КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая экология
План лекции Лекция 2 Предмет и задачи экологической психологии 1. Психологическая экология 2. Психология окружающей среды 3. Экологическая психология
Формулирование предмета экологической психологии связано с определенными трудностями. Это обусловлено тем, что исследования различных экологических аспектов в отечественной психологии начались относительно недавно и терминологический аппарат смежных дисциплин, занимающихся этой проблемой, еще недостаточно устоялся. Поэтому в настоящее время в научной литературе, с одной стороны, термин «экологическая психология» используется для обозначения ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологических исследований, а с другой, в одной и той же работе иногда можно встретить использование терминов «экологическая психология», «психологическая экология», «психология окружающей среды» как полных синонимов, т. е. для обозначения одной и той же области. Такая «терминологическая энтропия» ни в коей мере не означает отсутствия самостоятельного предмета, своих задач и методологических особенностей у каждого направления исследований, обозначаемого каким-либо термином. Это скорее свидетельство того, что они находятся в периоде становления и бурного роста.
§ 1. Психологическая экология и экологический подход в психологии Дж. Гибсона Предмет психологической экологии Экология зародилась в рамках биологии и развивалась как ее раздел, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой. В дальнейшем в список изучаемых объектов был включен и человек, в результате чего возникла такая научная дисциплина, как экология человека. Постепенно в исследованиях экологов, в которых традиционно изучалось химическое, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к возникновению специального раздела экологии — психологической экологии. Предметом исследования в психологической экологии является воздействие экологических факторов на психику человека. Исследования по психологической экологии показывают влияние на психику человека таких «классических» экологических факторов, как свет, температура, химический состав воздуха, уровень шума, радиационный фон, изменение гравитации и т. д.
Методологические особенности психологической экологии Исследования по психологической экологии, как правило, проводятся с использованием именно экологического, а не методологического и методического аппарата. Отнесение таких исследований к психологической экологии как специальной отрасли экологии понятно на таком контрастном примере: в них изучается влияние радиационного фона на психику человека, а не радиационная фобия, что является уже предметом, собственно, психологических дисциплин.
Задачи психологической экологии Таким образом, задачей психологической экологии является выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов, изучение с психофизиологической точки зрения их воздействия на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов.
§ 2. Психология окружающей среды Предмет психологии окружающей среды К 60-м гг. XX в. в среде психологов возникло понимание того, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека «в реальном мире», в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. На рубеже 80-х разрозненные исследования психологических аспектов взаимодействия человека со средой удалось объединить в рамках нового направления, которое получило название «психология окружающей среды» (Environmental Psychology). В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области. Главными направлениями исследований по психологии окружающей среды являются: 1) изучение пространственного познания; 2) пространственного поведения; 3) восприятия качества среды; 4) реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса. Предметом исследования в психологии окружающей среды являются отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением. Методологические особенности психологии окружающей среды Можно выделить две важнейшие методологические особенности психологии, характеризующие психологию окружающей среды: 1) рассмотрение человека и окружающей среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: в реакциях различных людей на идентичную среду можно констатировать больше общего, чем различного. Несмотря на наличие общего объекта исследования (окружающая среда), психология окружающей среды принципиально отличается от психологической экологии. Во-первых, в психологической экологии взаимодействие человека со средой рассматривается, в основном, с психофизиологической точки зрения, а в психологии окружающей среды — именно с собственно психологической. Во-вторых, в психологической экологии, в основном, рассматривается влияние на психику отдельных экологических факторов, а психология окружающей среды стремится рассматривать среду как систему, с учетом всех факторов (в частности, пространственных: скученность людей, замкнутость помещения и т. п., которые вообще не рассматриваются в психологической экологии). Исследования природы как окружающей среды. В работах исследователей, проведенных в рамках психологии окружающей среды, были получены данные, позволившие сформулировать следующие положения, характеризующие особенности восприятия человеком природы именно как среды. 