КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философии науки
Предмет и содержание
Философия науки рассматривает науку как подсистему духовной и духовно-материальной культуры общества. При этом анализируются взаимосвязи науки с другими культурными сферами, такими как искусство, религия, мораль и др. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ включает: историю науки, логику и методологию науки, аналитическую философию, социологию науки (когнитивную социологию), философию техники, когнитивную психологию, методологию творчества и логику научного открытия.
История науки как составная часть философии науки есть история концептуальных каркасов. Она рассматривает динамику науки в культуре, изменение оснований научного знания. Наряду с общей истории науки разрабатываются специализированные истории отдельных научных дисциплин. Сам философский образнауки исторически менялся. Можно выделить такие его варианты: античный образ познания как воспоминания об высших идеях; образ возрождающейся науки (Ф.Бэкон, Р. Декарт); изучение того, как возможно научное знание (И. Кант); образ философии как «науки наук» (Г. Гегель); образ науки как «всеобщего духовного продукта общественного развития» (К. Маркс); позитивистский образ науки (О. Конт); становление образа науки как «образца западной демократии». Характеристика Б ольшой науки – образ науки «хорошей во всех отношениях».
Ныне философия науки - считает первоочередными вопросы философской экологии и глобальные проблемы современности, - сопоставляет и анализирует науку и псевдонауку, - изучает смену типов и нарождение новой научной рациональности. Важное значение современная философия науки придаетмеждисциплинарным исследованиям, способствующим формированию научного мировоззрения и общенаучной картины мира.
В наше время философы, изучая науку, пытаются дать более глубокий ответ на традиционный вопрос " что значит знать?". В античности познанием считалось приобщение к Логосу - мировому Закону. В науке Нового времени знать - это знать, как измерить. В концепциях научного знания русских философов познать - значит полюбить (С.Л. Франк) или "уловить соритмичное бытию биение духа" (П. Флоренский). В герменевтических работах познание предстает как интерпретация.
Прикладная наука применяет накопленные знания в технических и технологических целях. Во главе угла оказывается не истинность, а полезность. Бывает, что успешные прикладные исследования какое-то время исходят даже из ложных посылок или недостоверных знаний. Но наступает момент, когда «карточный домик» ошибочных построений неминуемо разваливается. Многие десятилетия гелиоцентрическая система мира Коперника отвергалась не только в духовно-религиозной сфере, но и в практической жизни, т.к. геоцентрическая система мира Птолемея ничуть не хуже описывала местонахождения планет.
В наше время философия науки уже не сводится преимущественно к методологии наук о природе. Во-первых, философия науки уже не только методология, а, во вторых, ее объект – не только естествознание. Философия науки выходит на междисциплинарный уровень, причем изучаемые ею науки оказываются лишь частью проблемного поля. Другая важная часть - это изучение связи научного знания с человеком, ценностными ориентациями.
А теперь назовем проблемы, многие из которых также будут нами рассмотрены в дальнейшем (более или менее подробно).
Позитивистская концепция истории науки, проблема возникновения науки и метода познания в ней (Г. Спенсер). Классификация наук как отображение истории науки. Стадиальность развития науки. Индуктивистские модели роста знания. Неопозитивистская философия науки и проблема реконструкции истории научного знания. Факторный анализ развития науки. Общие особенности кумулятивистского подхода к истории науки и отдельные направления внутри его. Кризис классической науки, революция в естествознании и утрата рациональных ориентиров объяснения знания. Эпистемологическая революция ХХ века, формирование неклассического понимания рациональности и новое видение истории науки. Объяснения генезиса науки интернализмом (А. Койре, Прайс Д. Де Солла, Холл) и экстернализмом (Э. Цильзель, Д. Нидам, Р.Мертон). Концепция развития науки как смены парадигм. Устойчивые интеллектуальные структуры и проблема переходов между ними. Исследовательские программы, познавательные модели и их место в историко-научных реконструкциях. Структуралистская методология в истории науки и ее особенности. Революционные и эволюционные подходы в историко-научных объяснениях. Диалектико-материалистический анализ проблемы происхождения и развития науки. Современные модели истории науки, их преимущества и ограниченность: кумулятивные, научные революции и ситуативные (case-studies). Образ науки как систематизирующий и ценностный элемент идеологии научного сообщества. Внешняя и внутренняя функции образа науки. Основания научного исследования: идеалы, нормы и методы научного исследования, философские и общенаучные принципы и предпосылки. Проблема как исходный пункт научного исследования. Научные и практические проблемы. Понятие «научная картина мира». 