Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество великих мастеров эпохи Возраждения




ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (Giotto di Bondone) (ок. 1266 или 1276–1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно. Первое упоминание о Джотто относится к 1298; оно содержится в документе о полученной им оплате за мозаику Навичелла в старом соборе св. Петра в Риме; при перенесении из собора она, к сожалению, утратила свой первоначальный облик. Самые ранние из сохранившихся работ художника – сцены из жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300–1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными произведениями мастера. Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе (1304–1306). Капелла перекрыта коробовым сводом; на торцовой стене помещено изображение Страшного суда, а на боковых – сцены из жизни Христа и Богоматери, расположенные в три регистра. Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировака объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы св. Магдалины в нижней церкви св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, открытых в 20 в. под слоем штукатурки, представлены сцены из жития св. Франциска, композиции которых с небольшими изменениями заимствованы из фресок в Ассизи, а также эпизоды из житий Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился только один – Мадонна во славе (ок. 1310, Уффици).Джотто был человеком светским и практичным. У него было шестеро детей. В последние годы жизни Джотто достиг вершины славы; в 1330 король неаполитанский Роберт пожаловал ему титул придворного, а в 1334 он был назначен главным архитектором Флорентийского собора. В этом же году был заложен фундамент кампанилы, которую обычно называют кампанилой Джотто, хотя, насколько нам известно, рисунки мастера сыграли крайне незначительную роль в сооружении этой постройки. Умер Джотто во Флоренции 8 января 1337.

БОТТИЧЕЛЛИ, САНДРО (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510) – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро.С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469). Его ранние работы близки к картинам учителя, чье творчество наполнено нежными, лиричными образами. Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468).В 1470 Боттичелли открывает собственную мастерскую, которая по мере роста популярности художника расширялась, в нее поступают ученики, в 1472 он вступает в гильдию св. Луки. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках.В своем творчестве Боттичелли часто обращается к религиозной живописи, например, Мадонна Евхаристии (1472, Бостон, Музей Гарднер). Согласно символике этого произведения, виноград и колосья пшеницы, которые держит ангел, указывают на таинство причастия, а колос, который берет Мадонна, – горестное принятие будущих мучений Христа. Две небольшие картины Возвращение Юдифи из лагеря Олоферна и Нахождение тела Олоферна (обе 1472–1473, Флоренция, галерея Уффици) написаны им по сюжетам из Ветхого Завета.

ДОНАТЕЛЛО (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло (уменьшительное имя), родился в 1386 во Флоренции, был сыном ремесленника, чесальщика шерсти. Неизвестно у кого он учился, но, вероятно, он начал трудиться в мастерских, ведущих работы над украшением Собора Санта Мария дель Фьоре. Тогда он сблизился с Филиппо Брунеллески (1377–1446), с которым его связывала дальнейшая близкая дружба. В 1404–1407 Донателло работал помощником в мастерской Лоренцо Гиберти (1378–1455), принимая участие в выполнении северных дверей баптистерия Собора. Созданная Донателло Мраморная скульптура Давида (1408–1409, Национальный музей, Флоренция) показывает юношу в момент победы над Голиафом. Хотя в трактовке образа автор опирается на античные традиции, но еще прослеживается довольно сильное влияние средневекового готического искусства. В 1416 статуя была куплена синьорией, в 18 в. оказалась в Уффици, а в конце 19 в. – в Национальном музее. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки, гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле, исполненную для одной из наружных ниш церкви. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Он использовал т.н. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. Хиазм – это постановка тела, при которой вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.Евангелист Иоанн, покровитель цеха шерстяников – одна из скульптур Донателло, созданная им для украшения фасада Собора Санта Мария дель Фьоре (1412–1415, Музей собора, Флоренция). Если в эпоху средневековья скульптуры представляли собой бестелесные образы, то Донателло делает их реалистичными, земными. Сидящий апостол – это крепкий, мощный старик, с могучими руками. В скульптуре Св. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя, идеал сильной личности. Юноша в рыцарском вооружении стоит в твердой, спокойной позе, опирается на узкий, высокий щит с изображением креста. В его напряженном взгляде чувствуется готовность к сражению, выражение мужественной энергии. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора.В последующее десятилетие Донателло работает над статуями пророков (1415–1436) для Кампанилы (колокольни) Собора Санта Мария дель Фьоре, которые были установлены в ее нишах (См. также ДЖОТТО БАШНЯ). Пророк Иеремия (1427–1426, Музей собора, Флоренция), пророк Аввакум (1427–1435, Музей собора, Флоренция) поражают неповторимостью образа, силой драматизма, монументальным величием и экспрессией. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Надгробие делится на три яруса. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Такой тип надгробия, появившийся в 13 в., получил широкое распространение в 15 в.В выполненном из терракоты и раскрашенном бюсте Никколо да Удзано (ок. 1432) Донателло создает первый скульптурный портрет эпохи Ренессанса. Обращаясь к римским портретным скульптурам, автор изобразил своего героя, банкира и видного политического деятеля Флоренции, в античных одеждах как римского гражданина.В 1431–1432 Донателло вместе с Брунеллески едут в Рим. Там они знакомятся с античным искусством, занимаются обмерами и раскопками. Эта поездка оказала сильнейшее влияние на дальнейшее творчество Донателло.

Леонардо да Винчи - сын флорентийского нотариуса и крестьянки. Родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи, в провинции Тоскана в Италии. Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным произведение - «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция). С 1481 до 1499 год состоял на службе герцога Лодовико Моро, занимался вопросами гидротехники, организацией придворных фейерий. В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись «Тайная вечеря» (1495-1497.). Из-за особенностей примененной им техники - масло с темперой - это произведение считают вершиной европейского искусства, сохранилось в сильно поврежденном виде. До 1506 года Леонардо да Винчи работал во Флоренции. В портрете Монны Лизы («Джоконда», около 1503) воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния. Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1500-1507), «Иоан Креститель» (1513-1517) и другие. В 1516 году по приглашению Франциска I уехал во Францию, где скончался. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей Леонардо да Винчи содержат его мысли по различным вопросам искусства, науки и техники. Из этих записей был составлен позже «Трактат о живописи», в котором изложены сведения о пропорциях. Леонардо да Винчи является ярчайшим представителем нового, основанного на эксперименте, естествознания. Он изучал не только существующие в его время машины, но и обращался к механике древних. Как ученый-практик Леонардо да Винчи обогатил почти все отрасли знаний глубокими наблюдениями и проницательными догадками. Проверяя свои предположения и расчеты опытом, Леонардо впервые в области механики сделал попытки определить экспериментальным путем коэффициенты трения и скольжения, исследовать явление удара, сопротивление различных материалов, падение тел и траекторию горизонтально брошенного тела. Он является первым ученым, сформулировавшим закон сложения сил, выполнившим оригинальные исследования центров тяжести полукруга и тетраэдра.Леонардо да Винчи разработал проекты печатных и шлифовальных станков, деревообрабатывающих, ткацких машин и машин для ворсования тканей. Сконструированная им механическая прялка намного превосходила своей производительностью все, применявшиеся в то время. Много труда положил Леонардо на разработку конструкций водяных двигателей. Работа в гидротехнической области позволила ему правильно описать равновесие в сообщающихся сосудах. Занятия гидротехникой и гидродинамикой, изучение законов движения воды, дали ему ключ к пониманию основных законов движения в воздухе. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов. Он точно рассчитал размеры парашюта, необходимые для поддержки человека в воздухе. Леонардо пришел к идее геликоптера (вертолета), движение которого в воздухе основано на применении винта. Но документальных данных о том, пытался ли он строить спроектированные летательные аппараты и испытывать их, нет. В астрономии наиболее значительными являются передовые космологические идеи Леонардо да Винчи: принцип физической однородности Вселенной, отрицание центрального положения Земли в космосе, впервые он правильно объяснил пепельный цвет Луны. Все научные записи Леонардо да Винчи сделаны на итальянском языке. Первые издания его уникальных трудов датируются второй половиной XIX века, а последние - 30-ми годами XX века, так что они не оказали широкого воздействия на развитие естествознания в последующие после его смерти столетия. Во многих случаях ученым приходилось открывать заново то, что было уже открыто Леонардо да Винчи.

Рафаэль (Рафаэль Санти) (1483 - 1520) – художник (живописец, график), архитектор эпохи Высокого Возрождения. Родился Рафаэль 24 марта 1483 года в Урбино, Италия. Первое обучение художественному мастерству в биографии Рафаэля проводил его отец - Джованни Санти. Оставшись в 11 лет сиротой, Рафаэль стал обучаться у Пьетро Перуджино – известного итальянского художника. Сначала Рафаэль копирует стиль своего учителя, а позже вырабатывает свою неповторимую манеру написания картин. Неповторимую – потому что его полотна чисты красками, легки, фигуры на них правильны в пропорциях. Однако анатомические знания в биографии Рафаэля были получены не сразу. Лишь переехав во Флоренцию, ознакомившись с величайшими работами Микеланджело, Рафаэль стал учиться пропорциональному изображению человеческих тел. Творческий пик в биографии Рафаэля начинается примерно в 25-летнем возрасте. Он переезжает в Рим, где получает несколько ценнейших заказов. Так он выполняет фрески во дворцах и соборах. Там же Рафаэль проявил себя как архитектор – был одним из руководящих строительством собора Святого Петра. Картины Рафаэля более всего прославлены благодаря его мадоннам. Он написал множество полотен с изображением Богоматери. Одним из самых известных картин Рафаэля – «Сикстинская Мадонна» (1513), «Мадонна Конестабиле» (1504), «Маленькая Мадонна».

Микеланджело, итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт, родился 6 марта 1475 г. в Капрезе, в Тоскане в семье чиновника. Отец назвал его Микеланджело, утверждая, что это имя было внушено ему свыше. Детство Микеланджело прошло частично во Флоренции. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Хотя семья его столетиями принадлежала к высшим слоям города, Микеланджело жил достаточно скромно и, в отличие от других художников его эпохи, никогда не стремился улучшить свое материальное положение. Он сам заботился о своем отце и четырех братьях. В 1488 г. году Микеланджело поступает учиться в мастерскую одного из лучших мастеров Италии —живописца Доменико Гирландайо (1488—1489), затем занимается у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489—1490). Вскоре Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, призвал его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои владения, где он смог познакомиться с прекрасной коллекцией произведений античных мастеров. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора. Он лепил из глины и делал копии с произведений предшественников (Джотто, Донателло, Мазаччо и др.). Вскоре он был вызван в Рим. Уже в ранних произведениях — рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (1490—1492) — вырисовываются характерные черты его творчества — монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. В Риме Микеланджело создает статую «Вакх» (1496—1497). В 1501 г. он возвращается во Флоренцию и работает над статуей Давида (1501—1504). Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из знатных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио. В 1505 г. папа Юлий II снова призывает Микеланджело в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись и были завершены только в 1545 г. Для надгробия был создан ряд статуй, в том числе «Моисея» и знаменитые статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Самое грандиозное живописное произведение Микеланджело — росписи плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508—1512). В 1520-х гг. мироощущение художника приобретает трагический оттенок. Главный труд этих лет — возведение и украшение статуями церкви Сан-Лорен-цо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520—1534). В 1534 г. Микеланджело навсегда переезжает в Рим. В Риме он пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-1541). Последние тридцать лет его жизни ознаменованы постепенным отходом от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии. Лирика Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней поднимаются темы любви, гармонии, одиночества. Излюбленные стихотворные формы Микеланджело — мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками. Первое издание его стихотворений было осуществлено в 1623 г. В произведениях Микеланджело, во многом определивших развитие европейского искусства как XVI в., так и последующих столетий, отразились идеалы Высокого Возрождения. Умер в Риме в 1564 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.