Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семантический пласт




Семантика – значение, смысл языковой единицы (слова, словосочетания, предложения). Почти у каждого слова есть свое значение. Однако нередко мы употребляем слова не в их собственном, а в переносном смысле. Это происходит и в повседневной жизни (солнце встает; дождь стучит по крыше), а в литературных произведениях встречается еще чаще. Слова, употребленные в переносном значении, и называются тропами. Предметом литературоведческого анализа являются индивидуальные, или авторские, тропы. С их помощью достигается эстетический эффект выразительности, нестандартности слова в художественной речи.

 

Виды тропов:

· сравнение,

· метафора,

· метонимия,

· эпитет,

· перифраз,

· гипербола,

· литота,

· ирония (сарказм),

· аллегория,

· символ.

 

Сравнение - простейший вид тропа, представляющий собой сопоставление одного предмета (явления) с другим по какому-либо признаку. Формально сравнение состоит из следующих частей:

1) то, что сравнивается, — субъект сравнения,

2) то, с чем сравнивается, — объект сравнения,

3) признак, по которому сравнивается, — основание сравнения.

Например: «Глаза, как небо, голубые» (Пушкин). Глаза — субъект сравнения, как небо — объект сравнения, голубые — основание сравнения.

Признак сравнения может быть опущен, но он всегда подразумевается. Например: «Брань господская, / Что жало комариное …» (Некрасов).

 

Сравнение может быть выражено

− с помощью слов точно, будто, словно, как, что, как будто, подобно, похожий, это и др. Например: «А сама-то величава,/Выступает, будто пава;/А как речь-то говорит, / Словно реченька журчит» (Пушкин); «Двери вдруг заляскали,/ будто у гостиницы / не попадает зуб на зуб» (Маяковский); «И русых головок над речкой пустынной/ Что белых грибов на полянке лесной!» (Некрасов); «Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх» (Гоголь).

 

− существительным в творительном падеже. Например: «Соловьем залетным / Юность пролетела,/ Волной в непогоду/ Радость отшумела» (Кольцов); «Золотою лягушкой луна/ Распласталась на тихой воде» (Есенин); «Намокшая воробушком / Сиреневая ветвь» (Пастернак).

 

− сравнительной степенью прилагательного или наречия. Например: «Синее оперенья селезня / Сверкал за Камою рассвет» (Пастернак); «И нужнее насущного хлеба / Мне единое слово о нем» (Ахматова).

 

Сравнения могут быть отрицательными. Они обычно используются в фольклоре и авторских произведениях, стилизованных под народную поэзию. Первая часть в отрицательных сравнениях — образ с отрицанием, а вторая, утвердительная, является субъектом сравнения. Например: «Не ветер гудит по ковыли,/ Не свадебный поезд гремит,- / Родные по Прокле завыли,/ По Прокле семья голосит» (Некрасов); «Не ветер бушует над бором,/ Не с гор побежали ручьи - /Мороз-воевода дозором/ Обходит владенья свои» (Некрасов).

 

Сравнения могут быть развернутыми, представляя собой иносказательный рассказ. Например:

 

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей—

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей.

(Бунин)

 

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает

И огнь сокрытый и глухой

Слова и строки пожирает —

Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днем уходит дымом,

Так постепенно гасну я

В однообразье нестерпимом!..

(Тютчев)

 

Принято говорить о двух основных функциях сравнений в художественной речи — изобразительной и выразительной (экспрессивной). Изобразительная функция реализуется в описательной части текста (пейзаж, портрет, интерьер). Например: «…Высокие и редкие… облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса …» (Тургенев); «Как васильки во ржи, цветут в лице глаза» (Есенин); «…В этой желтой каморке, похожей на шкаф или сундук …» (Достоевский).

Выразительная (экспрессивная) функция свойственна оценочным и эмоциональным сравнениям, а также неожиданным, ассоциативным. Например: «Жизнь, как подстреленная птица,/ Подняться хочет и не может…» (Тютчев); «Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу, / Как выжиревший лакей на засаленной кушетке …» (Маяковский).

Изобразительная и экспрессивная функции могут совмещаться. В этом случае говорят об изобразительно-выразительной роли сравнения. Например: «Глаза у того [Борменталя] напоминали два черных дула, направленных на Шарикова» (Булгаков); «…зеленая, с желтой грудью [речь идет о платье], с улыбкой, она [Аксинья] глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову» (Чехов),

 

Задание. Найдите сравнения, определите способ их выражения и роль.

1. Уснуло озеро; безмолвен черный лес;

Русалка белая небрежно выплывает;

Как лебедь молодой, луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

(Фет)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят...

И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.

(Тургенев)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьется огонек.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылек.

(Фет)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Облаком волнистым

Пыль встает вдали;

Конный или пеший —

Не видать в пыли!

(Фет)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Не сияет на нёбе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

(Лермонтов)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метафора — вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении. Метафору иногда называют скрытым или сокращенным сравнением. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается (субъект сравнения), и то, с чем сравнивается (объект сравнения), метафора содержит только второе. Например: «А вы ноктюрн сыграть могли бы/ На флейте водосточных труб?» (Маяковский); «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу. (Блок); «В сердце ландыши вспыхнувших сил» (Есенин).

 

Бывают метафоры-прилагательные: «побледневшие звезды» (Брюсов),

метафоры-глаголы: «День обессилел, и запад багровый/ Гордо смежил огневые глаза» (Брюсов);

метафоры-существительные: «безвыходность горя», «безглаголъ-ность покоя» (Бальмонт);

метафоры-причастия: «из облаков кивающие перья» (Цветаева).

 

Разновидности метафор:

олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ. Чаще всего олицетворения используются при описании природы. Например:

 

Катясь чрез сонные долины,

Туманы сонные легли,

И только топот лошадиный,

Звуча, теряется вдали.

Погас, бледнея, день осенний,

Свернув душистые листы,

Вкушают сон без сновидений

Полузавядшие цветы.

(Лермонтов)

 

овеществление – уподобление живого существа, человека предмету. Например: «Тают в душе многолетние боли,/ Точно звезды пролетающий след» (Белый); «Голов людских обделываем дубы» (Маяковский).

 

Метафорический образ может охватывать целое предложение или несколько предложений, составляя цепочку метафор. Такая метафора называется развернутой, или распространенной. Например: «В саду горит костер рябины красной,/ Но никого не может он согреть» (Есенин). Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.

 

Границы между сравнением и метафорой не всегда выражены достаточно четко. Некоторые виды метафоры легко преобразуются в сравнения при помощи слов «как», «как бы», «вроде» и т.п. Например: «лезвие взгляда» [взгляд, как лезвие] (Шолохов); «Азовского моря корыто» [Азовское море, как корыто] (Багрицкий).

Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

 

Задание. Найдите метафоры, объясните их употребление.

1. Ветер спит, и все немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

(Фет)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Тропами потаенными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими,

Леса молчат — осенней ночи ждут.

(Бунин)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Вешних дней минутны грозы,

Воздух чист, свежей листы...

И роняют тихо слезы

Ароматные цветы.

(Фет)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? Довольно?..

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих,

А в скрипке эхо все держалось...

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

(Анненский)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.

(Есенин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метонимия - троп, основанный на ассоциации по смежности. Вместо названия одного предмета употребляется название другого, связанного с первым пространственной, временной или логической смежностью. Например: я три тарелки съел (содержащее - содержимое), в шкафу хрусталь и серебро (материал - изделие из него), читал Пушкина (автор - произведение), люблю «Анну Каренину» (художественное произведение - его название) и т. п.

Метонимия широко употребляется в разговорной речи. В художественных текстах метонимия употребляется как в речи персонажей, так и в авторской речи и служит средством стилизации разговорной манеры. Например, в «Евгении Онегине» наблюдается множество случаев употребления метонимических сочетаний: «Обшикать Федру, Клеопатру, Моину вызвать…» (т. е. актрис, исполняющих эти роли); «Но и Дидло мне надоел» (балеты в постановке Дидло); «Янтарь и бронза на столе» (изделия из янтаря и бронзы); «Партер и кресла — все кипит» (публика в партере); «Мартын Задека стал потом/Любимец Тани» (гадательная книга, составителем которой числился Мартын Задека); «Чтоб каждым утром у Вери /В долг осушать бутылки три» (ресторан, хозяином которого был Вери).