3 основных типа: «общая», «естественнонаучная и социально-научная», «специальная» научные картины мира. Понятия «научная революция», «стиль научного мышления», «парадигма», «порождающая модель». Понятие метода научного исследования. Субъективное и объективное в методе. Классификация методов. Научные методы эмпирического и теоретического познания. Общелогические методы в познании. Границы и сфера деятельности философских методов в науке. Место диалектики и метафизики в системе научной деятельности. Взаимодействие методов. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ Философия науки существует в двух основных вариантах: · как совокупность самостоятельных специализированных философских школ и направлений (позитивизм, неопозитивизм, неорационализм, критический рационализм и т.п.) · как составная часть определенных более широких по проблематике философских направлений (таких, скажем, как диалектический материализм, неотомизм, феноменология). Говоря о современной зарубежной традиции, следует прежде всего выделить постпозитивизм. Постпозитивисты единодушно критикуют базовые положения логического позитивизма. Большое значение они придают историчности знания, его целостности, взаимосвязи научного и философского познания, субъектно-психическим факторам в развитии науки. Однако, обсуждая проблемы философии науки, постпозитивизм достаточно явно «раздваивается». 1) Последователи «критического рационализма», разработанного К. Поппером, продолжают придавать определяющее значение логическим формам анализа. В то же время, немалое внимание (в отличие от логических позитивистов) они уделяют социокультурным факторам, обусловливающим научные исследования. 2) Сторонники «исторического направления» считают не только логические формы, но и социокультурно-психические характеристики важнейшими имманентными свойствами познания. Наука развивается не только в понятийно-концептуальной форме. Она погружена в общекультурный контекст. Видными представителями подобного подхода являются М. Полани (концепция «неявного знания»), Т. Кун (учение о «парадигмах» и научных революциях), С. Тулмин и др. Дополнения ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности; а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они так или иначе обращаются к феномену науки. В качестве особой дисциплины Ф.н. оформилась ко второй половине XX в. Но как особое философское направление она сложилась столетием раньше и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных (эпистемологических) характеристик науки. …Как особое направление Ф.н. впервые была представлена в трудах Дж.С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера и др. Они стремились привести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Это было связано с институциональной профессионализацией научной деятельности, становлением ее дисциплинарной структуры в XIX в. В центре внимания оказалась по преимуществу проблематика, связанная с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания. Содержание второго этапа в развитии Ф.н. (первые два десятилетия XX в.) определялось в основном осмыслением революционных процессов, происходивших в основаниях науки на рубеже веков (Мах, Планк, Пуанкаре, Дюэм, Кассирер, Эйнштейн и др.). Здесь главной сферой анализа стали содержательные основоположения науки. Следующий период (20-40-е годы), который можно определить как аналитический, определялся программой анализа языка науки, заложенной классическим неопозитивизмом (Венский кружок и Берлинская группа - Шлик, Карнап, Нейрат, Рейхенбах и др.). Свою задачу неопозитивистская Ф.н. видела в том, чтобы прояснить логическими методами отношение между эмпирическим и теоретическим уровнями знания, устранить из языка науки «псевдонаучные» утверждения и способствовать созданию унифицированной науки. В рамках позднего неопозитивизма (40-50-е годы) важна имманентная критика догм эмпиризма, тщательное изучение логики научного объяснения, исследование вопроса редукции теорий и построение реалистических моделей структуры научных теорий (Куайн, Гемпель, Нагель, У. Селларс и др.). К этому же этапу Ф.н. может быть отнесена и концепция логики научного исследования Поппера. Постпозитивистский этап в развитии Ф.н. связан с обращением к исторической динамике знания и резко возросшим интересом к социокультурным детерминантам познания. (Полани, Тулмин, Н. Хэнсон, Кун, Лакатос, Агасси, Фейерабенд и др.). Многообразие подходов в рамках современной Ф.н. делает возможной их типологизацию, лишь прибегая к комплексным оценкам. Так, нормативистская ориентация в Ф.н. может быть представлена в двух вариантах. Первый, логицистский вариант предполагает перестройку научного мышления в соответствии с теми или иными логическими стандартами и критериями (логический эмпиризм). Второй, историцистский вариант строится на анализе истории науки как системы нормативно значимых выводов из нее (Холтон). Предпринимаются попытки логико-методологической экспликации историческо-научного материала (семантическая модель научной теории Суппеса, Ф. Саппе, Бунге, фальсификационистские модели и методология исследователь ких программ Лакатоса, структуралистская концепция научных теорий Дж. Снида и Штегмюллера). Дескриптивистские тенденции получили развитие в вариантах Ф.н., максимально приближенных к исследованию тех или иных эпизодов истории науки (case studies). В ходе эволюции Ф.н. сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях Ф.н. Основные из них таковы: Ф.н. является формулировкой общей картины мира, которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них; Ф.н. есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор ученым тех или иных проблем (подход, близкий к социологии науки); Ф.н. есть анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм); Ф.н. есть метанаучная методология, определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, какими методами должны пользоваться ученые в исследовании природы, каковы необходимые условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, как развивается научное знание. Стержневая проблематика Ф.н. также существенно менялась в процессе ее эволюции. В начале века в центре внимания Ф.н. находились (1) идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма, причинности, соотношения динамических и статистических закономерностей, проблемы пространства и времени и т.п.; (2) структурные характеристики научного исследования - соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов. С 20-х годов в центр внимания вышла проблема демаркации - разделение науки и метафизики, математики и естествознания, социогуманитарного и естественнонаучного знания. Большую значимость приобретают проблемы эмпирического обоснования науки, вопрос о том, можно ли построить всю науку на фундаменте чисто эмпирического знания; значение теоретических терминов - анализ их сводимости к эмпирическим, их инструментального и онтологического смысла. Изучаются также процедуры верификации, дедуктивно-номологического объяснения, подтверждения, фальсификации. Начиная с 60-х годов на передний план выходят новые проблемы. В рамках критики и отказа от фундаментализма, предполагающего принципиальную возможность редукции всей совокупности различных видов знания к неким далее неразложимым и достоверным элементам опыта, вводятся понятия: парадигма, научно-исследовательская программа, идеал естественного порядка, неявное знание, тематический контекст, предназначенные для принципиально иного типа решения проблемы оснований научного познания. Возрождается интерес к метафизической стороне науки. От проблем структуры научного знания анализ смещается к проблемам его роста, оспариваются кумулятивистские модели развития науки. Для объяснения природы научных революций вводится понятие несоизмеримости (см.: Несоизмеримости теорий тезис). Приобретает новое содержание понятие научной рациональности, на базе которого в Ф.н. формулируются критерии научности, методологические нормы научного исследования, критерии выбора и приемлемости теорий, осуществляются рациональные реконструкции развития знания. Возникает тенденция к историзации Ф.н., в связи с чем соотношение Ф.н. и истории науки выдвигается в число центральных проблем. Расширение предметного поля Ф.н. приводит к анализу мировоззренческих и социальных проблем науки: встает вопрос о соотношении науки и иных форм рациональности, о социальной детерминации научного знания. На рубеже 70-80-х годов, когда основные постпозитивистские концепции Ф.н. были уже разработаны и обсуждены, наметился сдвиг проблематики Ф.н. в двух направлениях. Во-первых, представители этой дисциплины стали более внимательны к эпистемологическим основаниям выдвигаемых ими моделей, что привело к оживлению дискуссий о реализме и инструментализме, к более детальному обсуждению проблемы концептуальных каркасов и т.п. Но более заметный сдвиг связан с распространением наработанных в Ф.н. (в основном на материале естественных наук) концепций на анализ социальных и гуманитарных наук. В дополнение к достаточно традиционному философско-методологическому анализу исторической науки (как антиподу «наук о природе») стали активно развиваться методология экономической науки, философско-методологический анализ психологии, социологии, социальной антропологии и других наук о человеке..Совр з. ффия Касавин, Пружинин
Можно ли считать науку наиболее высокой формой общественного сознания по сравнению с ………………. (см. на бумажном носителе)
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |