Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декабристская критика об А.С. Пушкине




Критика гражданственного романтизма активно развивалась в России в период примерно с 1816-го, когда был создан декабристский "Союз спасения", по 1825 г. - год политического разгрома декабристов.Крупнейшие представители критики гражданственного романтизма: А.Бестужев, В.Кюхельбекер, К.Рылеев. в свет в 1825 г. первой главы "Евгения Онегина" стал решительным испытанием для критики гражданственного романтизма. Стремительный рост Пушкина от романтизма к "поэзии действительности" стал фактом, должное осознание которого превышал методологические возможности этой критики. Безоговорочно и горячо приняв "Руслана и Людмилу", "Кавказского пленника" (в статье о поэме "Кавказский пленник" Вяземский в гражданственном смысла толковал вольнолюбие ее героя), "Бахчисарайский фонтан", Бестужев, Рылеев с огромным интересом встретили пушкинских "Цыган", в которых увидели воплощение основных требований своей критики: народности и самобытности, общественной пользы и возвышенного, порвавшего с раболепным обществом героя. "И плод сих чувств, - писал Бестужев, - есть рукописная... поэма Цыганы... Это произведение далеко оставило за собой все, что он (Пушкин) писал прежде. В нем-то гений его, откинув всякое подражание, восстал в первородной красоте и простоте величественной. В нем сверкают молнийные очерки вольной жизни и глубоких страстей и усталого ума в борьбе с дикою природою... Куда же достигнет Пуш-кин с этой высокой точки опоры?" Пушкин, действительно, "достиг" очень далеко, создав первую главу "Евгения Онегина". Но именно это крупнейшее достижение поэта и вместе с тем всей русской литературы 20-х гг. оказалось не понятым критикой гражданственного романтизма. Выход в свет первой главы романа породил бурную полемику критиков-романтиков с Пушкиным-реалистом. Спор, по существу, идет о предмете поэзии, литературы; о том, допустимы ли в ней обыкновенный человек, прозаическая жизнь? Имеют ли они общественно-эстетическую ценность? Пушкин в переписке с Бестужевым, Рылеевым утверждает: да, имеют. Оппоненты-декабристы отвечают па этот вопрос отрицательно. Вот несколько фрагментов из этой полемики. "Бестужев, - сообщает Пушкин Рылееву, - пишет мне об Онегине - скажи ему, что он не прав: ужели он хочет изгнать все легкое и веселое из области поэзии?... Это немного строго. Картины светской жизни также входят в область поэзии". "...Что свет можно описывать в поэтических формах, - отвечает Бестужев, - это несомненно, но дал ли ты Онегину поэтические формы, кроме стихов, поставил ли ты его в контраст со светом, чтобы в резком злословии показать его резкие черты?" Итак, свет, вообще заурядные стороны жизни описывать можно, но лишь в контексте с незаурядным, высоким героем или при условии саркастического отношения к ним автора. Это (помимо стихотворной формы) и сделает такое описание поэтическим. Однако, продолжает свое письмо Бестужев, в главном герое "Евгения Онегина" "я вижу франта... вижу человека, которых тысячи встречаю наяву". Следовательно, делает он вывод, в пушкинском романе, кроме его "мечтательной стороны", под которой критик разумеет лирические авторские отступления, отсутствуют важнейшие "поэтические формы", нет подлинной поэзии. И Бестужев был вполне верен себе, когда попытался увлечь Пушкина примером Байрона: "Прочти Байрона... У него даже притворное пустословие скрывает в себе замечания философские, а про сатиру и говорить нечего". Объективно, однако, этот совет свидетельствовал лишь о том, что критика гражданственного романтизма к середине 20-х гг. исчерпывала свои возможности. Бестужев зовет Пушкина к движению вспять, к возврату на пройденный для него путь романтика. А ведь автор "Евгения Онегина" сделал в романе качественный шаг от Байрона и романтизма - к постижению действительности во всей ее полноте и единстве.

Идеология декабристов в литературной критике (В. Кюхельбекер, А. Бестужев, К. Рылеев). Критика гражданского романтизма активно развмвалась в России в период примерно с 1816-го, когда был создан декабристский "Союз спасения", по 1825 г.- год пилитического разгрома декабристов. Основным органом этой критики был альманах "Полярная звезда", издававшийся Бестужевым и К. Рылеевым. Всего вышло в свет три его номера: в 1823, 1824 и 1825 гг. Другой альманах -"Мнемозина"-выпускал в Москве вместе с Одоевским В.Кюхельбекер.Крупнейшие представители критики гражданского романтизма: А. Бестужев,В.Кюхельбекер, К. Рылеев.Общее отличие данной критики от предшествующих ей систем состояло в том, что она впервые в России вышла за пределы только литературных задач и из выразителя интересов того или иного литературного направления, группы или "партии" превратилась в орган передовой части общества-- дворянских революционеров-декабристов. Критика гражданственого романтизма стала способом врздействия декабристов-романтиков не только на литературу, но посредством литературы на общество. В статье "Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов" Бестужев заявляет, чио критика должна иметь более общий взор, правила более стихийные. Блее "общий" взгляд как критерий литературной критики автор статьи связывает именно с понятием "народности". Степенью народности в первую очередь и будет измерять и оценивать критика гражданственного романтизма современную ей, а также и предшествующую русскую литературу.Народное в понимании декабристов еще тождественно национально-самобытному. истоки которог усматриваются в самобытности национальных нравов, веры, в особенностях истории, образа правления, местности и климата. Декабристы-романтики ратуют за воспитательную миссию искусства. Однако задача ее, как сказано в Уставе "Союза благоденствия",-"не в изнеживании чувств", но в прбуждении и формировании в челвеке "чувств высоких и к добру увлекающих". Чувства высокие", "добродетель"- это, в понимании декабристов, героическо-гражданские настроения и устремления человека в вольнолюбиво-патриотическом их содержании. Таким образом, полезность литературы понята декабристами не в нравственно-эстетическом, но в социально-этическом плане. На первое место выдвинуто не изящное (красота, гармония), но добро и благо. КАк относительная правота, так и ограниченность критики гражданственного романтизма проявилась в оценках ею крупнейших современных литературно-художественных явлений- поэзии Жуковского, "Горя от ума" Грибоедова и "евгения Онегина" А.С. Пушкина. В начале 20-х гг. Жуковский как один из основаиелей романтизма в России вызывает самые большие надежды декабристов, в частности Бестужева и Кюхельбекера. Вскоре, однако отношение к нему меняется.Декабристы не приемлют ориентации поэта на перевод иностранной поэзии, которая расходится с их требованием народности и литературной самобытности. Выход в свет в 1825 г. первой главы "Евгения Онегина" стал решительным испытанием для критики гражданского романтизма, так как именно это крупнейшее достижение поэта и вместе с тем всей русской литературы 20-хгг. оказалось не понятым критикой гражданского романтизма. Спор, по существу, идет о предмете поэзии, литературы; о том, допустимы ли в ней обыкновенный человек, прозаическая жизнь? Имеют ли они общественно-эстетическую ценность? Пушкин в перепискн с Бестужевым, Рылеевым утверждает: да, имеют. Оппоненты-декабристы отвечают на вопрос отрицательно. Бестужев считает, что в "Е.О." отсутсвуют важнейшие "поэтические формы", нет подлинной поэзии. Объективно, однако, такой взгляд свидетельствовал лишь о том, что критика гражданственного реализма к середине 20-х гг. исчерпывала свои возможности. К концу 20-х гг. в связи с начавшимся серьезным кризисои романтического миропонимания роль этой критики в русской литературе объективно была исчерпана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.