Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для преподавателя. Право и история художественной культуры тесно взаимосвязаны между собой, что проявляется в единстве процессов развития духовной жизни общества




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Право и история художественной культуры тесно взаимосвязаны между собой, что проявляется в единстве процессов развития духовной жизни общества, отражающих объективную реальность. Право не может существовать само по себе – оно активно воздействует на все стороны общественных отношений: экономику, политику, идеологию, художественную культуру. В свою очередь, право испытывает влияние других сфер общественных отношений, в том числе художественной культуры: архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и литературы.

Дисциплина «Право и история художественной культуры» выполняет ряд важных функций мировоззренческого и методологического характера. Она обобщает, систематизирует и углубляет профессиональные знания будущих правоведов, расширяет их научный кругозор и повышает общий уровень культуры. Это помогает индивиду выбрать правильный ориентир духовных ценностей, позволяющий успешно реализовать себя в общественной жизни и профессиональной деятельности.

Данная учебная дисциплина помогает расширить не только знания о правовом воспитании и правовой культуре, но и через призму истории художественной культуры развивать у студентов научные интересы, выработать комплексное представление об обществе, праве и государстве, а также о методах и средствах решения практических задач правоприменительной практики.

Учебный курс состоит из пяти разделов. В первом разделе рассматриваются общие вопросы взаимосвязи права и искусства, влияние образов художественной культуры в живописи, музыке и литературе на правовое воспитание и правовую культуру общества в целом и юридического сообщества в частности. Второй раздел посвящен проблемам права и правосудия, нашедшим отражения в изобразительном искусстве. Третий раздел раскрывает проблемы отражения в музыкальном искусстве политико-правовых идеалов конкретной эпохи. Четвертый раздел затрагивает вопросы формирования общественного мнения о праве, законности и правосудии в художественной литературе. Пятый раздел показывает политическое значение архитектурного и скульптурного искусств, в рамках которых были созданы символы и образы государственной власти и правосудия.

Таким образом, содержание курса включает в себя пять разделов, объединенных в двенадцать тем, которые изучаются по следующей системе:

· предметно-проблемная лекция;

· самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;

· самостоятельная работа по изучению памятников архитектуры, полотен живописи, произведений музыки и литературы;

· подготовка докладов и сообщений, написание рефератов, выполнение заданий по самостоятельной работе;

· закрепление изучаемого материала на семинарских занятиях.

Перед проведением лекции необходимо составить план лекции, продумать методику чтения лекции, с целью доступности иллюстративного материала использовать цветные слайды, компьютерные технологии. Студентам следует дать рекомендации по конспектированию излагаемого материала и организации самостоятельной работы по его закреплению.

В лекциях, посвященных идеям о праве и правосудии в музыке, необходимо использовать воспроизведение музыкальных произведений в аудио- или видеозаписях и по возможности вокально-инструментальными средствами.

В лекциях о художественной литературе, в которой представлена юридическая тематика, отбираются наиболее характерные, значимые для достижения цели спецкурса произведения. При этом студентам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с наиболее поучительными и яркими первоисточниками. Возможна организация встреч студентов с современными писателями, обращающимися в своих произведениях к юридическим темам.

В лекциях (как и на семинарах) об отражении права в изобразительном искусстве (живопись, художественная графика, скульптура) необходимо использовать цветные диапозитивы (слайды) с репродукциями изучаемых произведений.

Для проведения семинарских занятий преподаватель заранее задает вопросы домашнего задания. При обсуждении докладов и проблемных вопросов необходимо отметить положительные стороны и обратить внимание на неточности или ошибки, подвести итоги семинарского занятия, сообщить тему следующего занятия, поставить конкретные вопросы, указать основную и рекомендованную литературу для ее изучения. Подготовленные студентами рефераты по отдельным вопросам семинара обсуждаются в середине семинарского занятия.

Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять
не менее 20 % аудиторных занятий.

В целях контроля над успеваемостью студентов преподаватель может провести самостоятельную работу в форме тестирования или контрольной работы. На семинарах преподаватель может проводить контроль в форме индивидуального собеседования с отдельными студентами, выявляя их ошибки, и давать рекомендации по рассматриваемым вопросам и ответам.

Методические указания для студентов

«Право и история художественной культуры» как учебная дисциплина направлена на более углубленное изучение и усвоение правового материала через нетрадиционные методы, способы, художественные образы, созданные в сфере искусства, повышающие мотивацию к учебе и способствующие развитию научного интереса студентов к юридическим наукам.

В лекциях преподаватель освещает основные темы спецкурса, показывает отражение правовых идей в живописи, музыке и литературе, позволяющее взглянуть на развитие государства и права через созданные определенной эпохой художественные образы. Отдельные темы данной дисциплины, согласно тематическим планам, студенты должны изучать самостоятельно.

На семинарские занятия выносятся наиболее трудные, проблемные темы изучаемых разделов. По согласованию с преподавателем студенты могут подготовить самостоятельно доклады, которые зачитываются и обсуждаются в ходе занятия. В ходе семинарских занятий могут быть проведены письменные контрольные работы.

Для более глубокого и прочного закрепления полученных знаний, приобретения навыков научно-исследовательской работы предусмотрена подготовка студентами-бакалаврами рефератов по вопросам отражения права в произведениях искусства. Список рекомендованных тем рефератов приведен в данном учебно-методическом комплексе. Студенты могут сами выбрать интересующую их тему и после обсуждения ее с преподавателем подготовить реферат. Особое внимание рекомендуется уделять вопросам правового понимания идей-образов в искусстве, затрагивающих и отражающих проблемы законотворчества, правоприменительной и судебной практики. При разработке темы реферата следует активно использовать произведения искусства и литературы. Искусство и литература отражают не только объективную реальность, дают ей оценку с точки зрения эстетического восприятия, но и формируют нравственную позицию личности в отношении к проблемам развития государства, права и правосудия, влияния морали на законодательство и правоприменительную практику.

При подготовке к семинарскому занятию, написании реферата или доклада, выполнении самостоятельной работы студенты имеют возможность воспользоваться консультацией преподавателя, а также материалами данного учебно-методического комплекса.

Подготовленный реферат на последней странице должен иметь список использованной литературы. В тексте работы обязательно нужно цитировать использованные источники и в подстрочном тексте оформлять ссылки на цитируемые источники. Объем работы – до 15 страниц машинописного текста. Рефераты выполняются студентами очной формы обучения и рассматриваются как форма подготовки к семинарским занятиям и зачету.

Самостоятельная работа студентов является основным видом деятельности по изучению лекционного материала, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, альбомов репродукций. Она включает посещение музеев и художественных галерей, выставок, прослушивание музыкальных произведений, подготовку докладов и сообщений к семинарским занятиям, написание рефератов, эссе, выполнение домашних заданий.

Самостоятельная работа начинается с подбора необходимой литературы, данной в списке к программе курса и в планах к семинарским занятиям. После получения задания студенты приступают к выполнению задания, используя лекции, учебную и дополнительную литературу. По результатам изучения составляются краткие конспекты для уяснения изученного материала.

По итогам изучения дисциплины предусматривается проведение зачета. К зачету допускаются студенты, систематически посещавшие занятия (лекции и семинары) и показавшие уверенные знания по изучаемой дисциплине.

В данном пособии приводится перечень вопросов для проведения зачета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.