1. Природная среда не имеет определенных, твердо фиксированных границ во времени и пространстве. Зачастую границы внутри природной среды создаются, конструируются самим воспринимающим в соответствии с задачами и характером его деятельности; он испытывает потребность структурировать окружающее его пространство. Например, путешественник, осматривающий неизвестную долину, стремится мысленно провести ее границы. Для этого он может использовать или холмы, или реку, или кромку леса, или другие физические особенности рельефа. Но эти границы существуют лишь в его субъективном восприятии: например, для местного жителя они могут быть совершенно другими. Более того, границы, проводимые человеком, могут даже вступать в противоречие с реально существующими в природе взаимосвязями между различными ее элементами. Такие ситуации возникают, например, при планировании территорий заповедников, мелиорации и т. д. Невозможность провести соответствующие границы в природной среде способна вызвать даже психические расстройства. Здесь существуют два крайних полюса. С одной стороны, такая природная среда, которая «переполнена» самыми разнообразными элементами, например, «хаос» тропического леса. А с другой — «пустая» среда: это и «бескрайность пустыни», практически не дающей никаких ориентиров для проведения таких границ, и «белое безмолвие», изматывающее полярников, и бесконечность звездного неба, которая, кроме наслаждения, может вызвать и некоторый страх. 2. Природная среда одновременно воздействует на все органы чувств. В то же время восприятие природной среды не является лишь суммированием информации (зрительной, слуховой и т. д.), получаемой от различных рецепторов, оно — надмодально. Например, когда человек в лесу слушает весеннее пение дроздов, безусловно, ведущую роль играет слуховое восприятие. Но он одновременно видит лесной пейзаж, вдыхает хвойный запах, осязает кору деревьев и т. д. И такое комплексное восприятие принципиально отличается от прослушивания магнитофонной ленты с записью «чистого» пения дроздов. 3. Восприятие природной среды обусловлено характером деятельности. Восприятие одних и тех же элементов природной среды человеком, отправившимся в лес рубить дрова, и человеком, отправившимся за грибами, будет принципиально отличаться. В зависимости от характера деятельности в данной природной среде, поступающая сенсорная информация об одних и тех же ее элементах может становиться или главной, или периферической. Например, такой элемент природной среды, как «стройная сосна»: для лесоруба это будет, в первую очередь, «стройная», а потом уже — «сосна»; для грибника — в первую очередь, «сосна» (поскольку именно под соснами можно найти белые грибы), и лишь затем уже — «стройная». В то же время человек не свободен в своем восприятии природной среды, оно не является его «произволом». Что именно и как будет воспринято человеком, в достаточно большой степени определяется характеристиками самой среды. 4. Каждый элемент природной среды, наряду с физическими и химическими характеристиками, обладает также и социальным значением, в котором зафиксирован общественный опыт взаимодействия с природой. Эти социальные значения усваиваются человеком в процессе социализации и в дальнейшем во многом определяют восприятие им природной среды. Особый интерес представляют случаи, когда та или иная конкретная природная среда (или отдельные ее элементы) приобретает символическое значение, например, Бородинское поле. В этом случае все характеристики воспринимаемой природной среды тем или иным образом подчинены данному символическому значению. Существенную роль в формировании таких символических значений играют фольклорные образы (особенно из сказок), образы художественной литературы и т. д. 5. Восприятие природы как среды во многом определяется этноцентрически, что обусловлено тем периодом в развитии человеческого сознания, когда человек был в максимальной степени связан, с одной стороны, со своим родом, племенем, а с другой — с окружающей его природой. В связи с этим окружающая природная среда во многом структурируется на основе оппозиции: «свой» — «чужой» («родина» — «чужбина»), благодаря чему и возникает такой интересный психологический феномен, как «родная природа». Для человека, выросшего в окружении берез и переехавшего в другой район, растущий по соседству сосновый лес долгое время кажется «чужим», поскольку он — «их», а не «мой» («наш»). 6. В восприятии природной среды большую роль играет оппозиция, противопоставление «центр — периферия». «Центр» среды и все, что находится в нем, имеет большую ценность, чем «периферия». Путешественники стремятся в «сердце пустыни», на полюс — «пуп Земли» и т. д.; хозяин часто устраивает компостную или мусорную кучу где-то на окраине своего участка, хотя, с точки зрения эргономики, это было бы выгоднее сделать в центре огорода. Следует отметить, что никакого реального «центра» в самой природной среде как таковой не существует. Например, нулевой Гринвичский меридиан является «нулевым» только потому, что в то время, когда он был установлен, Европа (а конкретно, Англия) была «центром мира». 7. Восприятие природы как среды характеризуется целостностью. И эта особенность является важнейшей. Природная среда воспринимается не как «коллекция» объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, а как единое целое, на фоне которого четко различаются отдельные детали. Иными словами, восприятие природной среды всегда цельно, но вместе с тем и избирательно. Природная среда «в целом» выступает как гештальт[1], организующий и детерминирующий восприятие отдельных элементов природной среды; иными словами, восприятие целого (т. е. целостной природной среды) оказывается более важным, чем восприятие отдельных ее элементов. Задачи психологии окружающей среды Таким образом, задачей психологии окружающей среды является изучение взаимосвязей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.
