Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VІ. План и организационная структура занятия




V. Содержание учебного материала

IV. Междисциплинарная интеграция

Ш. Воспитательные цели

П. Учебные цели

 

В результате изучения темы студент должен знать (α-П):

- классификацию чрезвычайных ситуаций, их характеристику;

- основные принципы этапного лечения раненых;

- объем ортопедической стоматологической помощи на этапах лечения.

 

Студент должен уметь (α-Ш):

- правильно и в полном объеме оказать ортопедическую помощь в зависимости от этапа

лечения.

 

 

Будущим врачам необходимо выработать умения организовать и провести лечебные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций – война, терроризм, транспортный травматизм, криминальные ситуации.

 

Дисциплина Знать (α-П) Уметь (α-Ш)
Медицина катастроф Организационную структуру оказания стоматологической помощи при катастрофах и в ВС Украины Оказать первую доврачебную помощь

 

 

Ортопедическая стоматологическая помощь в мирное время направлена ​​на оказание неотложной помощи и восстановление функции жевательного аппарата, а также в устранении деформаций лица и челюстей методом изготовления различных ортопедических и ортодонтических протезов и аппаратов.

 

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайной называют внезапно возникшую ситуацию, которая характеризуется значительными социально-экологическим и экономическим ущербом необходимостью
защиты населения от воздействия вредных для здоровья факторов (химических, радиоактивных, микробов, вирусов, переохлаждения, перегревания, травмирующих и психогенных факторов), проведения спасательных, неотложных медицинских и эвакуационных работ, а также ликвидация негативных последствий случившегося.

 

При классификации чрезвычайных ситуаций их разделяют на частные, объектовые, местные, региональные, глобальные, и в том числе:

1. Производственные с высвобождением энергии - механической, химической, термической, радиационной.

2. Транспортные - автомобильные, железнодорожные, авиационные, на воде.

3. Стихийные:

а) метеорологические - бури, морозы, жара, засуха;

б) топологические - наводнения, сели, оползни, ураганы, тайфуны;

в) тектонические - землетрясения, извержения вулканов.

4. Социальные и специфические - войны, эпидемии, терроризм, экологические (пересыхание рек и озер, глобальные изменения климата).

В зависимости от числа потерпев выделяют следующие категории чрезвычайных ситуаций:
а) малые - пострадавших от 25 до 100 человек, нуждаются в госпитализации 10-15 человек;

б) средние - 101-1000 человек и госпитализация 51-250 чел.;

в) большие – соответственно от 1000 и более 250 чел.


Лечебно-эвакуационное обеспечение и виды медицинской помощи пострадавшим
в чрезвычайных ситуациях

 

В районе катастрофы или стихийного бедствия условия для оказания пострадавшим медицинской помощи в полном объеме и их лечения практически всегда отсутствуют, а медицинского перелома и расположенных вблизи катастрофы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, как показывает опыт, совершенно недостаточно. Поэтому в системе лечебно-эвакуационного обеспечения выделяют четыре вида медицинской помощи потерпевшим:
1. Первая медицинская помощь (в очаге, районе бедствия).

2. Первая врачебная помощь (на границе очага, в районе бедствия).

3. Квалифицированная медицинская помощь.

4. Специализированная медицинская помощь (в районе катастрофы, в подвижных и стационарных лечебных учреждениях).


Основные принципы этапного лечения

 

1. Единый взгляд на этиологию и патогенез.

2. Приемственность медицинской помощи.

3. Эвакуация по назначению.

 

Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения (в очаге, районе бедствия) в виде самопомощи и взаимопомощи, а также спасателями, фельдшерскими и врачебно-сестринскими бригадами из состава скорой медицинской помощи. Следует отметить, что независимо от катастрофы и ее вида каждому пострадавшему первая медицинская помощь должна быть оказана немедленно или в ближайшие 30 мин., так как все мероприятия этой помощи направлены на сохранение жизни пострадавшего предупреждению развития осложнений.

Объем помощи: временная остановка кровотечения, наложение асептической повязки, введение обезболивающих средств, противошоковые мероприятия (покой, согревание, теплое питание), устранение асфиксии, подготовка к эвакуации.

 

Первая врачебная помощь

 

Первая врачебная медицинская помощь в районе чрезвычайной ситуации оказывается бригадами скорой медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, бригадами экстренной медицинской помощи и другими, которые выдвигаются по сигналу оповещения. Сохранившиеся лечебно-профилактические учреждения также участвуют в оказании первой врачебной помощи.

Объем помощи: окончательная остановка кровотечения (тампонада, ушивание сосудов в ране), противошоковые мероприятия (согревание, введение обезболивающих средств, переливание крови и кровезаменителей), наложение или исправление повязок, борьба с асфиксией (искусственное дыхание, трахеотомия, закрытие открытого пневмоторакса, кислородная терапия), введение сывороток и препаратов, антибиотиков широкого спектра действия, эвакуация в специализированные учреждения.

