Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая экология




План лекции

Лекция 2 Предмет и задачи экологической психологии

1. Психологическая экология

2. Психология окружающей среды

3. Экологическая психология

 

Формулирование предмета экологической психологии связано с определенными трудностями. Это обусловлено тем, что исследования различных экологических аспектов в отечественной психологии начались относительно недавно и терминологический аппарат смежных дисциплин, зани­мающихся этой проблемой, еще недостаточно устоялся.

Поэтому в настоящее время в научной литературе, с од­ной стороны, термин «экологическая психология» исполь­зуется для обозначения ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологических исследо­ваний, а с другой, в одной и той же работе иногда можно встретить использование терминов «экологическая психоло­гия», «психологическая экология», «психология окружающей среды» как полных синонимов, т. е. для обозначения одной и той же области.

Такая «терминологическая энтропия» ни в коей мере не означает отсутствия самостоятельного предмета, своих задач и методологических особенностей у каждого направле­ния исследований, обозначаемого каким-либо термином. Это скорее свидетельство того, что они находятся в периоде ста­новления и бурного роста.

 

§ 1. Психологическая экология и экологический подход в психологии Дж. Гибсона

Предмет психологической экологии

Экология зародилась в рамках биологии и развивалась как ее раздел, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружа­ющей средой. В дальнейшем в список изучаемых объектов был включен и человек, в результате чего возникла такая научная дисциплина, как экология человека.

Постепенно в исследованиях экологов, в которых тра­диционно изучалось химическое, физическое и биологичес­кое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к возникновению специального раздела экологии — психологической экологии.

Предметом исследования в психологической экологии является воздействие экологических факторов на психику человека.

Исследования по психологической экологии показыва­ют влияние на психику человека таких «классических» эко­логических факторов, как свет, температура, химический состав воздуха, уровень шума, радиационный фон, измене­ние гравитации и т. д.

 

Методологические особенности психологической экологии

Исследования по психологической экологии, как правило, проводятся с использованием именно экологического, а не методологического и методического аппарата. Отнесение таких исследований к психо­логической экологии как специальной отрасли экологии по­нятно на таком контрастном примере: в них изучается вли­яние радиационного фона на психику человека, а не радиа­ционная фобия, что является уже предметом, собственно, психологических дисциплин.

 

Задачи психологической экологии

Таким образом, задачей психологической экологии является выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов, изучение с психофизио­логической точки зрения их воздействия на психическое здо­ровье и поведение человека, разработка методик оптималь­ной организации этих факторов.

 

§ 2. Психология окружающей среды

Предмет психологии окружающей среды

К 60-м гг. XX в. в среде психологов возникло понимание того, что существу­ющая лабораторная психо­логия не может дать полного представления о поведении человека «в реальном мире», в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных усло­виях. На рубеже 80-х разрозненные исследования психо­логических аспектов взаимодействия человека со средой удалось объединить в рамках нового направления, кото­рое получило название «психология окружающей среды» (Environmental Psychology). В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области.

Главными направлениями исследова­ний по психологии окружающей среды являются: 1) изу­чение пространственного познания; 2) пространственного поведения; 3) восприятия качества среды; 4) реакций человека на взаимодействие с окружа­ющей средой и возникающего в связи с этим стресса.

Предметом исследования в психологии окружающей сре­ды являются отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различ­ными психологическими характеристиками человека, его поведением.

Методологические особенности психологии окружающей среды

Можно выделить две важнейшие методологические особенности психологии, характеризующие психологию окружаю­щей среды: 1) рассмотрение человека и окружающей среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда са­мым существенным образом влияет на поведение человека: в реакциях различных людей на идентичную среду можно констатировать больше общего, чем различного.