§ 3. Экологическая психология Предмет экологической психологии Экологическая психология (или психология экологического сознания) начала формироваться в отечественной науке в начале 90-х гг. на фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его «психологической базой». Ключевой проблемой экологической психологии является исследование индивидуального и группового экологического сознания. Как уже говорилось, под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Таким образом, предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Методологические особенности экологической психологии Формирование экологической психологии как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что «мир природы» занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между «миром вещей» и «миром людей». С одной стороны, взаимодействию с природными объектами свойственны такие особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с «вещами». Очевидно, что общение со своей любимой собакой, которая зачастую воспринимается как настоящий член семьи, это процесс, качественно отличающийся от взаимодействия, например, с письменным столом, пусть даже и очень любимым. С другой стороны, оно не может быть отождествлено с общением того же человека со своим ребенком. Иными словами, для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с природными объектами или природными комплексами в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, а в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии, психологии личности и т. д. Экологическая психология имеет несколько принципиальных различий с психологией окружающей среды и психологической экологией [2] . Во-первых, в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы, а в психологии окружающей среды — взаимодействие со всей средой, в том числе и с антропогенной (а в психологической экологии — воздействие факторов всей среды). Поэтому в работах по психологии окружающей среды очень часто можно встретить использование терминов «природа», «природная среда», «окружающая среда» как полных синонимов, в работах по экологической психологии такое отождествление невозможно в принципе. Во-вторых, в психологии окружающей среды природа исследуется именно как «среда» (в психологической экологии как «фактор среды»), а в экологической психологии — как «мир природы», т. е. как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. Данное различие можно продемонстрировать с помощью терминов гештальтпсихологии «фон» и «фигура»: «природа как среда» для человека субъективно является своего рода «фоном», «мир природы» — «фигурой»; для психологии окружающей среды природа — это фон, на котором действует человек, для экологической психологии природа — это то, с чем человек взаимодействует (т. е. «фигура»), Задачи экологической психологии и еесвязь с другими научными дисциплинами В экологической психологии выделяется четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, подструктуры экологических представлений, подструктуры субъективного отношения к природе и подструктуры стратегий и технологий взаимодействия с ней. Перед экологической психологией стоит шесть основных задач, которые решаются в каждом из этих направлений. 1) Анализ развития в процессе социогенеза.[3] В соответствии с этой задачей в экологической психологии проводится анализ экологического сознания в целом в различные эпохи, рассматривается свойственная им специфика представлений, отношений, стратегий и технологий взаимодействия с природой, определяются основные тенденции развития, выявляются обусловливающие их экономические, культурные, политические и иные факторы. Для решения этой задачи экологическая психология опирается на результаты исследований, полученные в рамках таких наук, как философия, культурология, история, социология, политология, а также различных отраслей психологической науки: исторической и социальной психологии, этнопсихологии и др. 2) Разработка типологии. В соответствии с этой задачей разрабатывается типология как индивидуального, так и исторически сложившегося общественного экологического сознания. Анализируется структура экологических представлений, разрабатывается ее системная модель. Рассматривается качественная специфика субъективного отношения к природе, разрабатывается система его параметров и типология, создается психологическая характеристика различных типов отношения к природе. Исследуются различные варианты существующих стратегий и технологий взаимодействия человека с природой, создается их типология. При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по культурологии и социальной экологии, а также психологии личности и др. 3) Анализ развития в процессе онтогенеза. В соответствии с этой задачей анализируются основные тенденции развития в процессе онтогенеза индивидуального экологического сознания. Исследуются качественные характеристики и динамика в онтогенезе представлений о природе и взаимосвязях человека с природой, образ и место природы в образе мира личности. Анализируются факторы, определяющие развитие субъективного отношения к природе в процессе онтогенеза, рассматривается его специфика на каждом возрастном этапе, создается его периодизация. Исследуются возрастные