Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об эмоциях




Эмоционально-волевая сфера личности. Чувства. Эмоциональные состояния, эмоции личности. Воля.

Цель: -изучение закономерностей динамики эмоциональной жизни;

- формирование навыков распознавания эмоций и чувств.;

- изучение особенностей волевой регуляции личности.

Вопросы:

1.Понятие об эмоциях.

2. Классификация эмоций и чувств.

3. Физиологические основы эмоций и чувств.

4.Психологические теории эмоций.

5. Понятие о воле.

6.Волевая регуляция поведения.

7.Классификация волевых качеств.

Основные понятия: воля, активность, локус контроль (внутренний и внешний), первичные, вторичные и третичные волевые качества, волевое усилие, волевые действия (простые и сложные), борьба мотивов, сила воли, безволие, абулия, апраксия, аффект, интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Литература: 2, 6, 18, 19, 20, 26,28, 30.

Только представьте, какой была бы жизнь, если бы вы мыслили и действовали, но ничего не чувствовали. Отказались бы вы от способности испытывать страх, если бы заодно потеряли способность испытывать прилив страсти при жарком поцелуе любимого человека? Вы отказались от печали ценой радости? Конечно же, такие сделки оказались бы никуда не годными, и вы о них сразу бы пожалели. Вскоре мы увидим, что эмоции имеют ряд важных назначений.

Однако давайте начнем с того, что дадим эмоциям определение.

Эмоции – особый класс психологических процессов, состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку ситуаций для жизнедеятельности человека.

Как психические процессы эмоции обладают своими особенностями.

Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.

Другая черта эмоций – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей.

Человек может судить о достижении поставленной цели, поскольку любая эмоция положительна или отрицательна.

Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная – с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Функции эмоций:

1 - когнитивная – благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежавшие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему эмоциональные состояния радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

2 – экспрессивная и коммуникативные функции. Эмоционально выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения.

3 – сигнальная функция. Субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоциональный процесс включает три основные компоненты:

1 – эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные изменения в организме. Во всех случаях, когда событие имеет значение для индивида и констатируется в форме эмоционального процесса, происходит повышение возбудимости, быстрота и интенсивность протекания психических, моторных и вегетативных процессов.

2 – знак эмоции: позитивная эмоция возникает тогда, когда события оцениваются как позитивные; негативная – когда они оцениваются как негативные. Позитивная эмоция способствует к действию.

3 – степень контроля эмоций. Следует различать два этапа сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость) при которых сохраняется ориентация и контроль и крайнее возбуждение (паника, страх, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль почти невозможны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.