода из из двух и более посылок заключения).

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на мир вещей и мир идей. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал “мир идей” от реального мира и рассматривал “чистые идеи” вне всякой связи с окружающей действительностью.
Аристотель иначе, чем Платон, трактует соотношение общего и единичного. У Платона идея заключает в себе сущность и выражает общее, вещь представляет собой явление.
По Аристотелю, единичное бытие, вещь, есть сочетание материи и формы (эйдоса). Для него материя - первичный, исходный материал, возможность, потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Придает материи актуальное состояние форма. Форма - это активный жизненный принцип, деятельное начало. Материя - это возможность бытия, некоторый субстрат, пассивное начало. Материя без формы лишена жизни. Форма - это сущность, принцип каждой вещи, а не только внешний вид. Понятие формы у Аристотеля заменяет платоновскую идею. Но у Платона идея (сущность) существует независимо от единичной вещи. По Аристотелю, сущность не может существовать раздельно с тем, сущностью чего она является. Сущность находится в самом предмете. Сущность - это единичное, самостоятельное бытие. Итак, всякая вещь есть единство материи и формы.
Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Поскольку бытие не есть “чистые идеи” и их материальное отражение, возникает вопрос: что такое бытие? Аристотель пытается ответить на этот вопрос через высказывания о бытии, через категории - высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие:

· сущность;

· количество;

· качеств;

· отношение;

· место;

· время;

· положение;

· состояние;

· действие;

· страдание.

Аристотель первым из античных философов стал различать философское знание от конкретно-научного. Он выделил первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предмет которой - природа.
Предмет первой философии - “метафизика”, не природа, а то, что существует сверх нее - сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия в понимании Аристотеля и есть философия в собственном смысле слова, а физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.
В центре первой философии - проблемы бытия. Аристотель разработал учение
о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего: формальная, материальная, движущая, целевая. Завершает эту концепцию учение об абсолютном Уме, перводвигателе.
Душа, по Аристотелю, имеет три уровня: растительная душа, животная душа, разумная душа.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека: человек является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от животных наличием мышления и разума.
Проблема государства: выделяет 6 типов государства. Подобно Платону Аристотель разделяет “дурные” формы государства (тирания, крайняя олигархия, и охлократия (власть толпы, крайняя демократия) и “хорошие” (монархия, аристократия и полития) Наилучшая - полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство “среднего класса”.

 

11) философия эллинистического и римского периодов: общая характеристика основные школы проблемаимка

Эллинистический период ((4-2 вв. до н.э.). - период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с сократиками А. Македонского и их потомками.
Особенности философии этого периода:

  • кризис античных моральных и философских ценностей;
  • снижение страха перед богами и иными сверхестественными силами, уважения к ним;
  • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
  • поиск физической и духовной опоры в само себе;
  • стремление к отрешению от действительности;
  • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Особенности философии этого периода:

  • кризис античных моральных и философских ценностей;
  • снижение страха перед богами и иными сверхестественными силами, уважения к ним;
  • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
  • поиск физической и духовной опоры в само себе;
  • стремление к отрешению от действительности;
  • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

признание высшим благом счасья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Римский период (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.). Наиболее известные философы этого периода - Марк Аврелий, Сенека, Тит Лукреций Кар, поздние стоики, ранние христиане.
Особенности:

взаимовлияние д/г и древнеримской философии, слияние их в античную;

  • близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам был императором);
  • небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
  • повышенное внимание к человеку, государству, обществу;
  • расцвет эстетики;
  • расцвет стоической философии;
  • преобладание идеализма над материализмом;
  • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
  • рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
  • постепенно слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Античное общество переживало кризис. Философию характеризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие закономерностей, а скепсис, эклектика и мистика. Если Платоновская академия и Аристотелевский ликей пошли по пути угасания и вырождения, то приятным исключением была школа Эпикура (342-271 до н. э.).

Согласно Эпикуру, цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку обрести счастье. Поэтому «пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости». Чтобы обрести счастье, человек должен познать законы Природы. Подлинное наслаждение может дать только знание. Знание обеспечивает свободу.

Философия Эпикура включает учение о природе (физика), о нравственности (этика), о познании (каноника). Отвечая на вопросы, что есть мир и как его можно познать, мыслитель ориентирует человека на нравственное отношение к миру.
Философия учит благоразумию, а благоразумие является основанием всех добродетелей и счастья. Думающий о счастье не уклоняется ни от жизни, ни от смерти. Жизнь ему не мешает, а смерть не представляется злом.

Помня о мере, человек стремится к удовольствию и избегает того, что производит в душе смятение.
Эпикур разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм, который проявляется в обществе как фатальная неизбежность. Допуская случайность, Эпикур как бы открывает первую страницу в прочтении проблемы свободы и необходимости применительно к развитию общества.
В учении о душе Эпикур — материалист. Для него летальность тела одновременно обозначает и летальность души. Посему страх перед смертью не обоснован: «Пока мы живы — смерти нет, когда она придет — нас уже нет».

В области религии Эпикур — атеист. По его мнению, «природа не нуждается в сверхъестественных силах». Она имеет свое основание в себе, и все в ней совершается в силу естественной закономерности. Источник религии — страх смерти и незнание законов природы.
В сфере познания Эпикур — один из основателей сенсуализма. Он полагает, что в основе познания лежат наши ощущения как предпосылки понятий (сгустков нашего чувственного опыта).
В этике Эпикур ориентирован на достижение высшего блага. Последнее обеспечивает спокойствие души (атараксию) и счастье (эвдемонию). Источником страданий является отсутствие знания. Снятие неопределенности обеспечивает спокойствие и счастье.

В области социальных отношений Эпикур предвосхищает теорию общественного договора, полагая, что справедливость между людьми должна носить договорной характер.

Достоинства философии Эпикура не подлежат сомнению, и тем не менее эта философия лишена перспективы. Она без остатка «растворяется» в концепции космоцентризма, культивируя природную сущность человека, ориентированного исключительно на рациональное основание мира. И в этом смысле философия Эпикуpa уступает философии Платона, Аристотеля, где уже намечается поиск выхода за рамки концепции космоцентризма.

В конце IV в. до н. э. оформляется стоицизм. Основатель этого направления Зенон из Кития (336-264 до н. э.). В трактате «О человеческой природе» он формулирует основной тезис стоицизма «жить согласно с природой и это то же самое, что жить согласно с добродетелью», ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь.
Философия стоицизма носит системный характер. Она включает логику, этику и физику. Логика — это органон, инструмент познания; этика — философия человека, а физика — философия природы.
В онтологии стоики допускают дуализм материального и духовного. В гносеологии стоики ориентируются на чувственное познание. Общее познается через единичное и закрепляется в категориях количества и качества, отношения и сущности.

Отправной точкой отсчета этики является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Человек не может активно влиять на окружающий его мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и терпение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдержанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.
Наряду со стоицизмом оформляется скептицизм. Основатели этой школы Пиррон из Элиды (360-270 до н. э.), а также Тимон (320-230 до н. э.). Исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания.

Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ничего не знаем, посему должны воздерживаться от каких-либо суждений по этому поводу. И только тогда мы сможем обрести устойчивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире.
В эллинистический период получили развитие идеи представителей киренской школы (одна из сократических школ).

Киренаики выступали против изучения природы;

высшим благом считали наслаждение;

цель жизни - наслаждение;

счастье - совокупность наслаждения;

богатство понимали как средство для достижения наслаждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.