Несмотря на наличие общего объекта исследования (ок­ружающая среда), психология окружающей среды принци­пиально отличается от психологической экологии. Во-пер­вых, в психологической экологии взаимодействие человека со средой рассматривается, в основном, с психофизиологи­ческой точки зрения, а в психологии окружающей среды — именно с собственно психологической. Во-вторых, в психо­логической экологии, в основном, рассматривается влияние на психику отдельных экологических факторов, а психоло­гия окружающей среды стремится рассматривать среду как систему, с учетом всех факторов (в частности, простран­ственных: скученность людей, замкнутость помещения и т. п., которые вообще не рассматриваются в психологичес­кой экологии).

Исследования природы как окружающей среды.

В работах исследователей, проведенных в рамках психологии окружающей сре­ды, были получены дан­ные, позволившие сформулировать следующие положения, характеризующие особенности восприятия человеком при­роды именно как среды.

1. Природная среда не имеет определенных, твердо фиксированных границ во времени и пространстве.

Зачастую границы внутри природной среды создаются, конструируются самим воспринимающим в соответствии с задачами и характером его деятельности; он испытывает потребность структурировать окружающее его пространст­во. Например, путешественник, осматривающий неизвест­ную долину, стремится мысленно провести ее границы. Для этого он может использовать или холмы, или реку, или кромку леса, или другие физические особенности рельефа. Но эти границы существуют лишь в его субъективном вос­приятии: например, для местного жителя они могут быть совершенно другими.

Более того, границы, проводимые человеком, могут даже вступать в противоречие с реально существующими в природе взаимосвязями между различными ее элементами. Такие ситуации возникают, например, при планировании территорий заповедников, мелиорации и т. д.

Невозможность провести соответствующие границы в природной среде способна вызвать даже психические рас­стройства. Здесь существуют два крайних полюса. С одной стороны, такая природная среда, которая «переполнена» са­мыми разнообразными элементами, например, «хаос» тро­пического леса. А с другой — «пустая» среда: это и «бескрайность пусты­ни», практически не дающей никаких ориентиров для про­ведения таких границ, и «белое безмолвие», изматывающее полярников, и бесконечность звездного неба, которая, кро­ме наслаждения, может вызвать и некоторый страх.

2. Природная среда одновременно воздействует на все органы чувств.

В то же время восприятие природной среды не является лишь суммированием информации (зрительной, слуховой и т. д.), получаемой от различных рецепторов, оно — надмодально.

Например, когда человек в лесу слушает весеннее пение дроздов, безусловно, ведущую роль играет слуховое вос­приятие. Но он одновременно видит лесной пейзаж, вдыха­ет хвойный запах, осязает кору деревьев и т. д. И такое ком­плексное восприятие принципиально отличается от прослу­шивания магнитофонной ленты с записью «чистого» пения дроздов.

3. Восприятие природной среды обусловлено характе­ром деятельности. Восприятие одних и тех же элементов природной среды человеком, отправившимся в лес рубить дрова, и человеком, отправившимся за грибами, будет прин­ципиально отличаться.

В зависимости от характера деятельности в данной при­родной среде, поступающая сенсорная информация об од­них и тех же ее элементах может становиться или главной, или периферической. Например, такой элемент природной среды, как «стройная сосна»: для лесоруба это будет, в пер­вую очередь, «стройная», а потом уже — «сосна»; для гриб­ника — в первую очередь, «сосна» (поскольку именно под соснами можно найти белые грибы), и лишь затем уже — «стройная».

В то же время человек не свободен в своем восприятии природной среды, оно не является его «произволом». Что именно и как будет воспринято человеком, в достаточно боль­шой степени определяется характеристиками самой среды.

4. Каждый элемент природной среды, наряду с физи­ческими и химическими характеристиками, обладает так­же и социальным значением, в котором зафиксирован об­щественный опыт взаимодействия с природой. Эти соци­альные значения усваиваются человеком в процессе социа­лизации и в дальнейшем во многом определяют воспри­ятие им природной среды.

Особый интерес представляют случаи, когда та или иная конкретная природная среда (или отдельные ее элементы) приобретает символическое значение, например, Бородин­ское поле. В этом случае все характеристики воспринимае­мой природной среды тем или иным образом подчинены данному символическому значению.