 

Разновидностью метонимии является с инекдоха, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения. Смысл синекдохи в замене множественного числа единственным, употреблении названия части вместо целого или общего. Например: «К нему и птица не летит,/И тигр нейдет...» (Пушкин).

 

Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.

 

Задание. Выделите в текстах метонимию (синекдоху), объясните ее употребление.

 

1. Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом — люди согреваются.

(Шукшин)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии.

(Гончаров)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц...

(Олеша)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. С вечера все спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(Фет)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпитет - поэтическое определение. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

Эпитеты могут выражаться:

− прилагательными: «грустно-сиротеющая земля» (Тютчев); «седой туман», «лимонный свет», «немой покой» (Бунин);

 

− существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых: «утес- великан» (Лермонтов); «Имя твое — птица в руке, / Имя твое — льдинка на языке» (Цветаева).

 

− наречиями, выступающими в роли обстоятельств: «На севере диком стоит одиноко...» (Лермонтов); «Листья были напряженно вытянуты по ветру» (Паустовский);

 

− местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души: «Ведь были схватки боевые, /Да, говорят, еще какие!» (Лермонтов);

 

− причастиями и причастными оборотами: «От ликующих, праздно болтающих, /Обагряющих руки в крови, /Уведи меня в стан погибающих / За великое дело любви!» (Некрасов)

 

Виды эпитетов:

· по составу: простые и сложные,

Простые выражены одним словом, сложные - словосочетанием. Например: «И навестим поля пустые, /Леса, недавно столь густые, /И берег, милый для меня» (Пушкин). В приведенном примере один простой эпитет и два сложных.

 

· по происхождению: народно-поэтические (постоянные) и индивидуально-авторские,

Постоянные эпитеты характерны для народного творчества. Например: красна девица, девица- красавица, добрый молодец, живая/мертвая вода, темный лес, море синее, поле чистое, терем высокий, стол дубовый, сабля вострая, и т. д. Постоянные эпитеты могут употребляться как средства стилизации. Индивидуально-авторские эпитеты позволяют увидеть предметы и действия такими, какими их видел писатель, создавая произведение. Поэтическое видение не бывает стереотипным, и каждый художник находит свои, особые краски для описания одних и тех же предметов. Например: «Погубленных березок вялый лист, /Еще сырой, еще живой и клейкий, /Как сено из-под дождика, душист» (Твардовский); «Улыбнулись сонные березки, /Растрепали шелковые косы. /Шелестят зеленые сережки, /И горят серебряные росы» (Есенин).

 

· по содержанию: изобразительные и выразительные (эмоциональные, лирические),

Изобразительные эпитеты усиливают «картинность речи». С их помощью фиксируются реальные физические свойства вещественного мира: цвет, запах, вкус и т. д. Например: «Около полудня обыкновенно появляется множество крутых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями…» (Тургенев); «Туман этот был разнообразно окрашен. В нем были то розовые, то золотые, то синие и сирене-

вые, то пурпурные и бронзовые, широкие и размытые пятна» (Паустовский). Выразительные эпитеты усиливают эмоциональность речи, выражают субъективное отношение автора или персонажа к определенному лицу или предмету. Например: «Притворной нежности не требуй от меня, /Я сердца моего не скрою хлад печальный. /Ты права, в нем уж нет прекрасного огня /Моей любви первоначальной» (Баратынский).

 

· по способу номинации: прямые и тропеические (метафорические или метонимические),

Эпитеты, выраженные словами в прямом значении, называются прямыми (точными). Например: На синих, иссеченных льдах /Играет солнце; грязно тает /На улицах разрытый снег / Куда по нем свой быстрый бег / Стремит Онегин?..» (Пушкин). Эпитеты с переносным значением называются тропеическими. В рамках тропеических эпитетов различают метафорические и метонимические эпитеты. Например: «И мы тебя, поэт, не разгадали, /Не поняли младенческой печали /В твоих как будто кованых стихах» (Брюсов); «И томит меня тоскою / Однозвучной жизни шум» (Пушкин); «Я навел на нее лорнет и заметил, что мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку» (Лермонтов).

 

Задание. Найдите эпитеты, определите их виды. Какую роль они выполняют?

 

1. Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье...

(Жуковский)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею…

(Тютчев)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

(Есенин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перифраз(а) -описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова. Например: «Весна моих промчалась дней» («весна дней - молодость) (Пушкин).

Перифразы позволяют:

— выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;

— избежать неоправданной тавтологии;

— ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.

Перифразы (особенно развернутые) также позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание.

 

Задание. Найдите перифразы.

 

1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

(Пушкин)

 

2. … о град державный,

Твердыня северных морей,

Венец отчизны православный,

Жилище пышное царей,

Петра державное творенье!

(Пушкин)

Гипербола – прием, основанный на преувеличении свойств предмета. Например: «В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский); «Земля надрывается от жары. Термометр взорван» (Багрицкий).

Литота прием, основанный на преуменьшении каких-либо качеств предмета. Например: «Какие крохотны коровки! /Есть, право, менее булавочной головки!» (Крылов).

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску. Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов. Например: ««у Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями» (Гоголь).

 

Задание. Найдите примеры гиперболы и литоты и объясните их роль.

 

1. Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...

(Лермонтов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Некрасов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ирония иносказание, выражающее насмешку. При использовании иронии слово или высказывание приобретает в контексте значение, противоположное буквальному смыслу или ставящее его под сомнение. Таким образом, под маской одобрения, даже восхищения, скрывается отрицательное отношение к объекту, даже издевка над ним. Например:

Я только в скобках замечаю,

Что нет презренной клеветы,

<…>

Что нет нелепицы такой,

Ни эпиграммы площадной,

Которой бы ваш друг с улыбкой,

В кругу порядочных людей,

Без всякой злобы и затей,

Не повторил сто крат ошибко й;

А впрочем, он за вас горой:

Он вас так любитКак родной!

(Пушкин)

 

Ирония — это обнаружение абсурдности положительной характеристики того или иного объекта. Высшую степень иронии представляет сарказм суждение, содержащее язвительную насмешку над изображаемым. Например: «В какой лакейской изучали /Вы этот рыцарский прием?» (Тютчев).

 

Задание. Какие слова приобретают в тексте противоположное значение?

 

1. Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи,

Ждущей смерти твоей с нетерпением.

(Некрасов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков.

(Пушкин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аллегория – вид иносказания, при котором изображение абстрактного понятия или явления происходит через конкретный образ. Связь аллегории с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем у символа. В баснях и притчах аллегорическое звучание достигается с помощью образов животных, за которыми закреплены определенные нравственные качества: лиса — хитрая, осел — глупый, волк — злой и кровожадный и т. д. Аллегория близка к символу. Различие между ними состоит в том, что аллегория обладает одним значением, тогда как символ многозначен, и значения его не всегда могут быть четко определены. Символ – обобщенный образ, включающий множество ассоциативных значений.

В принципе каждый элемент художественной системы может быть символом: тропы, художественная деталь и даже герой художественного произведения. Приобретению символического значения способствует ряд определенных условий: 1) повторяемость и устойчивость образа, что делает его так называемым «сквозным образом»,

2) значимость образа в раскрытии идеи произведения или в системе творчества писателя в целом,

3) принадлежность образа к культурному или литературному контексту (традиционные античные или библейские символы).

Например, один из характерных мотивов творчества Лермонтова — мотив одиночества, воплощен в ряде символических образов. Это и сосна на голой вершине («На севере диком…»), узник в темнице («Узник», «Сосед», «Пленный рыцарь»), оторванный бурей листок («Листок»), одинокий корабль («Парус») и т. д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.166 сек.