Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие общей и профессиональной культуры педагога




 

Освоение нормативных требований профессии и формирование высокого уровня педагогического мастерства происходит только в процессе при­общения учителя к общечеловеческой и педагогической культуре об­щества, становления на этой основе своей собственной общей и профессиональной культуры. Понятие «культура» всегда ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием человека, достижением им высот в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности (культура - культивирование, вспахивание), а также с приобщением к системе высших ценностей (куль­тура - культ, поклонение, любовь). «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных — прошлых, настоящих и будущих — культур, форма диалога и взаимопорождения этих куль­тур», — пишет В. Библер (23, с.289). И одновременно у него же: «Куль­тура — это все целостное бытие человека, понятое... как феномен самоустремленности, то есть в своем ду­хов­ном острие» (Там же, с.307). По мнению А. Белого, «куль­тура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть твор­чество самой жизни, но не бессознательное, а осознанное; куль­тура определяется ростом человеческого самосознания, она есть рассказ о росте нашего «я», она индивидуальна и уни­версальна одновременно... культура всегда есть куль­тура какого-то «я» (24, с.). Как видим, культура — это то, что су­ществует одновременно и вне человека, и в нем самом. Не­возможно определить самое понятие перечнем эле­мен­тов, его составляющих: «наука», «искусство», «религия», «образование» и т. д. Культура есть целостность, орга­нич­ное соединение многих сторон человеческой деятельности. Вмес­те с тем искусственно и условно разделение культуры на общественную и индивидуальную. Культура любой эпохи, на­ции есть квинтэссенция сущности человека данной эпохи, свой­ст­венного ему образа жизни и самосознания. И в этом смысле она всегда уникальна и индивидуальна. Точкой от­счета в характеристике любой культуры, ее сущности яв­ляется миропонимание, самосознание тех, кто ее создает. Та­ким образом, мы все и каждый в отдельности — соз­да­тели культуры своего времени и ее носители. Одновременно каждый из нас — «потенциально-целост­ная, способная бесконечно развивать себя, культура» (23, с.296)..

Основой становления профессиональной культуры педагога выступает его общая культура, которая проявляется:

в разносторонности, широком кругозоре, эрудиции;

в высоком уровне духовных интересов и запросов, эстетических и нравственных потребностей в общении с искусством, с людьми, с природой;

в культуре мышления, эмо­циональной культуре личности, культуре труда, общения, правовой и экологической культуре и т.д.

Одним из основных общекультурных свойств человека является его универсальность. «Если человек, овладевающий той или иной профессией, замыкается в своем узко профессиональном мире, - пишет Ю.П.Азаров, - то, во-первых, он теряется как личность, а, во-вторых, неизбежно сужается его профессиональный диапазон, так как специальные качества основываются на всеобщих законах творчества и питаются не только в своей области, но и в смежных областях,…порой и прямо противоположных видах деятельности» (25, с.49-50).

Вместе с тем, общая культура далеко не сводиться к универсальности, разносторонности личности. Для характеристики подлинно культурного человека чаще пользуются такими понятиями, как «духовность», «интеллигентность». Духовность – сложное образование, качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не только образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, но прежде всего предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» (лат.spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. Отмечая, что «духовная культура» и «духовность» не синонимичные понятия, Е.И.Артамонова утверждает, что духовная культура личности проявляет ее духовность, а духовность выступает целью развития индивидуальной духовной культуры учителя (26, с.38). Все это, безусловно, требует понимания им сущности данного понятия как идеала, ориентира своего культурного развития. Между тем 44 % опрошенных нами студентов не смогли охарактеризовать его даже частично. Психологи считают, что полностью бездуховных людей нет и что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом человека. Духовным может быть и человек со средними способностями, в то время как талантливый человек может быть бездуховным (27).

Интеллигентность как характерная черта культурного человека не сводится к получению высшего образования и интеллигентной профессии. Вот какую характеристику интеллигента дает выдающийся ученый в области истории русской и мировой культуры Д.С.Лихачев: «Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будут знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины»…, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, - вот это и будет интеллигентный человек… Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу; даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)» (28,с.19). Образцом духовного, интеллигентного человека стал для многих поколений соотечественников сам Д.С.Лихачев. Он справедливо считал основой интеллигентности и духовности, важнейшей чертой культурного человека его способность ставить перед собой надличностные цели и жизненные задачи, сочетать альтруизм, стремление принести как можно больше пользы окружающим людям, обществу в целом с увлеченностью своей профессией, своим делом при выборе жизненного пути. «Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач» (Там же, с.8).

Профессионально-педагогическая культура

Профессиональ­но-педагогическая культура базируется на общей культуре личности, выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности и личности педагога культуры в целом, педагогической культуры общества и «представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности» (29, с.45). Культурологический подход к педагогическому образованию (Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин и др.) основывается на признании формирования про­фессионально-педагогической культуры учителя главным условием и результатом его профессионального становления, инструментом реализации индивиду­альных творческих сил в педагогической деятельности. Состав структурных компонентов профессио­нально-педагогической культуры, выделяемых разными авторами, достаточ­но многообразен. Рассмотрим некоторые из них, наиболее значимые для становления педагога-профессионала.

Методологическая культура учителя представляет собой доста­точно сложное личностное образование. Она включает в себя педагогичес­кую философию преподавателя, представленную в его педагогической кон­цепции как системе основополагающих педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его дея­тельности. В основе концепции педагога лежит система представлений о сущности человека, его предназначении, о месте и роли профессионально­го образования в его становлении, о целях и задачах педагогической де­ятельности вообще и своей в частности.

Построение своей собственной педагогической кон­цепции требует от учителя выбора ее философских, психологических оснований, ориентации в существующих подходах к обучению и воспитанию, осмысления сущности основных педагогических категорий: раз­витие, формирование, социализация, воспитание, обучение, образование и т.д. При этом педагогическая концепция учителя должна вписывать­ся в общую концепцию образовательного учреждения, реализовывать ее через специфические условия его курса, предмета. Важнейшей составляющей методологической культуры является владение учителем как наиболее общими методами научного познания, так и методами, средствами педагогического исследования.

Методологическая деятельность педагога включает следующие этапы:

1. Осознание тех задач, которые ставит жизнь, общество, професси­ональная деятельность перед системой образования.

2. Анализ реального состояния дел в области общего об­разования и преподаваемой сфере деятельности.

3. Выявления противоречий между ними и определение стратегических целей своей деятельности.

4. Анализ существующих концепций обучения и воспитания, выбор наиболее соответствующих подходов к решению педагогических проблем.

5. Определение основных принципов своей деятельности, ведущих направлений, задач и предполагаемых результатов.

6. Организация поисково-экспериментальной деятельности, позволяющей проверить эффективность выдвинутых предположений.

7. Диагностика (изучение и анализ) результатов своей деятельности.

Таким образом, обеспечивается системное построение педагогического процесса, позволяющее педагогу обоснованно определять программу своей деятельности, отбирать ее содержание, формы и методы. Важнейшим инструментом формирования методологической культуры учителя становится рефлексия (лат. reflecsio - отражение) – специфический вид деятель­ности человека, направленный как на осознание процессов, явлений внешнего мира (человеческих поступков, ценностей культуры и т.д.), так и на осмысление собственных действий, внутренних состояний, чувств, переживаний и т.д. Основные виды рефлексии, лежащие в основе методологической культуры учителя:

философская рефлексия, дающая возможность осмысления различных точек зрения, подходов, проблем, своих собственных идей;

педагогическая рефлексия, обеспечивающая самоанализ своей деятельности и опыта, решение стоящих перед учителем педагогических задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.