Существенную роль в формировании таких символичес­ких значений играют фольклорные образы (особенно из ска­зок), образы художественной литературы и т. д.

5. Восприятие природы как среды во многом определя­ется этноцентрически, что обусловлено тем периодом в развитии человеческого сознания, когда человек был в мак­симальной степени связан, с одной стороны, со своим ро­дом, племенем, а с другой — с окружающей его природой.

В связи с этим окружающая природная среда во многом структурируется на основе оппозиции: «свой» — «чужой» («ро­дина» — «чужбина»), благодаря чему и возникает такой инте­ресный психологический феномен, как «родная природа». Для человека, выросшего в окружении берез и переехавшего в дру­гой район, растущий по соседству сосновый лес долгое время кажется «чужим», поскольку он — «их», а не «мой» («наш»).

6. В восприятии природной среды большую роль играет оппозиция, противопоставление «центр — периферия». «Центр» среды и все, что находится в нем, имеет большую ценность, чем «периферия». Путешественники стремятся в «сердце пустыни», на полюс — «пуп Земли» и т. д.; хозяин часто устраивает компостную или мусорную кучу где-то на окраине своего участка, хотя, с точки зрения эргономики, это было бы выгоднее сделать в центре огорода.

Следует отметить, что никакого реального «центра» в самой природной среде как таковой не существует. Напри­мер, нулевой Гринвичский меридиан является «нулевым» только потому, что в то время, когда он был установлен, Европа (а конкретно, Англия) была «центром мира».

7. Восприятие природы как среды характеризуется це­лостностью. И эта особенность является важнейшей.

Природная среда воспринимается не как «коллекция» объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, а как еди­ное целое, на фоне которого четко различаются отдельные детали. Иными словами, восприятие природной среды всег­да цельно, но вместе с тем и избирательно.

Природная среда «в целом» выступает как гештальт[1], организующий и детерминирующий восприятие отдельных элементов природной среды; иными словами, восприятие целого (т. е. целостной природной среды) оказывается бо­лее важным, чем восприятие отдельных ее элементов.

Задачи психологии окружающей среды

Таким образом, задачей психологии окружающей среды является изучение взаимо­связей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.

 

§ 3. Экологическая психология

Предмет экологической психологии

Экологическая психология (или психология экологического сознания) начала формироваться в отечес­твенной науке в начале 90-х гг. на фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без измене­ния господствующего экологического сознания, являюще­гося его «психологической базой».

Ключевой проблемой экологической психологии явля­ется исследование индивидуального и группового экологи­ческого сознания. Как уже говорилось, под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представ­лений, существующего отношения к природе, а также соот­ветствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Таким образом, предметом исследования в экологи­ческой психологии является экологическое сознание, рас­сматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Методологические особенности экологической психологии

Формирование экологической психологии как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что «мир природы» занимает, в опре­деленном смысле, промежуточное положение между «ми­ром вещей» и «миром людей».

С одной стороны, взаимодействию с природными объекта­ми свойственны такие особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с «вещами». Очевидно, что общение со своей любимой собакой, которая зачастую воспринимается как настоящий член семьи, это про­цесс, качественно отличающийся от взаимодействия, например, с письменным столом, пусть даже и очень любимым.

С другой стороны, оно не может быть отождествлено с общением того же человека со своим ребенком. Иными сло­вами, для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с природными объектами или природными ком­плексами в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, а в других — не­обходимо привлечение аппарата социальной психологии, психологии личности и т. д.

Экологическая психология имеет несколько принципи­альных различий с психологией окружающей среды и пси­хологической экологией [2] .

Во-первых, в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы, а в пси­хологии окружающей среды — взаимодействие со всей сре­дой, в том числе и с антропогенной (а в психологической экологии — воздействие факторов всей среды). Поэтому в работах по психологии окружающей среды очень часто мож­но встретить использование терминов «природа», «природ­ная среда», «окружающая среда» как полных синонимов, в работах по экологической психологии такое отождествле­ние невозможно в принципе.