особенности мотивации выбора тех или иных стратегий и соответствующих им технологий в контексте общего психического и личностного развития. При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психодиагностике, и результаты исследований по педагогике, а также возрастной и педагогической психологии и др. 4) Анализ механизмов формирования и функционирования. В соответствии с этой задачей рассматриваются механизмы формирования экологических представлений, их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом. Исследуются пути и механизмы формирования субъективного отношения к природе, роль в этом процессе характера стимулов, получаемых человеком от природных объектов, имеющихся у него экологических установок, действия различных перцептивных феноменов (явлений идентификации, эмпатии по отношению к природным объектам и т. д.), исследуются возможность, условия и механизмы восприятия природных объектов в качестве субъектов, их влияния на личность в ситуациях реального и идеального взаимодействия. Анализируются мотивация экологического поведения, факторы, определяющие выбор той или иной стратегии взаимодействия с природой, механизмы освоения личностью различных технологий взаимодействия с природой. При решении этой задачи экологическая психология использует данные педагогики, семиотики, этологии, кибернетики[4], а также психологии восприятия, психосемантики, этнопсихологии, сравнительной психологии и др. 5) Анализ индивидуальной и групповой специфики. В соответствии с этой задачей изучаются особенности экологического сознания в различных социально-профессиональных группах. Устанавливаются взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежностью и спецификой системы экологических представлений, свойственной каждой группе и отдельным ее членам. Определяются особенности субъективного отношения к природе: структура параметров отношения к природе и ее зависимость от уровня развития отношения. Исследуются предпочтения в выборе стратегий и технологий взаимодействия с природой в данных группах. При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психодиагностике, и результаты исследований по социологии, а также дифференциальной и социальной психологии и др. 6) Разработка принципов и методов диагностики. Для экспериментального исследования названных проблем в рамках раздела экологической психологии — экологической психодиагностики — создается специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированного и качественного своеобразия системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней. При решении этой задачи экологическая психология опирается на положения, сформулированные в статистике, и использует принципы и методы, разработанные в психодиагностике. Особой — седьмой — задачей экологической психологии является исследование тех психологических функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы, его влияния на развитие личности, разработка на этой основе методов психокоррекционной и психотерапевтической работы и т. д. При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по физиологии, педагогике, социологии, а также опирается на положения возрастной и социальной психологии и психологии личности, психологии окружающей среды, медицинской психологии и психотерапии и др.
Резюме 1. В настоящее время термин «экологическая психология» применяется в научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности. 2. Предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах. 3. Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не «природная среда», а «мир природы». 4. В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. 5. Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание типологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы. Контрольные вопросы и задания 1. Что имеют общего между собой и чем различаются понятия «экологический мир», «окружающая среда» и «мир природы»? 2. Используя понятие «встроенность», предложенное Дж. Гибсоном, опишите «экологический мир» домашнего кота. 3. Какие особенности, свойственные восприятию природы как среды, могут характеризовать также и восприятие мира природы? 4. Исследования в какой области: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологической психологии — могут иметь большее значение для экологического образования? 5. Охарактеризуйте специфику взаимодействия личности с природными объектами. [1] Гештальт (от. нем. §е$аи — образ, форма) — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных входящих в нее явлений. [2] Методологические принципы, разработанные в экологическом подходе Дж. Гибсона, могут использоваться во всех трех областях исследований. [3] Социогенез— процесс возникновения высших психических функций, становления личности, развития межличностных отношений в ходе развития общества. [4] Семиотика (от греч. зетеюпке — учение о знаках) — наука о знаковых системах. Этология (от греч. ескоа —- характер, нрав и 1о- 805 — слово, понятие, учение) — наука, занимающаяся изучением поведения животных в естественных условиях. Кибернетика (от греч. куЬетепке — искусство управления) — наука об общих закономерностях процесса управления и передачи информации.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |