Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В области организации государственного управления




Соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов

Конституционный принцип федерализма, положенный в основу функционирования всей системы государственной власти в РФ, предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Правовая основа разграничения предметов ведения и полномочий по управлению экономической, социально-культурной и административно-политической сферами деятельности содержится в ст. 71-73 Конституции РФ.

В рассматриваемом аспекте к исключительной компетенции РФ относятся.

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;

- внешняя политика и международные отношения РФ;

- внешнеэкономические отношения РФ;

- оборона и безопасность; оборонное производство; производство ядовитых веществ, наркотических средств;

- защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей недрами, водными и другими природными объектами;

- природопользование; охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Вне перечисленных выше предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Статья 78 (п. 2) Конституции РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

В целях разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ указанные органы заключают договор.

Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий установлены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[1]. Статья 26.7 вышеназванного Закона определяет, что договор о разграничении полномочий подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Президент РФ в течение десяти дней после подписания договора о разграничении полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.

Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное. Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет.

Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения и при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения - с условием приведения указанного договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.

Предметами договора могут выступать конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора и иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти заключены с целым рядом субъектов Федерации. Так, имеются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий с органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, органами государственной власти Чувашской Республики, органами государственной власти Свердловской области, органами государственной власти Удмуртской Республики, органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами государственной власти Республики Башкортостан, органами государственной власти Республики Татарстан, органами государственной власти Калининградской области и др.

В отношении договоров о разграничении предметов ведения и полномочий следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, действующие на день вступления в силу указанного выше Федерального закона, подлежат утверждению федеральным законом в течение двух лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона

Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий - это правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ друг другу осуществления части своих полномочий.

Принципы и порядок заключения соглашений установлены в статье 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[2]. Согласно этой норме федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, вышеназванному Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования в установленном порядке. Порядок подготовки и согласования проектов соглашений, а также порядок утверждения соглашений Правительством РФ и порядок внесения в них изменений и (или) дополнений определяются Правительством РФ в соответствии с федеральным законом.

Семинар 3

Административные нормы и методы государственного управления. Сущность административно-правовых отношений.

Административные нормы – это нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Норма права по своему юридическому значению есть определен­ное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различ­ного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблю­дает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, администра­тивная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качест­ва в полной мере присущи административно-правовым нормам. Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- право­вых норм.

Под механизмом административно-правового регулирования понимается система административно-правовых средств, которые, воздействуя на социальные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления.

В структуру этого механизма входят следующие элементы:

1. нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;

2. акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

3. акты применения норм административного права;

4. административно-правовые отношения;

5. правосознание, юридические факты, законность.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования.

Структура административно-правовой нормы — это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза – структурный элемент нормы права, формулирующий жизненные обстоятельства и условия, наличие к-х позволяет реализовать предписания, содержащиеся в норме.

Диспозиция — правило поведения сторон, предписываемое нормой.

Санкция содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.

Классификация АПН

По методу воздействия:

- обязывающие — содержат юридическое предписание действий

- уполномочивающие —наделяют правами совершать определенные юридические действия;

- запрещающие— запрещают совершение определенных действий;

- стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств поощрения.

По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

- императивные (категорические);

- рекомендательные;

- диспозитивные (регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).

По пределу действия в пространстве:

- федеральные или общероссийские;

- региональные, действующие в пределах субъектов РФ;

- местные, действующие в граница МО, на территории к-о они были введены;

- локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.

Методы гос. управления бывают прямыми и косвенными.

Методы прямого (административного) воздействия – нося императивный характер.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

Методы косвенного государственного управления – носят диспозитивный характер.

Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Экономические методы – вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов (премия, льготы, з/п..).

А-П отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Структура А-П отношений:

- объект – волевое поведение гражданина;

- субъект – лицо, наделенное определенными полномочиями по осуществлению управления;

- юр. факты обуславливающие появление, изменение или прекращение административных отношений;

- содержание отношений – права и обязанности, ответственность субъектов,

- метод А-П регулирования – способ воздействия субъекта на объект;

- способ защиты административных прав – самозащита; защита с помощью уполномоченных организаций.

Тема 3.4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.