Во-вторых, в психологии окружающей среды природа исследуется именно как «среда» (в психологической эколо­гии как «фактор среды»), а в экологической психологии — как «мир природы», т. е. как совокупность конкретных при­родных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. Данное различие можно продемонстрировать с помощью терминов гештальтпсихологии «фон» и «фигура»: «природа как среда» для человека субъективно является своего рода «фоном», «мир приро­ды» — «фигурой»; для психологии окружающей среды при­рода — это фон, на котором действует человек, для эколо­гической психологии природа — это то, с чем человек взаимодействует (т. е. «фигура»),

Задачи экологической психологии и еесвязь с другими научными дисциплинами

В экологической психологии выделяется четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, подструктуры эколо­гических представлений, подструктуры субъективного отношения к природе и подструктуры стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Перед экологической психологией стоит шесть основных задач, которые решаются в каждом из этих направлений.

1) Анализ развития в процессе социогенеза.[3] В соответ­ствии с этой задачей в экологической психологии прово­дится анализ экологического сознания в целом в различ­ные эпохи, рассматривается свойственная им специфика представлений, отношений, стратегий и технологий взаимодействия с природой, определяются основные тенденции развития, выявляются обусловливающие их экономические, культурные, политические и иные факторы.

Для решения этой задачи экологическая психология опи­рается на результаты исследований, полученные в рамках таких наук, как философия, культурология, история, соци­ология, политология, а также различных отраслей психо­логической науки: исторической и социальной психологии, этнопсихологии и др.

2) Разработка типологии. В соответствии с этой зада­чей разрабатывается типология как индивидуального, так и исторически сложившегося общественного экологического сознания. Анализируется структура экологических представ­лений, разрабатывается ее системная модель. Рассматрива­ется качественная специфика субъективного отношения к природе, разрабатывается система его параметров и типоло­гия, создается психологическая характеристика различных типов отношения к природе. Исследуются различные вари­анты существующих стратегий и технологий взаимодейст­вия человека с природой, создается их типология.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует результаты исследований по культурологии и со­циальной экологии, а также психологии личности и др.

3) Анализ развития в процессе онтогенеза. В соответствии с этой задачей анализируются основные тенденции развития в процессе онтогенеза индивидуального экологического сознания.

Исследуются качественные характеристики и динамика в онтогенезе представлений о природе и взаимосвязях человека с природой, образ и место природы в образе мира личности.

Анализируются факторы, определяющие развитие субъ­ективного отношения к природе в процессе онтогенеза, рас­сматривается его специфика на каждом возрастном этапе, создается его периодизация.

Исследуются возрастные особенности мотивации вы­бора тех или иных стратегий и соответствующих им тех­нологий в контексте общего психического и личностного развития.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует методы, разработанные в психодиагностике, и ре­зультаты исследований по педагогике, а также возрастной и педагогической психологии и др.

4) Анализ механизмов формирования и функционирова­ния. В соответствии с этой задачей рассматриваются меха­низмы формирования экологических представлений, их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природ­ными объектами и природой в целом.

Исследуются пути и механизмы формирования субъ­ективного отношения к природе, роль в этом процессе ха­рактера стимулов, получаемых человеком от природных объектов, имеющихся у него экологических установок, дей­ствия различных перцептивных феноменов (явлений иден­тификации, эмпатии по отношению к природным объек­там и т. д.), исследуются возможность, условия и меха­низмы восприятия природных объектов в качестве субъ­ектов, их влияния на личность в ситуациях реального и идеального взаимодействия.

Анализируются мотивация экологического поведения, факторы, определяющие выбор той или иной стратегии вза­имодействия с природой, механизмы освоения личностью различных технологий взаимодействия с природой.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует данные педагогики, семиотики, этологии, кибер­нетики[4], а также психологии восприятия, психосемантики, этнопсихологии, сравнительной психологии и др.

5) Анализ индивидуальной и групповой специфики. В со­ответствии с этой задачей изучаются особенности экологи­ческого сознания в различных социально-профессиональ­ных группах. Устанавливаются взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежностью и спецификой системы экологических представлений, свойственной каж­дой группе и отдельным ее членам. Определяются особен­ности субъективного отношения к природе: структура па­раметров отношения к природе и ее зависимость от уровня развития отношения. Исследуются предпочтения в выборе стратегий и технологий взаимодействия с природой в дан­ных группах.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует методы, разработанные в психодиагностике, и ре­зультаты исследований по социологии, а также дифферен­циальной и социальной психологии и др.

6) Разработка принципов и методов диагностики. Для экспериментального исследования названных проблем в рамках раздела экологической психологии — экологической психодиагностики — создается специальный диагностичес­кий арсенал, позволяющий определить уровень сформиро­ванного и качественного своеобразия системы экологичес­ких представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней.

При решении этой задачи экологическая психология опи­рается на положения, сформулированные в статистике, и использует принципы и методы, разработанные в психоди­агностике.

Особой — седьмой — задачей экологической психоло­гии является исследование тех психологических функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы, его влияния на развитие личности, разра­ботка на этой основе методов психокоррекционной и психо­терапевтической работы и т. д.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует результаты исследований по физиологии, педа­гогике, социологии, а также опирается на положения воз­растной и социальной психологии и психологии личности, психологии окружающей среды, медицинской психологии и психотерапии и др.



 


Резюме

1. В настоящее время термин «экологическая психо­логия» применяется в научной литературе для обозначе­ния ряда близких, но не тождественных областей иссле­дований: психологической экологии, психологии окружа­ющей среды, экологического подхода в психологии и со­бственно экологической психологии (психологии эколо­гического сознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности.

2. Предметом исследования в экологической психоло­гии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

3. Экологическая психология характеризуется двумя ос­новными методологическими особенностями, отличающи­ми ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с приро­дой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объ­ектом исследований является не «природная среда», а «мир природы».

4. В экологической психологии существуют четыре ос­новных направления исследований: экологического созна­ния в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стра­тегий и технологий взаимодействия с ней.

5. Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание типологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формиро­вания и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагности­ки, — которые решаются в рамках каждого из четырех на­правлений исследований, а также задача изучения функ­ций, которые может осуществлять взаимодействие челове­ка с миром природы.

Контрольные вопросы и задания

1. Что имеют общего между собой и чем различаются понятия «экологический мир», «окружающая среда» и «мир природы»?

2. Используя понятие «встроенность», предложенное Дж. Гибсоном, опишите «экологический мир» домашнего кота.

3. Какие особенности, свойственные восприятию приро­ды как среды, могут характеризовать также и восприятие мира природы?

4. Исследования в какой области: психологической эко­логии, психологии окружающей среды, экологической пси­хологии — могут иметь большее значение для экологичес­кого образования?

5. Охарактеризуйте специфику взаимодействия личнос­ти с природными объектами.


[1] Гештальт (от. нем. §е$аи — образ, форма) — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает много­образие отдельных входящих в нее явлений.

[2] Методологические принципы, разработанные в экологическом подходе Дж. Гибсона, могут использоваться во всех трех облас­тях исследований.

[3] Социогенез— процесс возникновения высших психи­ческих функций, становления личности, развития межличност­ных отношений в ходе развития общества.

[4] Семиотика (от греч. зетеюпке — учение о знаках) — наука о зна­ковых системах. Этология (от греч. ескоа —- характер, нрав и 1о- 805 — слово, понятие, учение) — наука, занимающаяся изучени­ем поведения животных в естественных условиях. Кибернетика (от греч. куЬетепке — искусство управления) — наука об общих закономерностях процесса управления и передачи информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.