Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение речевого этикета




Этический аспект культуры речи.

Основой этики речевого общения является соблюдение определенных условий успешного общения. К данным условиям можно отнести доброжелательное отношение к адресату, искреннее выражение своего мнения, сочувственное внимание, постоянную демонстрацию заинтересованности темой разговора, настроение на мир собеседника, то есть выражение собственных мыслей в ясной форме и с учетом мира знаний адресата.

Для диалогов и полилогов праздноречивых сфер общения, которые имеют интеллектуальный, «игровой» или так называемый эмоциональный характер, особо важным становится выбор не только темы, но и тональности разговора. Не менее значимую роль играют и сигналы внимания, правильной интерпретации услышанного, участия и сочувствия. При этом к таковым сигналам относятся как регулятивные реплики, так и паралингвистические средства, к примеру, жесты, мимика, взгляды, улыбка и даже поза, принятая во время разговора.

Исходя из вышесказанного, речевая этика – это совокупность правил должного речевого поведения, которые основаны на национально-культурных традициях речи, морали и других факторах такого рода. Для воплощения этических норм существуют специальные этикетные формулировки речи, а для выражения – высказывания с целым рядом разноуровневых средств (причем как полнознаменательных словоформ, так и неполнознаменательных частей речи).

Основным этическим принципом речевого общения является соблюдение паритетности, которое находит свое выражение уже в приветствии и присутствует на протяжении всего разговора.

 

Соблюдение норм речевого этикета - необходимое условие ведения любого делового разговора. Приветствие - основа речевого этикета.

Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, цивилизованному бизнесмену не следует дожидаться, пока с ним поздоровается младший по возрасту или занимаемому положению партнер. Надо приветствовать своего собеседника первым.

Мужчина должен рассматривать как знак особого уважения, если женщина первой приветствовала его. Приветствуя женщину на улице, мужчина снимает шляпу и перчатку. Когда он приветствует кого-либо на расстоянии, то делает легкий поклон и прикасается рукой к шляпе или слегка ее приподнимает. На иные головные уборы - зимнюю шапку, лыжную шапочку, кепку или берет - это правило не распространяется. Во всех случаях для женщин это необязательно. Если женщина все-таки снимает перчатку - это знак особого уважения.

По отношению к женщинам и мужчинам пожилого возраста это должно быть нормой. В любом случае в момент приветствия во рту не должно быть сигареты, нельзя держать руку в кармане. Женщины слегка наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой, они могут не вынимать руки из карманов пальто, жакета.

Обмениваться рукопожатиями при встрече мужчинам рекомендуется всегда, женщинам - по обоюдному согласию.

Пожимая руку, мужчины обычно произносят краткое приветствие «Мое почтение...», «Рад встретиться с вами...», «Добрый день». Приветствуя мужчину, по правилам вежливости следует спросить: «Как здоровье супруги?», «Как дела у ваших детей?», «Как поживает ваша мама?» и т.п.

Существуют вполне определенные правила речевого этикета, которые касаются обращения к собеседнику. Обращение «вы» свидетельствует о культуре того, кто обращается, подчеркиваетуважение к партнеру или коллеге.

К деловым партнерам, которые хорошо знакомы, а также к своим коллегам предпочтительно обращаться по имени отчеству или по фамилии с добавлением слов «господин».

Во время ведения делового разговора важно учитывать расстояние между собеседниками и объем пространства общения. Существует следующий неписаный закон: расстояние до одного метра считается интимным.

Расстояние от одного до двух с половиной метров считается официальным.

Расстояние от трех метров и более - расстояние безразличия. Этой дистанцией умело пользуются начальники, которые собираются сделать выговор своим подчиненным.

Представление - важный элемент вежливости деловой жизни. Этикетом предусмотрены определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным, и ими не следует пренебрегать.

Принято представлять младшего по возрасту старшему, холостого - женатому, низшего по иерархии - высшему, мужчину - женщине, более молодую женщину - старой и т.д.

Момент представления имеет важное значение. Следует избегать вольностей, лучше употреблять простые фразы типа: «Это Иван, мой коллега», «Представляю вам Анну» и т.п.

Когда мужчину представляют женщине, он встает и слегка кланяется, сидящая женщина в таких случаях не встает. Представляя ближайшего родственника, говорят: «Мой отец», «Мой брат Петр», опуская фамилию. Только что прибывшие на встречу или прием не представляются лицами, которые уже покидают его.

Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует просто подать руку и четко назвать себя.

Служебная субординация должна соблюдаться в деловых разговорах руководителя с подчиненными. Всем участникам таких разговоров необходимо соблюдать вежливость. Так, в случае, когда нужно поручить подчиненному что-либо сделать, суть распоряжения лучше всего изложить в форме не приказа, а просьба.

Распоряжение, высказанное в форме просьбы, сближает людей, способствуя более уважительному отношению друг к другу.

Разговаривая с подчиненным необходимо быть предельно внимательным к нему и не отвлекаться от обсуждения вопроса на посторонние дела. Следует до минимума свести телефонные звонки, особенно неожиданные, или диалог с третьим лицом, вторгшимся во время встречи. Особенно это относится к телефонным разговорам неслужебного характера.

Всегда необходимо серьезное, внимательное отношение к содержанию того, что говорить подчиненный. Важно не торопиться с суждениями по поводу того или иного предложения,высказанного подчиненным. В любом предложении может быть, то чего нельзя сразу понять.

Каждому старшему по должности часто приходится давать оценки труда подчиненных. Эти оценки являются важным методом стимулирования как отдельного руководителя, так и всегоколлектива. Ведь оценки со стороны руководителя, если они правильны, не произвольны, способствуют формированию общественного мнения коллектива, помогают создать в немнадлежащий морально-психологический климат.

Очень важным является соотношение положительных и отрицательных оценок, характер их выражения, обстановка, в которой эти оценки доводятся до сведения работников.

Опытный руководитель, будучи вынужден дать отрицательную оценку действию подчиненного, характеризует факт, действие или бездействие и избегает общих оценок работника как такового. Это, конечно, не значит, что подобные оценки неправомерны и не нужны.

Важно, чтобы сотрудник усмотрел в форме выражения отрицательной оценки заботы об интересах дела, а не стремление унизить его, поставить «на место», показать ему властьруководителя.

Речевой служебный этикет требует, чтобы ко всем членам коллектива применялись одинаковые мерки при оценке их работы.

Особенно щепетильным следует быть с подчиненными во внеслужебных отношениях. Личные просьбы руководителя к подчиненному, если они с готовностью выполняются, нередкопорождают между этими лицами двусмысленные отношения, при которых оказавший мелкую услугу ожидает от начальника, что тот перестанет замечать его мелкие, а то и не мелкие нарушения.

Положительные оценки деятельности подчиненных, выраженные в самых разных формах, - одно из наиболее важных средств морального стимулирования труда. Даже простое «спасибо» или «благодарю», сказанное руководителем, и притом не обязательно в присутствии других людей, а с «глазу на глаз» подчиненному, - уже есть та положительная оценка, которая становится важным моральным стимулом труда для работника. Важно при этом знать, что поощрение в любой форме не должно откладываться в «долгий ящик», а следовать непосредственно за тем, что явилось поводом для него.

Внимательный к сотрудникам руководитель не забудет поздравить их с наступающим праздником. Он знает памятные для сотрудников даты, особенно годовщины трудовой деятельности, и понимает, что даже небольшой знак внимания к человеку способствует созданию атмосферы взаимного уважения и доверия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.