 

Квалифицированная и специализированная помощь

 

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь и лечение пораженных в чрезвычайных ситуациях проводится в лечебных учреждениях, развертываются в полевых условиях или в медицинских стационарах. Квалифицированная и специализированная медицинская помощь на практике взаимосвязаны и между ними трудно провести четкую грань.

Объем помощи и лечения: оказание помощи пострадавщим по жизненным показаниям (кровотечение, шок, асфиксия - в полном объеме), временное и постоянная иммобилизация отломков челюстей лигатурным связыванием, шинами Тигерштедта, Васильева, аппаратом Збаржа. Изготовление формирующих и фиксирующих аппаратов, необходимых для проведения пластических и восстановительных операций, изготовление зубных протезов, вправляющих и замещающих сложно-челюстных аппаратов.

 

Лечебные мероприятия при анафилактическом шоке

Клиника:

- прогрессирующее беспокойство;
- жалобы на головную боль, тошноту, онемение губ, лица, языка, чувство жара и прилитие

крови, кожный зуд, ощущение затруднения дыхания и сжатия грудной клетки;
- гиперемия кожных покровов, крапивница, отек Квинке, акроцианоз, холодный пот;
- АТ резко понижено, пульс учащенный, нитевидний
- дыхание поверхностное, учащенное;
- иногда, быстрая потеря сознания.

Неотложная помощь:

1. Прекратить введение препарата, вызвавшего это состояние.
2. Придать горизонтальное положение с завышенными нижними конечностями.
3. Удалить посторонние предметы из полости рта.
4. Если пациент потерял сознание: выдвинуть нижнюю челюсть для предотвращения

западения языка.
5. Адреналин - 1% -0,5 -1 мл в 5 мл физ. раствора п / к или в / в или итратрахеально, а также

вокруг места введения аллергена.
6. Если АД не повышается - через 10-15 минут: по 400 мл физ. раствора или глюкозы
7. Супрастин 2% -2-4 мл или пипольфен 2,5% - 1-2 мл в / в
9. При отеке дыхательных путей: оксигенотерапия, эуфиллин 2,4% - 10 мл в / в медленно в

10 мл физ. раствора.

При отсутствии позитивных изменений - госпитализация.

 

Лечебные мероприятия при гипертоническом кризе

 

Клиника:

- Резкая головная боль, головокружение, шум в ушах.
- Тошнота возможна одиночная рвота.
- Нарушение зрения ("туман" или "туман" перед глазами).
- Покраснение кожных покровов лица.
- AT повышен на 30 мм. рт. ст.
- Пульс напряженный.


Неотложная помощь:

1. Придать положение полусидя.
2. Контроль AT каждые 10 мин.
3. Дибазол 20 мл в / в.
4. Лазикс-20мл в / в.
5. Клофелин - тб под язык.
6. Магнезия 25% 10мл.
При отсутствии позитивных изменений - госпитализация.


Лечебные мероприятия при обмороке

Клиника:
Предвестники:
- наростающая слабость;
- головокружение;
- тошнота;
- неприятные ощущения в области живота, сердца;
- звон в ушах;
- потемнение в глазах;
- нарушение сознания;
- полная потеря сознания;
- исключение мышечного тонуса;
- снижение AT;
- тенденция к брадикардии, пульс малого наполнения;
- зрачок узкий;
- дыхание поверхностное;
- при глубоком обмороке - судороги;
- приступ длится 10-20 секунд.

Неотложная помощь:
- остановить стоматологическое лечение;
- освободить полость рта от посторонних предметов;
- педоставить пациенту горизонтальное положение с приподнятыми нижними конечностями;
- расстегнуть верхнюю одежду;
- обеспечить доступ свежего воздуха, провести ингаляцию кислорода через маску;
- контроль AT в динамике;
- ингаляция паров нашатырного спирта;
- раствор кофеина - бензоата натрия 10% -1,0;
- раствор кордиамин 25% -2,0;
- раствор атропина сульфата 0,1% -1,0.


Лечебные мероприятия при инфаркте миокарда

Клиника:

- боль, как при стенокардии, продолжительностью более 20 минут, исключительно сильный,

с широкой зоной иррадиации;
- нападение не прекращается после применения нитроглицерина;
- ощущение "страха смерти", холодный пот;
- тахикардия, возможно нарушение ритма;
- артериальная гипертензия.

Атипичные формы:

- астматическая;
- гастралгический;
- безсимтомная.

Неотложная помощь:
1.Придать горизонтальное положение, тучные - полусидя.
2.Вызов кардиологической бригады скорой помощи.
3. Повторно нитроглицерин 1 г под язык.
4. АД не реже через 5 мин.
5. Ингаляции кислорода через маску.
6. Баралгин 5-10 мл на глюкозе или анальгин 50% - 2,0 мл в/в струйно, папаверин 2% - 2 мл.
7. Если отсутствует эффект.
При отсутствии позитивных изменений - госпитализация.


Лечебные мероприятия при коллапсе

 

Клиника:
Предвестники:
- резкое ухудшение общего состояния, слабость;
- головокружение;
- холодный пот;
- бледный "мраморный" окрас кожи;
- сознание сохранено;
- тахикардия, пульс нитевидний;
- резкое снижение АД;
- дыхание поверхностное.

Неотложная помощь:
- остановить стоматологическое лечение;
- предоставить пациенту горизонтальное положение с завышенным нижними конечностями;
- освободить полость рта от посторонних предметов;
- расстегнуть верхнюю одежду;
- обеспечить доступ свежего воздуха, провести ингаляцию кислорода через маску;
- ингаляция паров нашатырного спирта;
- преднизалон 1-2 мг / кг массы в / в;
- п/в инфузия физ.р-р, 5% -500 глюкоза;
- мезанон 1% -1 мл или норадреналин 0,2% -1 мл разведении в 400 мл 5% раствора глюкозы

или физ.раствора в / в 25-40 капель в минуту.
При отсутствии позитивных изменений - госпитализация.


Лечебные мероприятия при отеке Квинке


Клиника:
Предвестники:
- На фоне крапивницы быстро возникает отек на участках кожи (веки, губы, половые органы,

волосистая часть головы, лицо);
- при нажатии на участки отека углубления НЕ остается;
- АД снижается незначительно;
- при отеке гортани - охриплость голоса, «лающий» кашель;
- затруднение дыхания;
- возможны кровоизлияния на СОПР.

Неотложная помощь:
1. Прекратить введение аллергического средства.
2. Обеспечить доступ свежего воздуха, провести ингаляцию кислорода через маску.
3. Вызов скорой помощи.
4. В / в - супрастин 2% -2,0 или пипольфен 2,5% - 2,0
- Преднизалон 3-5 мг / кг или дексаметазон (п) - 20-24 мг / кг всего
5. П / к адреналина 0,1% -0,3 мл
6. В / в Лозикс 1%-40мл
7. АД через каждые 5 минут
8. При угрозе асфиксии - коникотомия.
При отсутствии позитивных изменений - госпитализация.


Лечебные мероприятия при стенокардии

 

Клиника:
- приступообразные боли сжимающего или давящего характера в области сердца, чаще за

грудиной, которые могут иррадиировать в левое плечо, лопатку, руку, шею, нижнюю

челюсть;
- боль не связана с актом дыхания;
- тахикардия;
- повышение АД.

 

Неотложная помощь:
1. Придать положение полулежа.
2. АД
3. Нитроглицерин 0,0005 г - 1-2 т под язык.
4.Ингаляция кислорода.
5.Вызов скорой помощи, если отсутствует эффект от нитроглицерина.
6.Баралгин 5-10 мл или анальгин 50% - 2,0 мл в / в димедрол 1% - 2,0 мл при продолжении

приступа.
При отсутствии позитивных изменений - госпитализация.

РЕАНИМАЦИЯ:
растворы - адреналина гидрохлорида 0,1% или норадреналина гидротартрата, кальция хлорида 10%, натрия гидрокарбоната 4%, лидокаина гидрохлорида 2%, натрия хлорида изотонический раствор, полиглюкин, реополиглюкин.

КРОВОТЕЧЕНИЕ:
дицинон 12,5%; ПАМБА (амбен) 1%; кальция хлорид 10%; аскорбиновая кислота 5%, витамин К - викасол 1%; эпсилон - аминокапроновая кислота 5%, витамин Р - рутин 0,05; дибазол 0,5%; папаверин 2%; капрофер; гемостатическая или желатиновая губка «Кровостан» или оксицелодекс.

 

 

№ п\п Основные этапы занятия Учебные цели Методы контроля и обучения Материалы методи-ческого обеспечен. Время в мин или %
І Подготовитель-ный этап       5 мин.
  Организационные мероприятия        
  Постановка учебных целей и мотивация     См. п. І – Актуаль- ность, учеб-ные цели 5 мин.
  Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений     ІІ уровень     Индивидуальное экспресс-опрос. Тестовый контроль. Письменный теорети- ческий контроль. Решение типовых задач. Вопросы. Задачи. Тесты. Письменные теоретичес-кие задания. Таблицы. Рисунки. Модели. Муляжи. Видео-фильмы 30 мин.
ІІ Основной этап ІІ- ІІІ уровень Практический тренинг.   90 мин
1. Формирование профессио- нальных умений и навыков     Клинический прием больных Клинический кабинет. Таб- лицы. Плака-ты. Альбомы. Инструмен- тарий. Тема- тические пациенты
ІІІ Итоговый этап ІІІ уровень     10 мин
1.   2.   3.   Контроль и кор-рекция профес-сиональных умений   Подведение ито-гов занятия   Домашнее задание   Индивидуальный контроль прак-тических навычек и их результатов. Итоговое оценивание Нети- пичные ситуа-ционные задачи     Ориентиро-вочная карта для самостоя- тельной рабо-ты с литера-турой

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.