КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философская система Аристотеля
· внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о “чистых идеях”; · дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; · выделил 10 философских категорий; · дал определение бытия через категории; · определил сущность материи; · выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии; · внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему; обосновал систему силлогизмов – вывода из из двух и более посылок заключения). Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на мир вещей и мир идей. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал “мир идей” от реального мира и рассматривал “чистые идеи” вне всякой связи с окружающей действительностью. · сущность; · количество; · качеств; · отношение; · место; · время; · положение; · состояние; · действие; · страдание. Аристотель первым из античных философов стал различать философское знание от конкретно-научного. Он выделил первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предмет которой - природа.
11) философия эллинистического и римского периодов: общая характеристика основные школы проблемаимка Эллинистический период ((4-2 вв. до н.э.). - период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с сократиками А. Македонского и их потомками.
признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
признание высшим благом счасья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). Римский период (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.). Наиболее известные философы этого периода - Марк Аврелий, Сенека, Тит Лукреций Кар, поздние стоики, ранние христиане. взаимовлияние д/г и древнеримской философии, слияние их в античную;
Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Античное общество переживало кризис. Философию характеризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие закономерностей, а скепсис, эклектика и мистика. Если Платоновская академия и Аристотелевский ликей пошли по пути угасания и вырождения, то приятным исключением была школа Эпикура (342-271 до н. э.). Согласно Эпикуру, цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку обрести счастье. Поэтому «пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости». Чтобы обрести счастье, человек должен познать законы Природы. Подлинное наслаждение может дать только знание. Знание обеспечивает свободу. Философия Эпикура включает учение о природе (физика), о нравственности (этика), о познании (каноника). Отвечая на вопросы, что есть мир и как его можно познать, мыслитель ориентирует человека на нравственное отношение к миру. Помня о мере, человек стремится к удовольствию и избегает того, что производит в душе смятение. В области религии Эпикур — атеист. По его мнению, «природа не нуждается в сверхъестественных силах». Она имеет свое основание в себе, и все в ней совершается в силу естественной закономерности. Источник религии — страх смерти и незнание законов природы. В области социальных отношений Эпикур предвосхищает теорию общественного договора, полагая, что справедливость между людьми должна носить договорной характер. Достоинства философии Эпикура не подлежат сомнению, и тем не менее эта философия лишена перспективы. Она без остатка «растворяется» в концепции космоцентризма, культивируя природную сущность человека, ориентированного исключительно на рациональное основание мира. И в этом смысле философия Эпикуpa уступает философии Платона, Аристотеля, где уже намечается поиск выхода за рамки концепции космоцентризма. В конце IV в. до н. э. оформляется стоицизм. Основатель этого направления Зенон из Кития (336-264 до н. э.). В трактате «О человеческой природе» он формулирует основной тезис стоицизма «жить согласно с природой и это то же самое, что жить согласно с добродетелью», ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь. Отправной точкой отсчета этики является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Человек не может активно влиять на окружающий его мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и терпение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдержанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья. Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ничего не знаем, посему должны воздерживаться от каких-либо суждений по этому поводу. И только тогда мы сможем обрести устойчивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире. Киренаики выступали против изучения природы; высшим благом считали наслаждение; цель жизни - наслаждение; счастье - совокупность наслаждения; богатство понимали как средство для достижения наслаждения.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |