КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективность средств массовой коммуникации
Структура и функции массовой коммуникации. Понятие массовой коммуникации. Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна как и само человеческое общество. 1. Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Средства массовой коммуникации – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационного сообщения на большие территории. Характеристики массовой коммуникации: · наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность сообщения · социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации · массовые аудитории, которые вследствие рассредоточенности и анонимности, требуют тщательно продуманной ценностной ориентации · многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и нормативность массовой коммуникации Массовая коммуникация выполняет важную роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений, роль канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия на личность и на социальную группу. Свойства коммуникативного процесса в средствах массовой коммуникации: 1. Диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени. 2. Диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационному сообщению преодолевать пространство. 3. Мультиплицирование – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием. 4. Симультанность – свойство коммуникативного процесса, позволяющее предоставлять сообщение множеству людей практически одновременно. 5. Репликация – свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации. Основные направления исследования массовой коммуникации в настоящее время: · изучение изменения структуры и функционирования средств массовой коммуникации в результате внедрения новых технологий · исследование воздействия новой технологии коммуникации на культуру · изучение путей защиты национальной самобытности и разработка концепции нового информационного порядка · изучение проблем этики в системе средств массовой коммуникации 2. Основные компоненты структуры массовой коммуникации представлены в модели коммуникативного акта, разработанной Г.Лассуэлом в 1948 г. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный линейный процесс: кто сообщает – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом 1. Коммуникаторы – создатели информационного сообщения. Выделяют две основные группы коммуникаторов: · «редакции» - непосредственные создатели и передатчики информационных текстов · «издатели» - владельцы, акционеры, менеджеры и другие лица, определяющие главные цели органа информации Процесс подготовки информационного сообщения практически всегда является результатом совместной деятельности «редакций» и «издателей». Освещение какого-либо события можно охарактеризовать с помощью следующих индикаторов: · частота повторов освещаемого события в СМК · уровень освещения проблемы – амплитуда между повторением аналогичных сообщений, показывающая при какой частоте упоминания сходных событий данное событие может стать новостью · неоднозначность события: чем выше уровень однозначности, тем выше вероятность того, что событие будет замечено · релевантность события по отношению к культуре и осведомленности аудитории – общественное мнение реагирует на события, доступные его пониманию · соответствие произошедшего события ожиданиям: чем больше данное событие ожидается в обществе, тем скорее оно станет актуальной новостью · неординарность события – новостью становится небанальное событие, выходящее за рамки стандартной ситуации · сохранение актуальности события – наиболее яркие и громкие новости сохраняют свою актуальность в течение длительного времени. Сообщения в СМК классифицируются по жанровым особенностям и по назначению. Выделяют следующие виды: 1. художественный – драмы, рассказы, концерты 2. научный – научные статьи, рассказы, дискуссии 3. публицистический – новости, репортажи, комментарии, очерки «Издатели» организуют продвижение сообщения в СМК. Схема продвижения сообщения и его дальнейшего развития в СМК сводится к следующим этапам: 1. Первые, отрывочные сведения о событии. 2. Появление полноценной информации. 3. Добавление первичных комментариев авторами сообщения. 4. Первое развитие события, увеличение его значимости в глазах общественности. 5. Высказывание мнений общественными авторитетами. 6. Попытки аналитического осмысления проблемы. 7. Разрастание проблемы. 8. Попытки выработки единого решения. 9. Озвучивание единого решения общественными авторитетами. 10. Выработка в общественном сознании стереотипа по решению данной проблемы. Другой важной функцией «издателей» является контроль за СМК, кот воплощается через две модели: 1. «Тоталитарную», которая налагает полный запрет на освещение определенных событий. 2. «Демократическую», которая предусматривает освещение нежелательного события в информационном потоке вместе с другими сообщениями, при этом регулируется значимость нежелательного события. 2. Массовая информация – социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве, с помощью искусственных каналов. Социальный характер циркулирующей в обществе массовой информации обуславливается следующими факторами: 1). Содержание – то, как данная информация отражает общественные процессы 2). Субъект использования и назначения – то, как данная информация используется людьми в чьих-либо интересах 3). Специфика обращения – то, как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается. Цель массовой информации – управление обществом и его основными подсистемами (общностями, социальными группами и т.п.) Количественная характеристика массовой информации – мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится субъекту на контакты с СМК, а также от индивидуальных особенностей реального потребителя (уровень культуры, образования, степень заинтересованности в проблеме) Качественная характеристика массовой информации состоит из: востребованности, полезности, интересности и эмоциональной окрашенности. Качественная характеристика информации тесно связана с количественной характеристикой и определяет ценность массовой информации. Ценность массовой информации определяется также такими ее свойствами как репрезентативность, доступность, полнота, достоверность, актуальность, этичность и т.д. 3. Средства передачи массовой информации (СМИ) – это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов информации. 1. Пресса – массовые периодические печатные издания. Пресса уступает радио и телевидению по оперативности, однако лишь она содержит в себе фиксированный печатный текст, логически оформленный и поддающийся анализу. При чтении потеря информации сводится к минимуму 2. Радио – массовое аудиальное СМИ – одно из важнейших средств социального контроля, благодаря которому можно управлять сознанием и поведением больших групп людей одновременно. Уникальность радио – в его вездесущности и общедоступности. 3. Телевидение – аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности. Телевидению свойственна программность – определенным образом организованная передача сообщений. Его можно классифицировать по нескольким критериям: 1).по способу трансляции: эфирное, спутниковое, кабельное. 2).по охвату аудитории: межгосударственное, общенациональное, региональное, местное. 3).по специализации программ: общее, специализированное. 4).по финансированию: бюджетное, самофинансирование, за счет спонсоров. 5).по жесткости контроля со стороны государства и общества: жесткий контроль, слабый контроль, отсутствие контроля. 6).по коммуникационной модели: монологическое, диалогическое, интеракционное. 4. Информационные службы – организации, собирающие и передающие новости. Они составляют основу системы распространения новостей и занимают ведущее место при их подготовке. 5. PR – специальная система управления информацией, создания информационных поводов, распространения готовой информации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения. 6. Internet – всемирная сеть серверов, создающих новое информационное пространство, содержащее набор текстовых, звуковых и видеоматериалов, связанных взаимными ссылками и переходами. 4. Массовые аудитории – беспорядочное собрание случайных людей, не объединенное никакими существенными едиными критериями Основные характеристики массовой аудитории: 1. Социально-демографические – пол, возраст, доход, уровень образования, место проживания, семейное положение, профессия и т.д. 2. Ситуативные – уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д. 3. Возможность доступа к конкретному источнику информации. 4. Уровень подготовленности аудитории к восприятию информации – степень владения языком СМИ, степень понимания конкретного текста, адекватность восприятия текста информационного сообщения 5. Степень информированности аудитории. В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудитории с информацией. 1. Контакт с источником (каналом) информации 2. Контакт с самой информацией 3. Прием информации 4. Освоение информации 5. Формирование отношения к информации 5. Реакция аудитории. Выделяют пять основных типов реакций на массовую информацию: · реакции, связанные с особенностью деятельности индивидов в социальных общностях: 1. когнитивные – изменение информированности, стимулирование интеллектуальной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение интереса к информации 2. ценностные – создание новых идей и установок, изменение или закрепление сложившихся ценностей, побуждение к выражению взглядов и к дискуссиям 3. организационные – практические действия в различных сферах общественной жизни в соответствие с полученной информацией 4. тонизирующие – изменение или поддержание психофизиологического состояния индивидов и масс 5. коммуникативные – распространение и обсуждение полученной информации, установление обратной связи с источником информации · явные (доступные непосредственному наблюдению) и латентные (ограниченные областью сознания индивида и внешне не проявляющиеся) · желательные и нежелательные · характеризующие изменения в сознании или деятельности аудитории · связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: 1. ближние 2. дальние 3. краткосрочные 4. продолжительные Впоследствии модель Лассуэла была усовершенствована за счет введения обратной связи как обязательного вида отношений между компонентами. Процесс массовой коммуникации представляется в виде замкнутой цепи, в которой все компоненты взаимосвязаны. Функции массовой коммуникации 1. Информационная – заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности. Эта функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида. 2. Регулирующая – влияет на формирование общественного мнения, общественного сознания индивидов и групп, создание социальных стереотипов. Эта функция способствует управлению общественным сознанием и осуществлению социального контроля, а также социализации. 3. Культурологическая – ознакомление с достижениями культуры и искусства. Способствует осознанию необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций, интеграции общества. Таким образом, социальная сущность массовой коммуникации сводится к тому, что это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества. 3. Эффективность средств массовой коммуникации – отношение достигнутого результата к ранее намеченной цели. Основные цели средств массовой коммуникации: 1. возможность влияния на общественные процессы 2. формирование общественного мнения и соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения 3. информирование, социализация молодежи 4. мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном регулировании Можно выделить группы критериев эффективности деятельности средств массовой коммуникации: · критерии духовного плана отражают изменения сознания человека: знаний, познавательной активности, убеждений, социально-психологического состояния людей, направленности их ценностей, ориентаций, установок и др. · критерии практического плана свидетельствуют об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, активности отдельных людей, социальных групп, коллективов. Также выделяют критерии эффективности на личностном уровне: · приобретение информации необходимой для жизнедеятельности · изменение познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и т.д.) · приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров · социализация и ресоциализация, приобщение человека к жизни в данной социальной среде · осуществление эмоционально-психологической релаксации и на уровне социальных групп: · насколько успешно достигнута цель, которую ставил перед собой коммуникатор · насколько удалось изменить сознание и поведение социальных субъектов · уровень изменения общественного мнения под воздействием социальной информации Уровень эффективности – степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми обладают средства массовой коммуникации и аудитория. Уровень эффективности средств массовой коммуникации обусловлен следующими факторами: · характер исходных целей, задач, идей и степень их реальности · технической, технологической, научной и интеллектуальной возможностью их распространения, формирования ценностей, идеалов, воззрений · степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержания полученной информации · степенью воплощения идей, задач, теоретических установок в социальной реальности Результатами, которых добиваются средства массовой коммуникации, являются эффекты – конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются в следующих формах: 1. Возникновение каких-то новых «образований» - знаний, настроений, идей, стремлений. 2. Коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории. 3. Переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного. К числу эффектов, вызываемых средствами массовой коммуникации, относят: · утилитарный эффект – удовлетворенность от получаемой информации, необходимой для решения практических, жизненных задач – реклама, прогноз погоды, программа передач · эффект удовлетворения познавательного интереса – возникает, когда человек, получая новую информацию, субъективно чувствует себя хорошо информированным · эффект усиления позиции – удовлетворение от информации, подтверждающей мнения, суждения, взгляды человека по какому-либо дискуссионному вопросу · престижный эффект – удовлетворение от информации, утверждающей ценности и позиции социальной группы, к которой принадлежит или стремится принадлежать человек · эстетический эффект – удовлетворение от восприятия прекрасного, эстетического обогащения · эффект комфорта – удовлетворение от снятия личностной напряженности На практике, на выбор показателей эффективности массовой коммуникации влияют: 1. то, что каждое информационное сообщение дает несколько эффектов одновременно (основные и побочные), причем основной эффект коммуникатор способен предвидеть и даже планировать, а побочные часто бывают неожиданными 2. большинство изменений в действительности лишь частично зависит от средств массовой коммуникации, как правило, массовая коммуникация лишь усиливает действие комплекса факторов макро- и микросреды 3. следует учитывать, что в создании эффекта наравне с коммуникатором участвует индивид со своим субъективным взглядом на окружающую действительность, непредсказуемостью психической организации, индивидуальным восприятием информации Пытаясь оценить массовую коммуникацию с т.з. ее значимости для общечеловеческого прогресса можно выделить две основные точки зрения. 1. Оптимистическая: § современное общество объединяет индивидов на основе «новой народной культуры», поскольку с появлением радио, телевидения, газет и других СМИ и увеличением доступа аудитории к ним, появляется единая система идей и взглядов § расширилось понятие «культура», от моральной и интеллектуальной утонченности и высокого уровня развития искусства до моральных норм и традиций социальной группы или социума в целом § к СМИ переходит воспитательная функция, теперь нормы поведения транслируются с их помощью § СМИ формируют особые вкусы, моду и развлечения современного человека, делая тем самым его полноправным участником культурных, социальных и политических процессов 2. Пессимистическая: § вследствие широкого функционирования массово-коммуникационных процессов в обществе осуществляется «массовизация» культуры, результатом чего является частичная или полная утрата многих образцов и установок народной и элитарной культуры и духовное обеднение общества § средства массовой коммуникации навязывают чуждые большинству модели поведения, что опасно для психики человека и для социальной организации § копирование ценностей, пропагандируемых СМИ, приводит к утрате традиции, когда на смену существовавшим ценностям приходят суррогатные идеи § средства массовой коммуникации часто искусственно занижают планку интеллектуального и духовного развития для всего общества.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |