КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы
Принципы Современные принципы обучения. Принципы обучения Я.А.Коменского. В своём труде «Великая дидактика», Коменский выделяет 10 принципов, выводя их из ведущего принципа следования за природой. Он пишет, что «идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко и приятно, если: 1. -приступить к обучению своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности; (пр. учёта возрастных особенностей; пр. доступности 2.- обучение будет протекать с должной подготовкой умов; (пр. сознательности и активности; пр. доступности 3. -при обучении будут идти от более общего к более частному; (пр. фундаментальности; пр. научности; пр. связи теории с практикой; 4. -при обучении будут идти от более лёгкого к более трудному; (пр. систематичности и последовательности; пр. доступности; 5. -при обучении никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала; (пр. доступности; учёта возраста; пр.прочности 6. -при обучении во всём будут двигаться вперёд не спеша; (пр.прочности; последовательности 7. -при обучении умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения; (пр.учёта возраста, доступности, систематичности, целесообразности 8. -всё будет передаваться через посредство внешних чувств; (пр.наглядности, природосообразности 9. -всё будет изучаться для непосредственной пользы; (пр. связи теории с практикой, целесообразности 10. -всё будет изучаться постоянно одним и тем же методом. (пр систематичности; научности
Коменскому же принадлежит т.н. золотое правило дидактики: «всё, что только можно, предоставлять учащимся для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путём осязания.». Итак, ведущие принципы по Коменскому, это принципы природосообразности, наглядности, народности, а также - последовательности, систематичности, доступности, научности.
Повторим, что принципы являются «мостиком» из теории в практику. Они определяют отбор учителем методов, приёмов и форм обучения, регулируют взаимодействие учителя и учащихся.
Место принципов: -методы Педагог -приёмы Учащиеся -формы
Принципы реализуются через правила, т.е. через предписания учителю как он должен действовать. Их -великое множество. Сегодня всё больше говорят о необходимости системы принципов, присущих той или иной системе образования. А в любой системе всегда есть системообразующий принцип, вокруг которого выстраиваются все остальные. Относительно используемой педагогом системы принципов справедлив девиз: «Всё или ничего»: ведь что толку, если обучение научно, наглядно и т.д., но не обеспечена доступность? Или зачем доступность, если не обеспечена научность? И так далее. Перечислим современные принципы обучения.
1. Принцип культуросообразности обучения. Он вытекает из его обусловленности широкими социальными процессами и потребностями, которые проявляются в культуре общества, в социокультурном опыте, из чего в конечном счёте и состоит содержание образования. Иногда этот принцип называют принципом «единства типа (историко-культурного)», а также «принципом связи обучения с жизнью».
2. Принцип целостности или единства воспитания, обучения и развития. Он вытекает из одноимённого закона, связывает воедино основные педагогические категории. На практике этот принцип реализуется путём комплексного планирования целей обучения, когда ставятся не только образовательные, но одновременно, и воспитательные, и развивающие цели уроков.
3. Принцип природосообразности, а также учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Он означает требование строить обучение, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребёнка, а также с законами окружающей ребёнка природой.
4.Принцип научности и связи теории с практикой. Он относится к отбору содержания образования и опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он означает требование преподавать основы научного знания, раскрывать современную проблематику науки, её методы, способствовать формированию научного мировоззрения; показывать взаимовлияние науки и практики.
5.Принцип системности, а также систематичности и последовательности. Сама наука есть система знаний, и их усвоение также требует системного подхода. Принцип означает также требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем и продолжает его.
6. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Обучение эффективно, когда ученик осознаёт необходимость своего обучения, принимает цели урока, ставит свои собственные, самостоятельно планирует и организует свою деятельность, осуществляет самоконтроль и самооценку.
7. Принцип комплексности. Единства различных методов и приёмов.
8. Принцип наглядности. Наглядность в обучении обеспечивается применением различного рода иллюстраций, демонстраций, лабораторных работ, компьютерной анимации. Однако не меньшее значение имеет и словесная наглядность, образная речь учителя, эмоциональность и т.д. Благодаря им у учеников появляется интерес к учёбе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, а знания наделяются личностным опытом.
8.Принцип доступности. Он требует учёта особенностей уровня развития учащихся и предполагает, что все компоненты учебного процесса (задачи, содержание, методы, формы) будут проектироваться с учётом реальных учебных возможностей учащихся с учётом зоны их ближайшего развития.
9. Принцип прочности. Он базируется на убеждении, что «повторенье –мать ученья». Однако, повторять – творчески, в разнообразных ситуациях и сочетаниях.
10. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона. Предполагает сотрудничество и сотворчество педагогов и учащихся; стимулирование внутренних мотивов учения (интересов, потребностей, увлечённости и пр.), - всё то, что определяет эмоциональный комфорт участников образовательного процесса.
11. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Требование сочетания диктуется необходимостью устранения недостатков этих форм, используемых в отдельности.
12.Принцип фундаментальности обучения. Изучение главных основ наук, их системообразующих открытий и проблем.
13. Принцип сочетания личности ученика с разумной требовательностью к нему. 14. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
Принципы педагогической техники (из кн. А.Гин. Приёмы педагогической техники.)
1. Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор.
2. Принцип открытости. Не только давать знания, но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении открытые задачи. Иначе откуда же взяться любознательности и изобретательности?
3. Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений, навыков – преимущественно в форме деятельности. Ученик должен работать со знаниями, а не только их воспроизводить.
4. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
5.Принцип идеальности (высокого КПД). Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |